Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».
опыты и эксперименты (9 класс) на тему
В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhemchuzhina_moego_pedagogicheskogo_opyta.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Жемчужина моего педагогического опыта.
«Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».
Современный образовательный процесс … Каким он должен быть, чтобы школа 21 века действительно могла бы успешно выполнять социальный заказ общества и, обучая детей, готовила их по окончанию школы к жизни, к умению самостоятельно добывать необходимые знания и применять их на практике, адаптироваться у современным к условиям, а значит быть социально успешным человеком? Ведь это так важно и актуально для каждого из нас! На этот вопрос сегодня пытаются ответить и чиновники от образования, и ведущие методисты страны, по этому поводу дискуссируют родителя и сами учащиеся, это волнует и учителя-практика, которому очень не хочется, чтобы его бывшие ученики, вспоминая свои школьные годы, сказали бы: « Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Поэтому как бы сложно и трудно не было перестраиваться в своей педагогической деятельности учителю с большим стажем и опытом работы, ему необходимо в соответствии с требованиями времени искать новые методы, использовать современные педагогические технологии, позволяющие ученику активно включаться в образовательный процесс и быть не просто «пылесосом», плохо или хорошо впитывающим от учителя учебную информацию, а настоящим партнером, соавтором учителя в организации современного урока. И здесь проектная технология – благодатная почва для такого сотрудничества.
Для ученика проект- это возможность раскрыть свой потенциал индивидуально или в группе своих товарищей, найти при этом необходимые знания, применить на практике, достичь результата и публично его защитить. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат важен для всех. Для учителя – это возможность интегрированного обучения и воспитания, средство дифференциации обучения. И если тема проекта актуальна и интересна для детей, это достаточно увлекательное занятие. Но здесь, на мой взгляд, учитель- предметник сталкивается с рядом проблем. Во-первых, я думаю, что проектная деятельность никогда не сможет заменить традиционное обучение, да и не должна. Проекты - это дополнение к обучению, но навязывание проектов, действительно, напрягает. Во- вторых, при нашей загруженности всё это достаточно проблематично, да ещё оснащённость школы (вернее её отсутствие), тоже затрудняет деятельность в этом направлении. И наконец, в начальной школе в учебных программах отводятся часы на проектную деятельность по разным предметам, и дети учатся проблематизации, целеполаганию, работе в группах, презентации своих работ, рефлексии. Всё это шикарно. Но вот в среднем и старшем звене такой возможности нет. Нам предлагают продолжить начатую работу на предметных уроках. И в этих условиях учителю необходимо умело направить учащихся по правильному пути, подсказать им такую проблему, которая с одной стороны будет созвучна с основным учебным материалом и близка детям, а с другой стороны должна стать для них огромным шагом вперед в изучении данного учебного предмета.
В своей работе начала использовать проектную технологию совсем недавно – всего два года. Но эта работа пошла и дала свои плоды.
Ребята выбрали для проектирования очень актуальную проблему, связанную с современным состоянием русского языка. В прошлом году в ходе работы над проектом «Жаргонизмы как языковое явление в речи учащихся среднего звена современной сельской общеобразовательной школы» группа учащихся работала над исследованием причин негативных изменений в русском языке, происходящих в том числе и по причине того, что в 21 веке огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов активно вливается в язык подрастающего поколения. Этот процесс ведет к потере яркости, выразительности и самобытности русского языка. Жаргонизмы настолько глубоко вошли в разговорную речь учащихся, что обойтись без них учащимся бывает очень сложно. А ведь именно современным подросткам и предстоит строить будущее России, а значит, и быть ответственными за дальнейшее развитие русского языка. Поэтому культура речи современного подрастающего поколения вызывает обеспокоенность всего общества. Данный проект, по мнению авторов, стал их первым шагом в борьбе за чистоту русского языка против ненормированной лексики, которая засоряет его. Работа была представлена на районном конкурсе учебных проектов и на региональном конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского. И хотя ребята не стали победителями конкурсов, работали они увлеченно, сплоченно, понимая свою ответственность за конечный результат всей группы.
В этом году учащиеся продолжили дальнейшее углубленное изучение лексики русского языка и посвятили свой проект исследованию особенностей использования казачьих диалектов южного Дона в романе Евгения Александровича Кулькина «Крушение». Ребята выбрали для исследования эту тему не случайно. Во-первых, она им близка и понятна, потому что сами они проживают на территории донского края, в междуречье Дона и Волги, потому что понимаю , что, утратив этот лексический пласт живого разговорного языка, русский язык потеряет свою национальную самобытность. Ведь донское казачество – это часть человечества, а его язык – достояние мировой культуры. Не знать языка собственных предков – позор и беда для мыслящего, уважающего себя человека. А во-вторых, так случилось, что поселковой сельской библиотеке было присвоено имя писателя Евгения Александровича Кулькина, с которым завязались тесные отношения. И работа началась. К работе над проектом были привлечены в качестве своего рода консультантов живые носители казачьего диалекта, представители старшего поколения донского казачества, которые сохранили в своей речи ярко выраженные диалектные черты. Ребята посетили Волгоградский Государственный университет, а общение с профессором этого университета, доктором филологических наук Горбань Оксаной Анатольевной только укрепило желание творческой группы довести начатое дело до конца. Работа получилась интересной: актуальность и ее научность оказались бесспорными, что было отмечено в рецензии на проект, написанной профессором Горбань А.О. Проект занял первое место на 2 областном конкурсе учебных проектов, который проходил в марте 2014 года в гимназии № 7 города Волгограда. И тот факт, что творческая группа решила продолжить свою работу по изучению особенностей языка писателя Е.А.Кулькина, говорит о многом: ребята занимались практической научной деятельностью, они многое узнали, многому научились, в них есть желание познать неизведанное. Разве это не главная награда для учителя в его работе?
Учитель русского языка и литературы
МБОУ “Самофаловская сош» Науменко Людмила Ивановна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме: Город в котором мы живем
Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...
Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше
Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»6 классыУчителя биологии: Мурашова И.В., Курскова О.В.Расчетное время проведения – 1 академический часЦели и задачи: - развитие интереса к природ...
Урок " Мир, в котором мы живем". 7кл.
Данный урок можно провести в конце учебного года...
Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"
Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Мир,в котором я живу!
Опыты, анкетирование, графики...