Методический доклад: Основные проблемы и условия формирования общих компетенций в процессе преподавания специальных дисциплин.
учебно-методический материал по теме

Бельков Александр Павлович

Методический доклад на педагогические чтения , предназначен для преподавателей специальных дисциплин. В нем проведен анализ основных проблем при освоении общих компетенций в ССУЗе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedchteniyam-2014g.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

                                    Д О К Л А Д        

Тема: « Основные проблемы и условия формирования общих

             компетенций в процессе преподавания специальных

                                             дисциплин».

Выполнил  преподаватель -  Бельков А.П.

                                              2014

         Процессы модернизации профессионального образования направлены на создание и развитие социально-экономической и культурной жизни общества. Назрела необходимость изменений в характере социальных требований к образованию , ориентации на формирование творческой , инициативной , ответственной , способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.

        Целевая направленность современного образования связывается с фор-

мированием у обучающихся ключевых и профессиональных компетенций выпускника. Обучение ,основанное на компетенциях, наиболее эффективно

реализуется в форме модульной программы и ориентировано на активность

обучающихся , которые сами осваивают знания и умения в их целостности,

взяв на себя управление собственным обучением. При этом методы оценки

направлены на измерение освоенных целостных компетенций , а не отдель-

ных знаний и умений.

        С введением новых государственных образовательных стандартов у преподавателей прибавилось хлопот. Дело даже не том , что компетентност-

ный  подход является непроработанным до конца и вызывает множество воп-

росов , остающихся до сих пор без ответов. Проблема заключается в том , что

помимо знаний , умений и навыков , которые так и остались в требованиях к

освоению дисциплины , преподавателям необходимо заниматься еще форми-

рованием компетенций. Таким образом , нагрузка на преподавателя увеличивается и очевидно , что требуется иной подход к образовательному процессу. В сложившемся проблемном поле попытаемся рассмотреть основ-

ные сложности и проблемы , возникающие при реализации программ.

           Пройдемся по общим компетенциям техника-механика специальности

151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудова-

ния» , которые прописаны в ФГОСах :

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес-

сии , проявлять к ней устойчивый интерес.

    Вот здесь и возникает первая , может и самая главная из проблем- большая

часть обучающихся не осознает не только значимости своей профессии , а

проявляют полное безразличие к ней , не говоря уже о проявляемом интересе. Возникает вопрос в чем причина , а в основном это жизненные и социальные условия получаемые  человеком при работе по этой пециальнос-

ти ( низкая заработная плата, слабый карьерный рост , посредственные условия быта и труда и т.д.).

ОК2. Организовывать собственную деятельность , выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив-

ность  и качество.

   Что можно сказать по этому поводу, опять из своего опыта , большинству это дается достаточно сложно, потому что с детства не приучены как организовать свою жизнь.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

    Развиваем постепенно чувство ответственности за свои поступки , что формирует данную компетенцию . это будет необходимо не только в их профессиональной деятельности . но и в повседневной жизни. Лока у них это чувство развито очень слабо.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач , профессионального и личностного развития.

   С развитием этой компетенции немного легче в том плане , что практичес-

ки  все обучающиеся  могут найти необходимую информацию с помощью

компьютера в интернете. Стараемся научить их также искать нужную информацию в учебной и технической литературе , хотя здесь трудности

состоят в том , что самостоятельно многие из них мало пользуются так

необходимой учебной и технической документацией. Хотя в настоящее время доступ к технической документации ограничен, а новой учебной литературы по нашей специальности очень мало.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-

фессиональной деятельности.

Стараемся выстраивать процесс обучения по специальным дисциплинам и в модуле таким образом , чтобы научить обучающихся использовать информационно-коммуникационные технологии  и настроить их на применение этих технологий в своей будущей профессиональной деятельности. Это выражается в использовании этих технологий при выполнении практических работ в модуле , выполнения курсового проекта ,

использования этих технологий при выполнении и оформлении отчетов по практике , в выполнении рефератов , составлении презентаций и т.д.

ОК6. Работать в коллективе и команде , эффективно общаться с коллегами , руководством , потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) , результат выполнения заданий.

      Как раз эти компетенции у нас немного страдают из-за того , что практики проходят с нашими руководителями на предприятии. Идеальным вариантом было бы для обучающихся ,работать во время практики в рабочих бригадах , как это было раньше. Там можно было проявлять больше самостоятельности и приобретать навыки по этим двум компетенциям.

Это чисто мое личное мнение по данным компетенциям.

   

 ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием , осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    Эти две компетенции тесно взаимосвязаны между собой и в данном случае

дать навыки в наших условиях можно минимальные . Этому научит сама жизнь , когда  придется работать на производстве , появится такая необходимость в полном объеме. Хотя это тоже мое субъективно личное мнение ,  основанное на личном опыте.

ОК10. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).

     Вся наша деятельность как в воспитательной , так и в профессиональной плоскости  направлена на патриотическое отношение наших выпускников к

своей стране , к своей профессии , стараемся воспитать в них патриотов

своей страны , хотя может быть не со всеми это получается в силу сложившейся ситуации в нашей стане за последнее десятилетие.

Вывод: Компетентностный подход , положенный в основу новых стандартов

всего лишь один из многих подходов к обучению специалистов. Он имеет

свои плюсы и минусы , а может даже и «подводные камни», и не является окончательным и бесповоротным в истории российского профессионального образования . Скорее всего , через несколько лет требования к образованию снова изменятся и нам педагогам придется привыкать к новым условиям. Но его внедрение является началом кардинального изменения всей системы образования нашей страны , что необходимо , если мы не хотим отставать от развитых стран. Внедрение компетенций , на мой взгляд , следует рассматривать , как эксперимент ( ведь вся педагогика , по сути эксперимент)

и отнестись к нему с максимальной ответственностью, так как  от его итогов

зависит наше будущее , будущее нашей страны и наших последующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"

Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»-Хрестоматия по фольклору

Хрестоматия представляет собой методическое обеспечение к курсу одной из специальных учебных дисциплин – «Класс фольклорного ансамбля», которая предлагается учащимся на фольклорно-этнографическом отде...

Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ"

Данная статья написана на основании доклада на Всероссийской научно-практической конференции "Развивающая среда образовательной организации: идеи и практика", которая состоялась 23 января 2014 г. в г....

«Использование проектной технологии в преподавании английского языка в формировании общих компетенций»

Проектная технология является несомненным ключом к развитию и самостоятельной деятельности студентов.  Работа студентов в проекте призвана сформировать общие компетенции в понимании сущности и зн...

Формирование общих компетенций в рамках ЦМК общеобразовательных дисциплин

Доклад на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин....

Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО

Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО...