Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса.
Курс состоит из восьми тем, раскрывающих основные жизненные ценности.
Важнейшим направлением курса является формирование нравственных и эстетических ценностей человеческой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теоретические и практические основы микрокурса | 55.21 КБ |
Тематическое планирование | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярмарка методических идей
Тема:
Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса
«На пути к нравственности. Четвертая ступень»
в профильных классах гуманитарной гимназии на примере 8-ого класса
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русская литература. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Общее понятие духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.
Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературы.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы: «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень». И поскольку гуманизация учебно-воспитательного процесса – одно из основных направлений модернизации современного образования, данный микрокурс направлен на реализацию этого направления.
Курс состоит из восьми тем, раскрывающих основные жизненные ценности.
Важнейшим направлением курса является формирование нравственных и эстетических ценностей человеческой жизни.
Цель курса: изучение, анализ и осмысленное чтение произведений русской литературы, воспитание интеллектуальной, духовно-богатой
личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.
Задачи курса:
Изучить, осмыслить и проанализировать нравственный опыт поколений (на примере литературных произведений)
Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, сверстников и одноклассников
Развить личностные качества: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.
Гипотеза
правда ли то, что прочтение и анализ произведений русской литературы формируют нравственную культуру учащихся?
Календарно-тематическое планирование
микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень»
в восьмом классе (8 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Введение. Общие понятия нравственности. «Спешите стать терпимей и добрей». Б. Екимов «Ночь исцеления» | 1 | Лекция. Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение. |
2. | Истоки и уроки победы. Ю. Бондарев «Горячий снег» | 1 | Лекция-беседа. Комментированное чтение. Сообщения учащихся. |
3. | Ценность. Мораль. Нравственность. В. Дегтев «Аморальный приказ» | 1 | Лекция. Беседа. Работа с текстом. Работа в группах |
4. | Тема любви и нравственности в произведении И.С. Тургенева «Первая любовь» | 1 | Работа с текстом. Беседа. Составление и обсуждение проблемных вопросов. |
5. | «Все люди-братья». А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Работа с текстом. |
6. | «Живые мысли». В.Г. Распутин «Последний срок | 1 | Работа с текстом. Беседа. Составление и обсуждение проблемных вопросов. |
7. | «Мать - самое уважительное, что ни есть в жизни». В.М. Шукшин «Материнское сердце» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Составление «Правил поведения с родителями». |
8. | Заключительное занятие. Дискуссия о счастье. В.Г. Короленко «Огоньки», «Парадокс» | 1 | Работа с текстом. Беседа. Написание сочинения. |
Для духовно-нравственного воспитания молодого поколения используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное обучение. Воспитание нового поколения связано с образованием, с воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти звенья дополняют друг друга. В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы. Поскольку на уроках литературы и русского языка – это, прежде всего, работа с текстом, на своих уроках для осмысления, понимания информации в тексте я использую метод технологии критического мышления «Ромашка вопросов», созданный известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Цель этого метода - с помощью постановки 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах)
Ромашка состоит из шести лепестков – шести типов вопросов.
- Простые вопросы. Вопросы к тексту, к содержанию, к фактическому материалу. "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
- Уточняющие вопросы. Вопрос для уточнения. Обычно начинаются со слов: «Если я правильно понял, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?»
- Творческие вопросы. Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
- Практические вопросы. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Ученику предоставляется возможность обратной связи относительно сказанного. Как правило, создавая вопрос, у детей уже сразу рождается ответ на него.
При постановке последних двух типов вопроса и ответе на них у ученика происходит формирование нравственной составляющей личности.
Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.
Цель эксперимента: выявить условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения и проверить на практике влияние литературоведческой деятельности на формирование нравственных качеств детей.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
I этап - 1 констатирующий эксперимент
II этап – формирующий эксперимент
III этап – 2 констатирующий эксперимент.
Выявление первоначального уровня сформированности нравственных качеств учащихся восьмых классов.
Для этого мы использовали такие методы как: беседа по вопросам, беседа с использованием морального выбора.
Данные 1 констатирующего эксперимента были занесены в таблицу
Уровень сформированности | 8 А класс | 8 В класс | ||
Качество | Количество | Качество | Количество | |
Высокий | 24% | 6 человек | 27% | 7 человек |
Средний | 16% | 4 человека | 20% | 5 человек |
Низкий | 60% | 15 человек | 53% | 15 человек |
На основе табличных данных была построен график, позволяющий увидеть первоначальный уровень сформированности, нравственных качеств школьников экспериментальных классах.
Проанализировав, результаты 1 констатирующего эксперимента видим, что к началу эксперимента уровни сформированности нравственных качеств в контрольном и экспериментальном классах мало отличаются.
В заключение опытно-экспериментальной работы был проведен II констатирующий эксперимент, с целью определения эффективности проведенного исследования, направленного на повышение уровня сформированности нравственных качеств учащихся восьмых классов.
В ходе его проведения мы использовали те же методы, что и на I этапе 1 констатирующего эксперимента.
Уровень сформированности | 8 А класс | 8 В класс | ||
Качество | Количество | Качество | Количество | |
Высокий | 76% | 19 человек | 78% | 21 человек |
Средний | 16% | 5 человек | 11% | 3 человека |
Низкий | 8% | 2 человека | 11% | 3 человека |
На основе этой таблицы была построен график уровней сформированности нравственных качеств учащихся в экспериментальных классах после эксперимента.
Подводя итоги экспериментальной работы, следует отметь, что литературное произведение это основа формирования нравственных качеств учащихся, повышающей уровень нравственности человека.
Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 8А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем – 35%, средним – 20%, низким – 1%. В 8 В классе – 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств
Занятия микрокурса, как экспериментально доказано, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательно- образовательном процессе.
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование микрокурса (8 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов | Вид деятельности |
1. | Введение. Общие понятия нравственности. «Спешите стать терпимей и добрей». Б. Екимов «Ночь исцеления» | 1 | Лекция. Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение. |
2. | Истоки и уроки победы. Ю. Бондарев «Горячий снег» | 1 | Лекция-беседа. Комментированное чтение. Сообщения учащихся. |
3. | Ценность. Мораль. Нравственность. В. Дегтев «Аморальный приказ» | 1 | Лекция. Беседа. Работа с текстом. Работа в группах |
4. | Тема любви и нравственности в произведении И.С. Тургенева «Первая любовь» | 1 | Работа с текстом. Беседа. Составление и обсуждение проблемных вопросов. |
5. | «Все люди-братья». А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Работа с текстом. |
6. | В.Г. Распутин «Последний срок | 1 | Работа с текстом. Беседа. Составление и обсуждение проблемных вопросов. |
7. | «Мать - самое уважительное, что ни есть в жизни». В.М. Шукшин «Материнское сердце» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Составление «Правил поведения с родителями». |
8. | Заключительное занятие. Дискуссия о счастье. В.Г. Короленко «Огоньки», «Парадокс» | 1 | Работа с текстом. Беседа. Написание сочинения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......
Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность(5-11 классы)"
Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...
Воспитание любви к книге как фактор формирования духовно – нравственной культуры школьника.
С давних времён в нашей стране России сложился культ книги и словапревративший чтение в главную форму воспитания, национальную культурную традицию. В своей школе мы проводим большую просвет...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки
Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....
Доклад на городском методическом объединении воспитателей по теме "Духовно- нравственное воспитание школьников посредством воспитательных мероприятий в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с младшими школьниками...
Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии
Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет д...