Использование заданий по функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.
методическая разработка по математике

Королева Маргарита Валерьевна

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_teme_9.2.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование заданий по  функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.

Подготовила учитель Королева М.В.

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Основные составляющие функциональной грамотности:

1. Математическая грамотность,

2. Читательская грамотность,

3. Естественнонаучная грамотность,

4. Финансовая грамотность,

5. Глобальные компетенции,

6. Креативное мышление.

Математические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира.

На уроках математики есть много возможностей формирования математической грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по математики, но они еще не выстроились в систему. На уроках при изучении темы можно использовать прием «Инсерт». Он заключается в том, что при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся  узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания.

Кроме этого приема, очень часто применяются задания на выбор правильного утверждения для обучающихся 5-9 классов, а для 10-11 классов, задание усложняется и надо найти неправильные утверждения и  исправить ошибки. Эти задания не только помогают подготовить к тестированию PISA, но и к итоговой аттестации обучающихся, т.к. задания такого плана имеются в КИМах.

Учащийся должен выбрать все возможные варианты ответов, а т.к. он не знает точное количество ответов, то приходится применять все имеющиеся знания.

Выделяют следующие уровни математической грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных математических понятий.

 2. Использование математических знаний для объяснения отдельных решений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке математики, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

На формирование знания учебного материала используются следующие задания:

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

 2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

 3.

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:

 1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.

 2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.

 3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

 4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

 5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

 6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
  • работа со схемами и графиками
  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.

При работе с текстом на уроках  используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника
  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия биологических объектов или явлений
  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов
  • создание схематичного рисунка по тексту
  • нахождение биологических ошибок в предложенном тексте
  • заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
  • составление кроссвордов
  • чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить биологический объект, описать его, объяснить суть или причину того или иного биологического явления или процесса.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
  • решение различных биологических задач
  • работа со статистической матрицей данных - распределить обьекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) математический диктант по терминам (5-11 классы).

2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний.

Примеры заданий.

  1. Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для …

Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.

  1. Практические заданияпостановка эксперимента.
  2. Задания, направленные на развитие внимания.
  3. Задания, направленные на умение формулировать выводы, доказательства.
  4. Задания, на понимание методов научного исследования.

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях

 Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов. Ученики должны видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений. Поэтому кроме обязательной части домашнего задания, предлагаю решить задачи.

На уроках математики есть много возможностей формирования математической, читательской  грамотности, глобальных компетенций у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках математики, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)

Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности

Современному учителю на сегодняшний день предлагается большое количество цифровых инструментов, способных облегчить ему работу. Как выбрать из этого разнообразия те, что подойдут именно вам?...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...

Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что  невозможно использовать только ...