«Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Итеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, поучительным, следовательно формирующим читательские компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_referat.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме :

«Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы»

                                                                                                Автор: Магомедханова В.И.

                                                                                                 учитель русского языка    и                      

                                                                                                литературы                

                                                                                                МОУ СОШ №9  г.Георгиевска

                                                                     

                                  

            Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности ученика, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть, важных для формирования личности как общественного субъекта. (Педагогический энциклопедический словарь, 2003).

            Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Поэтому разница в проявлениях творчества выражается в конкретном материале, в масштабах достижений и их общественной значимости.

            Но сущность творческого процесса одинакова для всех и для любого вида творчества - научного, технического, художественного.

            Начало творческого процесса связывается со столкновением с новым, необычным, парадоксальным, с осознанием противоречия новых фактов с ожидаемыми. В результате возникает удивление, новизна переживаний и формулируется вопрос.

                                  Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

            Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, внеклассную работу и дополнительное образование по предмету, что ребёнку занятие и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком занятии, как говорил Цицерон, «зажигаются глаза слушающего о глаза говорящего»

Актуальность данной темы определяется:

- социальным заказом общества остановить тенденцию простой трансляции  

  социокультурных   норм и готового научного знания, способствующей угасанию  

  неповторимой индивидуальности личности ребенка;

- потребностью реконструировать традиционную педагогическую систему, основу которой  

   составляет культура воспроизводства, мало соответствующая механизмам личностного  

   развития ребенка;

-  необходимостью оптимизировать механизмы педагогического воздействия на состояние  

   творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления творческой  

   деятельности как наиболее значимого проявления творческого потенциала.

     Объект исследования — процесс развития творческого потенциала учащихся.

Предмет исследования — система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие творческого потенциала учащихся.

Гипотеза проекта основана на предположении о том, что творческий потенциал учащихся в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на парадигму личностно-ориентированного образования и определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагогов и самого учащегося.

   Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

 

1.        Изучить  и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и  

            учебно-методической литературе.

2.        Установить исходный уровень  развития мотивации личности учащихся к познанию  

            и творчеству.

3.        Выявить и обобщить наиболее продуктивные формы и методы развития творческого  

            потенциала учащихся.

4.        Экспериментально проверить  предлагаемый вариант развития творческого  

            потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного  

            образования и внеклассной работы с целью формирования теоретических знаний         и                   

            практических навыков, раскрытия творческих способностей личности в      избранной  

            области деятельности, достижения повышенного уровня знаний, умений, навыков  

         в   избранной области, создания условий для самореализации, самоопределения  

            личности, её профориентации.

5.        Проследить динамику развития мотиваций личности к познанию и творчеству.

6.        Оформить результаты работы.

        Ведущая идея проекта:

            Создание на уроках русского языка и литературы, внеклассных мероприятиях, занятиях кружка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Основные задачи для достижения реализации ведущей идеи проекта:

Развивать у учащихся

1)    стремление к получению новых знаний в области русского языка и литературы;

2)    способность к самостоятельному добыванию литературоведческих и  

      лингвистических  знаний и исследованию научных фактов;

3)     умение использовать полученные знания на практике;

4)     творческие способности и инициативу.

В соответствии с целями и задачами проекта был определён календарный план его реализации.

1. Погружение в проект 

2.Организационный этап 

- Формирование гипотезы проекта.

- Выявление приоритетных проблем.

- Изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и учебно-

   методической литературе.

- Построение модели проекта.

3 . Диагностический этап 

- Анкетирование учащихся с целью определения  развития мотивации личности к познанию  

   и творчеству.

- Разработка концепции проекта, составление плана работы с учащимися по проблеме.

- Отбор наиболее продуктивных  методов и  приемов для решения проблемы.

4. Практический этап 

- Апробация программ дополнительного образования интеллектуальной направленности;

- внеклассная работа по предмету, направленная на подготовку обучающихся к участию в  

  олимпиадном и конкурсном движении;

- работа  школьного научно-исследовательского общества учащихся;

- организация проектной деятельности обучающихся;

- сопровождение дистанционного обучения школьников;

- расширение программ обучения (элективные курсы);

- повышение   мотивации  личности к познанию и творчеству;

- отслеживание успешности решения проблемы.

5. Обобщающий этап 

- Степень реализации проекта.

- Подведение итогов проекта.

6. Внедренческий проект

Планируемые образовательные результаты

1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.

2. Развитие мотивации личности  к познанию и творчеству.

3. Расширение познавательных возможностей  и творческой активности детей.

4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

5. Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;

учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;

результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.

Творческий потенциал раскрывается как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.

           Цели развития творческого потенциала учащихся с различных точек зрения:  

               с психолого-педагогической - изменение принципа организации усвоения содержания образования,  основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);    

с социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;

с  дидактической - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.

 

Аргументированность преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария.

Целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся закладывает такие цели, как

  1. осознание школьником своих способностей и своих возможностей к творческому решению задач различного характера;
  2. знание степени соответствия своих возможностей требованиям со стороны педагогов, родителей и общества в целом;
  3. знание степени своего признания в мини-сообществе (класс, группа, компания и др.);
  4. оценка предпосылок последующего развития способностей и самореализации;
  5. знание слабых и сильных сторон и путей самосовершенствования, знание своих индивидуальных способов творчески успешного действия, поиск индивидуального стиля творчества;
  6. отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; представление о своем будущем в перспективе избранной профессии;
  7. контроль за собственными интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими реакциями, управление ими.

Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения условий организации учебно-воспитательного процесса и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.

Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его следующей концепции развития:

  1. основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся как субъектов саморазвития;
  2. организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений.

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы:

  1. беседы;
  2. дискуссии;
  3. игры;
  4. состязания;
  5. конкурсы;
  6. турниры;
  7. олимпиады;
  8. творческий труд;
  9. поисковые эксперименты;
  10. индивидуальные занятия;
  11. художественно-эстетическая деятельность

       Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

                           Людей неинтересных в мире нет,

                           Их судьбы – как истории планет.

                           У каждой всё особое, своё,

                           И нет планет, похожих на неё.

        Так должно быть. Но как часто, уже с детства, ребенок не верит в себя. Поэтому главная задача педагога: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

        Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. Этой цели способствуют современные образовательные технологии:

  1. информационно-коммуникативная;
  2. проектно-исследовательская;
  3. технология развития критического мышления;
  4. личностно-ориентированная;
  5. игровая;
  6. здоровьесберегающая;
  7. технология «дебаты».

        Использование этих современных образовательных технологий способствует раскрытию творческого потенциала, обеспечивает развитие и саморазвитие личности школьника.    

            Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся,  позволяет создавать благоприятный психологический фон, условия для самовыражения.

        Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и  уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.

  К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также таких качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве

        Традиционным стало участие в различных литературно-творческих конкурсах на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Такие конкурсы стимулируют читательскую инициативу учащихся  и позволяют прогнозировать ситуацию успешности.

   Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности  позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, увлекательным и полезным, следовательно, формирующим читательские компетентности.

            С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на муниципальном и региональном уровнях.

        Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, внеклассной работе, дополнительном образовании можно добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Статья на тему: "Развитие творческого потенциала учащихся посредством создания развивающей среды ОУЗ

Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывател...

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

Автор Макеева И.Н.  1.Теоретическое обоснование проекта; 2. Практическая реализация проекта.3. авторская программа Ш.Л.Т. "Вдохновение" (фрагмент)....

Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)

Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...