Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"
статья по теме
В педагогическом проекте изучено и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень развития мотивации личности учащихся к познанию и творчеству, выявлены и обобщены наиболее продуктивные формы и методы развития творческого потенциала учащихся, экспериментально проверен предлагаемый вариант развития творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы с целью формирования теоретических знаний и практических навыков, раскрытия творческих способностей личности в избранной области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации, прослежена динамика развития мотиваций личности к познанию и творчеству, оформлены результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы»
Автор: Агапова Н.В.
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ с. Пилюгино
Балтайского района
Саратовской области
2011
Введение
Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть, важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь, 2003).
Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Поэтому разница в проявлениях творчества выражается в конкретном материале, в масштабах достижений и их общественной значимости.
Но сущность творческого процесса одинакова для всех и для любого вида творчества - научного, технического, художественного.
Начало творческого процесса связывается со столкновением с новым, необычным, парадоксальным, с осознанием противоречия новых фактов с ожидаемыми. В результате возникает удивление, новизна переживаний и формулируется вопрос.
I. Теоретическое обоснование проекта
В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, который ориентирован на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.
Таким образом, в настоящее время сложились противоречия:
- между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;
- между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;
- между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.
Актуальность педагогического проекта
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, внеклассную работу и дополнительное образование по предмету, что ребёнку занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком занятии, как говорил Цицерон, «зажигаются глаза слушающего о глаза говорящего».
Теоретико-методологическую основу педагогического проекта составили:
- Ведущие идеи личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, Н.И. Алексеев, С.В. Кульневич).
- Исследования по философии и психологии творчества (А.Н. Бердяев, Д.Б. Богоявленская) и стимулирования творческой активности.
- Концепции формирования мышления учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин), проблемного обучения (Ю.К. Бабанский, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин).
Актуальность педагогического проекта определяется:
- социальным заказом общества остановить тенденцию простой трансляции
социокультурных норм и готового научного знания, способствующей угасанию
неповторимой индивидуальности личности ребенка;
- потребностью реконструировать традиционную педагогическую систему, основу которой
составляет культура воспроизводства, мало соответствующая механизмам личностного
развития ребенка;
- необходимостью оптимизировать механизмы педагогического воздействия на состояние
творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления творческой
деятельности как наиболее значимого проявления творческого потенциала.
Установленные противоречия позволили сформулировать проблему педагогического проекта - при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт интеллектуального творчества учащегося?
Объект исследования — процесс развития творческого потенциала учащихся.
Предмет исследования — система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что творческий потенциал учащихся в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на парадигму личностно-ориентированного образования и определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагогов и самого учащегося.
Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и
учебно-методической литературе.
2. Установить исходный уровень развития мотивации личности учащихся к познанию
и творчеству.
3. Выявить и обобщить наиболее продуктивные формы и методы развития творческого
потенциала учащихся.
4. Экспериментально проверить предлагаемый вариант развития творческого
потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного
образования и внеклассной работы с целью формирования теоретических знаний и
практических навыков, раскрытия творческих способностей личности в избранной
области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков в
избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения
личности, её профориентации.
5. Проследить динамику развития мотиваций личности к познанию и творчеству.
6. Оформить результаты работы.
Ведущая идея проекта:
Создание на уроках русского языка и литературы, внеклассных мероприятиях, занятиях кружка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Основные задачи для достижения реализации ведущей проекта:
Развивать у учащихся
1) стремление к получению новых знаний в области русского языка и литературы;
2) способность к самостоятельному добыванию литературоведческих и
лингвистических знаний и исследованию научных фактов;
3) умение использовать полученные знания на практике;
4) творческие способности и инициативу.
Состав участников проекта:
- обучающиеся 5-11 классов МОУ СОШ с. Пилюгино;
- Агапова Н.В., учитель русского языка и литературы.
Сроки проведения: 2009-2011 г.г.
В соответствии с целями и задачами проекта определён календарный план его реализации.
1. Погружение в проект (сентябрь-октябрь 2009 года).
2.Организационный этап (ноябрь-май 2010 года).
- Формирование гипотезы проекта.
- Выявление приоритетных проблем.
- Изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и учебно-
методической литературе.
- Построение модели проекта.
3 . Диагностический этап (май - сентябрь 2010 г.)
- Анкетирование учащихся с целью определения развития мотивации личности к познанию
и творчеству.
- Разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме.
- Отбор наиболее продуктивных методов и приемов для решения проблемы.
4. Практический этап (сентябрь 2010 - январь 2011 г.)
- Апробация программ дополнительного образования интеллектуальной направленности;
- внеклассная работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в
олимпиадном и конкурсном движении;
- работа школьного научно-исследовательского общества учащихся;
- организация проектной деятельности обучающихся;
- сопровождение дистанционного обучения школьников;
- расширение программ обучения (элективные курсы);
- повышение мотивации личности к познанию и творчеству;
- отслеживание успешности решения проблемы.
5. Обобщающий этап (февраль-март 2011 г.)
- Степень реализации проекта.
- Подведение итогов проекта.
6. Внедренческий проект (март-май 2011 г.)
Планируемые образовательные результаты
1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.
2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.
4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
5. Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Выводы и предложения:
- разработка методических рекомендаций по развитию творческого потенциала учащихся.
Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
- организация и поддержка творческих инициатив учеников;
- ориентация учащихся на исследовательскую, поисковую, проектную работу в рамках предметного обучения;
- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
- привлечение в образовательный процесс родителей учащихся;
- создание атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:
- будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;
- за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;
- учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;
- учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;
- результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.
Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.
Структура творческого потенциала
Творческий потенциал включает компоненты:
- мотивационно-целевой;
- содержательный;
- операционно-деятельностный;
- рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:
- мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;
- мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.
Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.
Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.
Цели развития творческого потенциала учащихся с различных точек зрения:
с психолого-педагогической - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);
с социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;
с дидактической - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.
II. Практическая реализация проекта
Аргументированность преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
Целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как
- осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера;
- знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом;
- знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.);
- оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации;
- знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества;
- отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии;
- контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими.
Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения условий организации учебно-воспитательного процесса и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.
Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его следующей концепции развития:
- основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся как субъектов саморазвития;
- организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений.
Основные компоненты творческой активности учащихся:
- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
- готовность к преобразующей деятельности;
- эвристический потенциал;
- сама преобразующая деятельность.
Развивающие творческий потенциал учащихся технологии включают:
- наличие программы самосовершенствования школьника,
- формирование потребности к самореализации, оптимальной деятельности и
продуктивной коммуникации,
- развитие творческого субъективного потен циала, необходимого для эффективного
учебного труда,
- оказание психоло гической поддержки и обучение навыкам работы.
Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- конкурсы;
- турниры;
- олимпиады;
- творческий труд;
- поисковые эксперименты;
- индивидуальные занятия;
- художественно-эстетическая деятельность
Обоснование использования технологий
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Так должно быть. Но как часто, уже с детства, ребенок не верит в себя. Поэтому главная задача педагога: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. Этой цели способствуют современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникативная;
- проектно-исследовательская;
- технология развития критического мышления;
- личностно-ориентированная;
- игровая;
- здоровьесберегающая;
- технология «дебаты».
Использование этих современных образовательных технологий способствует раскрытию творческого потенциала, обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника.
Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся, позволяет создавать благоприятный психологический фон, условия для самовыражения.
Исследовательские работы часто требуют родительского участия, но при этом важным условием является разъяснение сути методов проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.
Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.
Всё это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.
Активное использование в работе технологии критического мышления позволяет «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:
- активизация познавательной деятельности;
- осмысление материала через активное чтение и слушание;
- через размышление и анализ к творческой интерпретации.
Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.
Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.
К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделиро вания творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также таких качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по русскому языку и литературе. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.
Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров. Тщательно подбирается музыкальное оформление, готовится выразительное чтение стихотворений, инсценируются отрывки из литературных произведений.
Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.
Еще одной формой внеклассной работы является НОУ. В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через научное общество учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески одаренных детей.
Традиционным стало участие в различных литературно-творческих конкурсах на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Такие конкурсы стимулируют читательскую инициативу учащихся и позволяют прогнозировать ситуацию успешности.
Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, увлекательным и полезным, следовательно, формирующим читательские компетентности.
Результаты диагностики учащихся
Динамика развития творческой активности учащихся (количество конкурсов)
Результаты диагностики
«Качества творческой личности»
График развития личностных качеств показывает, что выполнение творческих заданий на уроке и во внеурочное время способствует формированию творческих качеств учащихся.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на муниципальном и региональном уровнях.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, внеклассной работе, дополнительном образовании можно добиться положительных результатов.
Образовательные результаты
Успеваемость по предметам
Динамика качества знаний по русскому языку и литературе
Результаты ГИА по русскому языку
льтаты ГИА по русскому языку_______________________________________________________________________________________________ Учащиеся имеют 100 % успеваемость, стабильно высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе. Результаты итоговой аттестации в 9 и 11 классах подтверждают сформированность навыка практической грамотности.
Учащиеся с самым разным интеллектуальным уровнем участвуют в конкурсах творческих работ, на литературных праздниках, конференциях, исследовательских секциях разного уровня: школьного, муниципального, регионального, федерального.
К наиболее ярким результатам работы можно отнести следующие:
Фамилия, имя обучающегося | Название конкурса | Награды 2008-2009 уч. г. | |||
муниципального уровня | регионального уровня | всероссийского уровня | Доля призёров от общего числа обучающихся, охваченных подготовкой по данному направления у данного педагога (в %) | ||
Лохова Ангелина | Заочный конкурс «От малой речки до большой Волги» | II место | Не принимали участия | - | 100% |
Османов Артём | Конкурс детского творчества по противопожарной тематике | III место | - | - | 100% |
Глухова Алёна | Районный конкурс на лучшую литературную работу по вопросам выборов и референдумов | I место | - | - | 100% |
Ганина Татьяна Лохова Ангелина | Районный детский литературный конкурс «Живая земля» | II место III место | I место I место | - | 100% |
Лохова Ангелина | «Права человека глазами ребёнка» | I место | - | - | 100% |
Награды 2009-2010 уч. г. | |||||
Федотов Владимир | XVII областной фольклорно-этнографический конкурс «Рождественские встречи» | I место | I место | - | 100% |
Рахматуллаев Акмал, Савочкин Владимир | Региональный этап Общероссийского конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по охране и восстановлению водных ресурсов | I место | I место | - | 100% |
Лохова Ангелина | Региональный этап Общероссийского конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по охране и восстановлению водных ресурсов Номинация «Начинающие журналисты пишут о воде» | I место | I место | - | 100% |
Федотов Владимир | Интеллект-фестиваль «Политика вокруг нас» | I место | - | - | 100% |
Епифанова Олеся Ерлепесов Тимур Петриченко Юрий Ганина Татьяна Сафонов Сергей Гущян Гоар | «Русский медвежонок-2009» | 2 I места 2 II места 2 III места | - | - | 80% |
Федотов Владимир, Молев Сергей | Интернет-олимпиада, посвящённая 65 годовщине Победы | Не проводилась | I место III место | Не проводилась | 100% |
Епифанова Олеся | Конкурс детского творчества по противопожарной тематике | I место | III место | - | 100% |
Федотов Владимир | Областной литературно-краеведческий праздник «Я помню! Я горжусь!» | Не проводился | I место | Не проводился | 100% |
Александрова Диана Молев Сергей | Конкурс среди учащихся общеобразовательных учреждений на лучшую литературную работу по вопросам выборов и референдумов | Грамота | Грамота | - | 100% |
Глухова Алёна Лохова Ангелина | Областной конкурс «Моя малая Родина» (гуманитарно-экологическое исследование) Публицистика в защиту природы и культуры | Не проводился | I место I место | - | 100% |
Петриченко Юрий | Районный (заочный) этап X всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Адрес детства – Россия» | I место | - | - | 100% |
Глухова Алёна Ганина Татьяна | Конкурс детского творчества «Боевой и трудовой подвиг учителя» | I место II место | I место | - | 100% |
Агапов Василий | Районный литературный конкурс «Нам этот мир завещано беречь» | I место | Не проводился | Не проводился | 100% |
Рахматуллаев Акмал Епифанова Олеся | Конкурс рисунков, посвящённый Году учителя | I место I место | - Грамота | - | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Конкурс детского творчества «наследники великой Победы» | II место | - | - | 100% |
Глухова Алёна | Научно-практическая конференция «Сохранение природного и культурного наследия» | Не проводилась | Не проводилась | Диплом лауреата конкурса | 100% |
Награды 2010-2011 уч. г. | |||||
Рахматуллаев Акмал | Конкурс рисунков, посвящённый Всероссийской переписи населения | I место | Не проводился | Не проводился | 100% |
Лохова Ангелина | «Права человека глазами ребёнка» | III место | - | - | 100% |
Федотов Владимир | Областной заочный конкурс «Единство национальностей – залог процветания Саратовской Губернии» | I место | Диплом II степени | - | 100% |
Молев Сергей | Областной слёт юных журналистов «Серебряное перо Губернии – 2010» | I место | - | - | 100% |
Федотов Владимир | XIII областные заочные Деревягинские чтения | I место | Диплом III степени | - | 100% |
Ивакина Наталия | Областной заочный конкурс декоративно-прикладного творчества «От ремесла к искусству» | I место | - | - | 100% |
Козлова Валентина | Областной заочный конкурс декоративно-прикладного творчества «От ремесла к искусству» | I место | - | - | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Районный конкурс рисунков «Моя любимая бабушка» | I место | Не проводился | Не проводился | 100% |
Каточкова Виктория | 6-й детский конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас» | Не проводился | Грамота | - | 50% |
Федотов Владимир | XVIII областной фольклорно-этнографический конкурс «Рождественские встречи» | I место | - | - | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Районный конкурс художественных работ учащихся образовательных учреждений Балтайского муниципального района и МОУ ДОД «Детская школа искусств» с. Балтай, посвящённый 20-летию образования пенсионного фонда России | I место | Не проводился | Не проводился | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Региональный этап творческого конкурса среди школьников «Мечтайте, фантазируйте, рисуйте!» | I место | 100% | ||
Петриченко Юрий Лохова Ангелина Федотов Владимир | «Русский медвежонок-2010» | I место II место III место | - | - | 40% |
Петриченко Юрий Ерлепесов Тимур Епифанова Олеся Орлова Анжелика Ивакина Наталия Гущян Гоар Сафонов Сергей Солодова Юлия Каточкова Дарья Ганина Татьяна Молев Сергей Каточков Антон | «Золотое руно» |
III место III место III место II место II место | - | - | 42% |
Федотов Владимир Рахматуллаев Акмал | Областной заочный конкурс «Шаг в будущее» (проектные работы) | Не проводился | Диплом Грамота | Участие | 100% |
Лохова Ангелина Глухова Алёна Козлова Валентина | «Зеркало природы» | Не проводился | Диплом Диплом Диплом | Участие Участие Участие | 100% |
Александрова Диана | Интеллект-фестиваль «Политика вокруг нас» | II место | - | - | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Конкурс письменных работ «Дорога в космос – из Саратова» | Не проводился | Благодарственное письмо | - | 100% |
Савочкин Владимир Рахматуллаев Акмал | Районная заочная научно-практическая экологическая конференция учащихся | I место | Не проводилась | Не проводилась | 100% |
Рахматуллаев Акмал | Конкурс среди учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, техникумов и колледжей, посвящённый 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос «Гагарин-Космос-Саратов» | III место | - | - | 100% |
Лохова Ангелина | 10-й областной детский литературный конкурс «Живая земля» | Не проводился | Грамота | - | 100% |
Анализ результативности педагогического проекта
Научная новизна педагогического проекта состоит в том, что в нём:
- систематизированы с позиции личностно-ориентированного подхода взгляды на сущность и специфику творческого потенциала учащихся, интеллектуальное творчество как наиболее значимое его проявление;
- создана и научно обоснована методическая система, интегрирующая структуру и содержание процесса развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся;
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность его развития;
- разработана методика анализа продуктов интеллектуально-творческой деятельности учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в педагогическом проекте научное обоснование интегральной характеристики творческого потенциала, специфика интеллектуального творчества как наиболее значимого его проявления, модель образовательного процесса, интегрирующая структуру и содержание процесса развития творческого потенциала, позволяют целенаправленно развивать и совершенствовать творческий интеллект учащихся, способствующий освоению, накоплению, использованию и преобразованию личностного опыта, раскрывающегося в личностно-смысловом, ценностном отношении к интеллектуальной деятельности (к целям, содержанию учебной информации, к процессу и результату своей деятельности), добиваясь большего проявления, раскрытия творческого потенциала.
Разработаны методические рекомендации к урокам по русскому языку и литературе, занятиям кружка, рабочие программы, внеклассные мероприятия по предметам, предусматривающие формирование, развитие личностных качеств учащихся.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются:
- опорой на методологию исследования творческой деятельности;
- системным подходом в анализе психологических, педагогических подходов в разработке
ведущих идей педагогического опыта;
- проверкой результатов работы в практике школы.
Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждены:
- позитивными изменениями в личностных качествах учащихся;
- ростом интереса учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- преобладанием потребности в преодолении привычных образцов репродуктивного
восприятия материала;
- изменением отношения к содержанию учебной информации, к процессу и результату
своей мыслительной деятельности;
- преобладанием потребности в накоплении, использовании, преобразовании личностного
опыта, раскрывающегося в самостоятельном поиске и нахождении собственных способов
учебной деятельности.
Расширение единого образовательного пространства – уроки русского языка и литературы, система дополнительного образования, научно-исследовательские проекты, использование педагогики сотрудничества развивают интерес учащихся к предмету, позволяют совершенствовать, шлифовать и оттачивать знания.
Знание современных методик, передовых педагогических технологий, использование личного творческого подхода, кропотливая работа, направленная на повышение качества знаний, ведут к успешному обучению, что находит подтверждение в высоких результатах обученности учащихся.
Об эффективности проекта свидетельствуют:
1) положительная динамика качества знаний учащихся по русскому языку и литературе;
2) результативность участия ребят в конкурсах творческих и исследовательских работ;
3) работа школьного НОУ по русскому языку и литературе.
Учащиеся с самым разным интеллектуальным уровнем участвуют в конкурсах творческих работ, на литературных праздниках, конференциях, исследовательских секциях разного уровня: школьного, муниципального, регионального, федерального.
III. Заключение
Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы доказать как интеграция основного, дополнительного образования и внеклассная работа по предмету развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса.
В результате мы видим, как усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, внеклассная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Таким образом, мы видим, что реализация всех форм основного, дополнительного образования и внеклассной работы в интересах личности развивает мотивацию к познанию и творчеству учащихся и позитивно влияет на результат обучения и дальнейшее самоопределение.
Работа учителя направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.
“Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью”, - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский.
Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить. И немаловажную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей. И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.
На этом работа педагога по решению данной проблемы не заканчивается, а только совершенствуется. По окончании проекта были разработаны методические рекомендации, которые могут использовать в своей работе учителя других школ.
Творческая реализация инновационных технологий, методик, программ и учебно-методических комплексов позволяет постоянно самосовершенствоваться, повышать профессиональные достижения, обобщать и распространять опыт педагогической деятельности на школьном, муниципальном уровнях, вносить свой посильный вклад в развитие образования.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.
Да, получается, может быть, не у всех, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
IV. Список литературы
1.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
2.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.
4. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.
5. Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1999, с.90-94.
6.Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование.№8.2001.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.
8.Панов Б.Т. Внеклассная работа. – М.: Просвещение, 1980.
9.Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.
10.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998..
11. О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 24. 09.2007 № 06-1549)./ « Вестник образования» №22,2007г., стр.52-78.
12.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/
13.Материалы сайта lib.direktor.ru
14.Материалы сайта www.vestniknews.ru
V. Приложения
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
1. “Линия времени”.
Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
2. Метафоры.
Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.
Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.
Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.
3. Резервы памяти и внимания.
Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.
4. Рефлексия.
Один из вариантов рефлексии по предмету:
5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
А.
- На что был похож прошлый учебный год?
- На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
- Что тебе нужно сделать для этого?
- Какая нужна помощь?
Б.
- Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I четверть (полугодие)?
- Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
- Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
- Как ты поймёшь, что результат достигнут?
В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:
- Чего не случится, если я буду писать грамотно?
- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
- Что случится, если я буду писать грамотно?
- Что случится, если я не буду писать грамотно?
Некоторых ребят это стимулирует.
6. Создание ситуации успеха.
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
7. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
8. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
9. Образовательная стратегия.
– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
10. Закрепление правил в игре с мячом.
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
11. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа:
– Что ты видел, слышал, чувствовал, когда шёл (ехал) в школу;
во время прогулки по осеннему лесу;
когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
на берегу реки.
12. В начале урока:
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
13. “Да-нет”
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нет” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
14. “Оратор”.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
15. “Автор”.
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
16. “Фантазёр”.
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………
– Вот видите, как важно…..
17. Эмоциональный отклик.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…….
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
18. “Кумир”
На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
19. “Профи”
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
20. “Суд”.
Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)
В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике
Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...
Статья на тему: "Развитие творческого потенциала учащихся посредством создания развивающей среды ОУЗ
Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывател...
Педагогический поиск форм и методов обучения в формировании творческого потенциала детей посредством сказочных художественных произведений
Тематическая презентация...
«Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы
Итеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, поучительным, следовательно формирующим читательские компетенции...
Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"
Автор Макеева И.Н. 1.Теоретическое обоснование проекта; 2. Практическая реализация проекта.3. авторская программа Ш.Л.Т. "Вдохновение" (фрагмент)....
Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)
Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...