Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи
методическая разработка по психологии по теме

Ильина Ирина Вячеславовна

в методической разработке выступления педагога-психолога на родительском собрании имеется презентация о роли воспитания ребенка в семье и рекомендации по формированию нравственных законов семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                

Зам. директора по ВР

_______ Е.Ю. Бардышева

Выступление

 на общешкольном родительском  собрании

«Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи»

Педагог-психолог: И.В. Ильина

г. Цивильск 2013 г.

        СЛ.1

 В нашем обществе ошибочно бытует мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

Причем именно семья первой предъявляет обвинения, если результаты воспитания становятся плачевными. И сейчас мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей и подростков.

        Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

        Школа всегда стремиться к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна брать на себя и решать семья.

        СЛ. 3

По своему психологическому статусу семья и школа – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа  выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

        У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. В этом и происходит реализация воспитательной функции  школы.

        СЛ.4

        Сегодняшние дети к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, поведении и поступках. Взросление по-разному протекает у подростков, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, то переход во взрослую жизнь не вызовет у него больших затруднений. Какую же роль  в этот период должна играть семья?

Во-первых,  это всемерная эмоциональная поддержка ребенка.  Взрослые должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать своего ребенка уже только потому, что они его родители.

Во-вторых вера в ребенка  и доверие к нему.

        Проблема воспитания стоит также остро как перед школой, так и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от проблемы семейной. Задача школы – заложить в ребенке понимание того, что школа – это определенная  социальная ступень, которую совершенно не нужно ставить на одну ступень с родным домом. Воспитание детей в школе не  должно подменять родительское воспитание. Оно должно его продолжать.

Возможно ли заниматься вопросами воспитания и образования в школе без нравственного воспитания ребенка? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть систематичным и без участия в нем родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание, как личности самого ребенка, так и семьи.

 Одна из особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, будет складываться его личность. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье. (Пример). Мать ведет аморальный образ жизни, выпивает, да еще настраивает активно ребенка против педагогов, критикует их в присутствии ребенка. Пытаешься объяснить, что она неправильно воспитывает сына, что нельзя убивать уважение к учителям и воспитателям, говорит, что сама знает, что делать. Ее не возможно убедить, что она неправильно воспитывает сына. Мальчик растет неуправляемым, не признает авторитет педагога, требования не выполняет. И вот настал день, когда мать прибегает в школу с вопросом: «Кого вы воспитали?»  А разве мы вас не предупреждали, говорю я ей. Вам хотелось построить свой авторитет  за счет крушений всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Мальчик не ожжет любить и уважать вас, потому что он вообще никого не любит и не уважает. Это яркий пример  совершенно безнравственного семейного воспитания.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки». То, что раньше казалось для него смешным, понятным, повернулось совершенно другой стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Отец и мать не подозревают, что проглядели душевное становление своего ребенка.

СЛ.5

Поэтому в задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы:

- жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи

- культурный и образовательный уровень родителей

- морально-психологический климат семьи

-  традиции и обычаи семьи

- система ценностей и требований, предъявляемых в семье

- авторитет родителей в глазах в детей

- степень доверия детей родителям и родителей детям в семье

Поэтому все педагоги направляют свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребенка в семье, это является истоком формирования личности человека. Вы, родители должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм семьи невозможно воспитать нормального человека.

СЛ.6

Сейчас поговорим о формировании нравственных законах семьи, без которых невозможно воспитание ребенка.

Закон семьи 1. Каждый ребенок, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, педагогов, друзей, людей. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильное влияние на детскую психику, дает простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

        Дети, как никто другой очень нуждаются в том, чтобы не только жить в семье, которая занята своим делом, которая проживает в одном доме, но еще они должны чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи.

Даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый урон. А наши дети иногда уезжают домой спустя полгода после начала учебного года. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.

СЛ.7

Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, обещая забрать ребенка на выходные. Не следует давать обещаний, которые не выполните. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад его жизни. Всякий обман ребенок подмечает очень быстро, впадает в смущение и подозрительность, недоверие.

Если ребенку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в осведомлении, чем выдумывать вздор.

Не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймешь». Такие ответы раздражают ребенка, вызывая неоправданное любопытство. Лучше сказать так: «Я не –имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно, и нескромно». Этим не разрушается прямота и искренность, и  преподается урок долга, порядочности, дисциплины.  

        Если ребенок задает вопрос на деликатную тему и он ставит вас в тупик, скажите спокойным тоном, не смущаясь о том, что вы не знаете ответа на поставленный тобою вопрос, но я поинтересуюсь и объясню. И обязательно это сделайте.

СЛ.8

Закон семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

        Слово должно применяться к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе ребенка, а для этого надо учить вникать в смысл слов, тогда мы сможем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Родители должны  своевременно  перейти от фактов к принципам поведения. Как правильно говорить с ребенком?

  1. Не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без вас.
  2.  задумайтесь над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит  культуре коммуникативного общения.
  3.  какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы. Разговор должен вызывать у ребенка мысли, переживания и побудить его к активной деятельности по  воспитанию самого себя.
  4. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. Нужно размышлять вслух, делиться сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Они вызывают у ребенка неверие в себя, мешают принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют веру в будущий успех.

СЛ.9.

Закон семьи 4. Исключить безнравственные приемы наказаний ребенка.

        Наказание – крайняя мера воздействия. Оно  имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

        Существует эффект порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности взрослого. Надо суметь не оскорбляя, дать справедливую, хотя может быть резкую оценку его действиям. Порицание состоит в сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

СЛ.10        

Закон семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

        Важный метод в воспитании - запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит разумно относиться к своим желаниям. Не нужно удовлетворять подряд все желания детей и подростков. «Если взрослые стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей, и тиран ближних.  С детства нужно учить управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».

СЛ.11

        Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

        Сегодня очень важным считается воспитание чувств ребенка. Этим необходимо заниматься в семье. Это значит и словом и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства ребенка, умышленно создавая ситуацию или используя естественную обстановку. В связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает переживания другого и  отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются.

СЛ.12

        Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

        Дети должны видеть, что все члены семьи заняты трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Наблюдая за работой взрослых,  ребенок начинает имитировать это в игре, а затем сам включается в процесс труда как помощник, и наконец, как самостоятельный исполнитель.  Если родители ведут праздный, аморальный  образ жизни, существуя лишь на пенсию детей, чему могут научить такие родители своего ребенка?

СЛ.13

        Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.

        Можно много раз говорить ребенку о том, что никотин – это яд, говорить о вреде курения, алкоголя и самому курить, и пить  не переставая. Плохие примеры – модель для подражания и активного использования в жизни.        Необходимо исключить дополнительные раздражители из жизни ребенка: нищету, роскошь, чрезмерные лакомства,  беспорядочную еду, табак и алкоголь.  Для того, чтобы дать достойное воспитание своим детям, этого в семье быть недолжно.

        Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям. В детстве дети  неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребёнок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему  этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью

        Став взрослее ребенок усвоит принцип того, что можно жить на пенсию, пить и нигде не работать. Такому подростку будет трудно социализироваться в обществе, даже при огромном старании школы. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» - говорит народная пословица. Вы, родители пример для подражания для своих детей.

СЛ.14

        Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.

        Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми, в том числе людьми, употребляющими алкоголь. Инстинкт имитации заставляет его пытаться воспроизвести все действия и поступки  окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил.

Родители, которые любят ребенка, желают ему добра обязаны контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

СЛ.15

        Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

        Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи с этим родители должны контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей, потому что в школе дети стараются воспроизвести все действия, которые вы демонстрируете. Создавать нравственные традиции и обычаи семьи,  например,  семейный ужин, с обсуждением событий, произошедших за день, укладывание ребенка на ночь, не забыть его поцеловать, сказать ему, как вы его любите.        Родители могут обменяться поцелуями перед уходом на работу, с пожеланиями удачного дня,  по-доброму общаться без криков и взаимных оскорблений и т.д.  Все это показывает истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей, в семье которых формируется ценность семейных отношений.

        Родителям все время надо думать о том, как ребенок будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь и собственный дом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи

Слайд 2

« Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на характер и их поведение». Эрих Фромм

Слайд 3

Психологический статус семьи и школы В семье эмоциональные связи, привязанность. Семья - посредник между обществом и ребенком, с целью социальной защиты. Семья – это дом, любовь, родительское тепло. Функции школы: обучающая (обучить, расширить кругозор) воспитывающая (предоставить возможность для самореализации, для раскрытия и проявления его способностей).

Слайд 4

Нравственное воспитание ребенка в семье Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть систематичным и без участия в нем родителей обойтись нельзя. Одна из особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, будет складываться его личность. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Слайд 5

Определение и изучение воспитательного потенциала семьи - жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи - культурный и образовательный уровень родителей морально-психологический климат семьи традиции и обычаи семьи с истема ценностей и требований, предъявляемых в семье авторитет родителей в глазах в детей - степень доверия детей родителям и родителей детям в семье

Слайд 6

Формирование нравственных законов семьи Закон семьи 1. Каждый ребенок, должен быть любим независимо ни от чего. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, педагогов, друзей, людей. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильное влияние на детскую психику, дает простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Слайд 7

Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты все равно не поймешь». Такие ответы раздражают ребенка, вызывая неоправданное любопытство. Лучше сказать так: «Я не –имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно, и нескромно». Этим не разрушается прямота и искренность, и преподается урок долга, порядочности, дисциплины.

Слайд 8

Закон семьи 3. Р ебенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без вас. задумайтесь над тоном, манерой разговора, чтобы избежать « отчитываний » и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы. Разговор должен вызывать у ребенка мысли, переживания и побудить его к активной деятельности по воспитанию самого себя. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых.

Слайд 9

Закон семьи 4. Исключить безнравственные приемы наказаний ребенка. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности взрослого. Надо суметь не оскорбляя, дать справедливую, хотя может быть резкую оценку его действиям. Порицание состоит в сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Слайд 10

Закон семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя». Важный метод в воспитании - запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит разумно относиться к своим желаниям. Не нужно удовлетворять подряд все желания детей и подростков. «Если взрослые стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей, и тиран ближних. С детства нужно учить управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».

Слайд 11

Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами. Словом и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства ребенка, умышленно создавая ситуацию или используя естественную обстановку. В связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются.

Слайд 12

Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Дети должны видеть, что все члены семьи заняты трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Наблюдая за работой взрослых ребенок начинает имитировать это в игре, а затем сам включается в процесс труда как помощник, и наконец, как самостоятельный исполнитель.

Слайд 13

Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек. Плохие примеры – модель для подражания и активного использования в жизни. Необходимо исключение дополнительных раздражителей из жизни ребенка: нищеты, роскоши, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака и алкоголя.

Слайд 14

Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. Инстинкт имитации заставляет его пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил. Родители, которые любят ребенка, желают ему добра обязаны контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Слайд 15

Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений. Необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи с этим родители должны контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей, создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма и национальные традиции укрепляют любовь к Родине, вызывают чувс...

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности».

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности»....

Методическая разработка родительского собрания на тему: Нравственные законы семьи - это законы жизни

laquo;Нравственные законы семьи – законы жизни»Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.Форма: Семейная гостиная.Участ...