Основные пути и условия формирования нравственности в семье
статья по теме
Статья для выступления на всеросийских чтениях "Роль духовно-нравственного воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Osnovnye_puti_i_usloviya_formirovaniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Педагогические чтения
Основные пути и условия формирования нравственности в семье
Учитель истории
МОУ СОШ №7
Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода
Козлова Елена Викторовна
Нижний Новгород
2007год
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Современные семьи живут в условиях противоречивой ситуации. С одной стороны: государство обратило внимание на проблемы и нужды семьи, разрабатываются целевые программы, выделяются большие деньги… С другой стороны: происходят процессы, которые обостряют семейные проблемы. Это падение жизненного уровня, рост числа разводов, алкоголизм, наркомания, агрессия со стороны СМИ. Следствием (или причиной?) этого выступают: бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Задача школы: защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Школа всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живёт человечество. Задачи педагога – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, А.С.Макаренко, Караковского В.А. и на личный опыт, выделим следующие пути и условия духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.
1)Самым важным условием является любовь.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, для формирования и реализации его духовно-нравственных потребностей.
Вы, наверное, не раз замечали, что в одних классных комнатах много хорошо растущих цветов, а в других их нет вовсе или они чахлые. Биологи давно доказали, что их состояние зависит от человеческих отношений, от царящей любви или неприязни. Дети тоже, как цветы, растут в зависимости от психологической атмосферы, вокруг них. Как и цветы, они могут расцветать, набираться здоровья, или чахнуть, заболевать, задерживая своё духовное, психическое и физическое развитие.
К нам в школу приходят родители с разными вопросами и проблемами. И какие бы сложности не возникали в воспитании детей, главный совет: любить своего ребёнка таким, какой он есть. Любить – значит понимать, помогать, делиться всем самым лучшим, что есть в себе самом. Но это должна быть не слепая неразумная материнская любовь, которая «забивает ребёнка хуже, чем розги» и делает его безнравственным потребителем.
2)Обязательным условием является атмосфера искренности.
"Мудрый человек, обладающий знанием,
должен жить согласно истине, честно…"
(Исх.20.16.)
«Родители… не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность".
3) Главным условием воспитания является личный пример, а не нравоучительная беседа
Я прошу вас всех принять участие в одном эксперименте:
Протяните вперёд правую руку.
Поднимите вверх указательный палец.
Большинство из вас сделали то, что я показывала, а не то, о чём просила. Выводы очевидны.
Макаренко А.С. в "Книге для родителей", утверждал: "Ваше собственное поведение,- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребенка большое значение".
Я хочу рассказать о семье, в которой, именно, личный пример, стал основой духовно-нравственного воспитания. Это семья Клюевых. Марина-выпускница нашей школы, в прошлом году стала победителем Городских Рождественских чтений. Марина Петровна - её мама говорит: "Духовное воспитание моей дочери это не особый специально продуманный процесс, это наша повседневная жизнь. Все вместе мы ходим в церковь, живем в соответствии с христианскими традициями, а в сложных ситуациях обращаемся за советом к своему духовному наставнику". В этой семье всегда присутствуют: вера, надежда, любовь и мудрость. Тему для своего реферата: "Житие преподобного Серафима Саровского. Он был и именем и духом Серафим", Марина выбрала не случайно. В работе она так объясняет свой выбор: "Ни в одном угоднике Божием так не воплощается дух нашего православия, как в образе убогого Серафима, молитвенника, постника, умиленного, всегда радостного, всех утешающего, всем прощающего Старца всея Руси…. В Дивеево круглый год едут паломники. Я так же неоднократно посещала эту Святую обитель. Мне всегда будет вспоминаться то чувство радости и умиления, которое было пережито в этом Святом месте, поэтому мне захотелось более подробно узнать о жизни преподобного Серафима Саровского". Здесь хочется произнести слова Святителя Иоанна Златоуста: "Будем выше всего ценить единодушие в семье, и всё будем делать, и направлять к тому…тогда и дети будут подражать добродетели родителей".
4)Не бойтесь похвалить ребёнка. Не только собственный пример, но и похвала, может быть положительным стимулом для ребёнка.
Один древний философ как- то сказал: "Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я, в конце концов, стал хорошим". Умение хвалить своего рода талант. Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей.
Похвала матери, отца или педагога, окрыляет ребёнка. В похвале ребёнок зримо ощущает родительскую любовь. На одном родительском собрании выступила мама и сказала, что своего сына она часто хвалит за старание, даже если у него не всё получается на "отлично". Этот ребёнок в школу идёт с большим желанием, ведь дома его считают успешным и он изо всех сил старается оправдать слова мамы.
5)Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.
Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют веру в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. Рассмотрим ситуацию: ребёнок вернулся домой намного позже того часа, о котором с ним условились. Можно сказать ему: "Ты нарушил обещание. Завтра вечером останешься дома". Звучит сурово. Однако это лучше обычного: "Ты безответственный эгоистичный ребёнок, ты думаешь только о себе, тебя совершенно не волнует что мы пережили, ожидая твоего возвращения, тебе, кажется, на нас наплевать…"
Эта тирада подразумевает вопрос: "Как ты мог так поступить?" А это недопустимый, невозможный вопрос. Потому что на него нет ответа. Избегайте таких вопросов. Они вызывают чувство стыда и унижения, но редко улучшают поведение и совсем не развивают чувства ответственности за свои поступки.
6) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
7)Порицание.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
8)Очень важным методом в воспитании является запрещение.
Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка - вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода» -воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»[1].
9)Разъяснение. Воздействие словом.
"Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово" Белинский В.Г.
В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.
Как правильно говорить с ребёнком?
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо стараться избегать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.
10)Необходимо воспитывать чувство гордости за свою семью.
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие"
Пушкин А.С.
На своих уроках я даю ребятам задание – составить свою родословную. Эту работу не возможно выполнить без участия всех членов семьи. Но удивляют результаты. Большинство ребят дальше бабушек и дедушек не могут углубиться в своё прошлое. Некоторые доходят до прадедов. В нашей школе есть опыт работы с семьями, которые заинтересованы поисковой деятельностью, созданием семейных архивов.
Примером является семья Ивана Мусихина. Ваня под руководством Гориновой Светланы Владимировны написал работу на тему "Мой прадед- герой Аджимушкая", а затем, увлёкшись этой деятельностью, с помощью родителей составил свою родословную и стал победителем областного конкурса.
Составлением своей родословной занялась семья Александры Марасовой. Итогом этой работы стал реферат на тему "Мой прадедушка - талантливый изобретатель"(2 место в районном конкурсе), и большой семейный архив, где есть и фотографии, и документы, и мемуары.
Аналогичная работа в школе продолжается и сегодня. Учителя и родители видят её значимость и ценность.
- Воспитывая ребёнка – воспитываешь себя
Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем научиться, особенно терпению и умению прощать.
Общение с ребёнком это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать. Я могу делать с ним всё, что хочу.
Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, кричать на него. Я не буду пользоваться своей властью.
Возможно, ребёнок - это шанс, данный нам Богом, чтобы научиться любить. Научиться прощать. А что если это попытка научить нас раскаянию?
Представьте такую ситуацию: маленький сын не желает засыпать…
Раздражаешься. Говоришь железным голосом, смотришь холодным взглядом: "Если сейчас же не ляжешь…"
Он, конечно, подчиниться. Уснёт сладким сном и простит тебе и железный голос, и холодный взгляд. И вот тогда понимаешь, что ни что не поколеблет его любви к тебе, - тогда-то и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое Господь прощает грехи.
Мы, педагоги, заходя в класс, должны относиться к сидящим там детям как к своим собственным, помнить, что они доверяют нам и верят в нас. И наша собственная жизнь является для них примером.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины»[2].
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.
Главные пути и условия формирования нравственности ребёнка это: любовь, искренность, положительный пример, умение воспитателя воздействовать словом и грамотно применить наказание, порицание и запрет.
Семья и школа должны быть сотрудниками в этом процессе.
[2] См.: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи
в методической разработке выступления педагога-психолога на родительском собрании имеется презентация о роли воспитания ребенка в семье и рекомендации по формированию нравственных законов семьи...
Методические условия формирования УУД обучающихся и пути их создания на уроках истории в 5 классе
Универсальные учебные действия - это действия, которые формируются и выполняются на разном предметном материале. В данной работе рассматриваются методические условия успешного формирования универсальн...
Методический доклад: Основные проблемы и условия формирования общих компетенций в процессе преподавания специальных дисциплин.
Методический доклад на педагогические чтения , предназначен для преподавателей специальных дисциплин. В нем проведен анализ основных проблем при освоении общих компетенций в ССУЗе....
Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формирования нравственной личности.
Организация волонтерской деятельности учащихся как одно из условий формированиянравственной личности....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как основное условие формирования личности, адаптированной к современным условиям жизни
Вработе азируется опыт работы учителя иностранного языка по использованию здоровьесберегающих технологий...
Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""
Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....