Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)
статья по литературе (11 класс)
Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева. 2.01.1949г.). На основе встречи с писателем 22.03.2017г.
Одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения является приобщение к национальной культуре. Это формирует у обучающихся чувство собственного достоинства, гордость за принадлежность к своему народу, воспитывает толерантность, чувство сопричастности, ответственность за свою родину. Объединение потенциала национальной культуры и образования способствует социализации подрастающего поколения, формированию гармоничной личности, готовой к деятельности в поликультурном пространстве. Благодатным материалом для воспитания вышеуказанных качеств обучающихся является, на мой взгляд, жизнь и творчество нашего земляка, члена Союза писателей России, заслуженного поэта Республики Мордовия – Василия Алексеевича Федосеева. Василий Алексеевич родился 2 января 1949 года в селе Плутовка, ныне Берсеневские Выселки, Лямбирского района Мордовской АССР. Я сама лямбирская, поэтому это родное.
Мать, Анна Никитична, почти всю жизнь в колхозе отработала. «В то время уже стали работать “за палочки” да за то, чтобы разрешали держать приусадебный участок. Отец, когда был молод, силен, весной на севе, сенокосе- летом, осенью на уборке, тоже при всяком удобном случае подрабатывал в колхозе за тот же огород, “чтоб не отрезали”… А заработал грыжу да болезнь сердца, что свели его в могилу в 54 года». Поэтому в воспоминаниях поэта находим: «Надо сказать, что, я хоть родился в деревне, отношение к земле, к работе на этой земле у меня двойственное». Но при всем этом поэт отмечает: «Как бы меня ни мотало по свету, все тянет в родную деревню, в Плутовку». После окончания средней школы в 1966 г. работал на заводе, служил в армии. В 1970 - 1976 гг. - учеба на филологическом факультете Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Работал в Москве в типографии «Гознак», затем литературным сотрудником Бирилюсской районной газеты «Новый путь», учителем русского языка и литературы Проточинской средней школы Красноярского края, корреспондентом Сакской районной газеты «Красное знамя» (Крым). «Школа…завод…армия…университет…студенческиестройотряды…Саранск…Москва…Красноярский край…Крым…вновь Мордовия…Преподаватель русского языка и литературы…журналист…кроме того ещё 40 мест работы и 20 профессий…»,-вспоминает Василий Алексеевич. «Я войну видел только в кино. Но пустые чернобыльские сёла – это война. Когда всё население в эвакуации, вечером - ни огонька. Жуть берёт, особенно в тех сёлах, где каким-то чудом спаслись от отстрела собаки и – воют…». Чернобыль – огромный пласт жизни Федосеева. Добровольцем записался на ликвидацию аварии. «Пошёл в военкомат…быстренько прошел формальную медкомиссию ,и вот она-повестка! В тот же день оформил и получил командировочные на заводе, купил десятилетнему сынишке игрушечный пистолет и наручные часы – на память. Мало ли что?!..Ведь Чернобыль…Там хоть и не стреляют, но…». В августе-сентябре 1986 г. руководил бригадой бетонщиков, которые возводили «Саркофаг» на четвёртом аварийном блоке Чернобыльской АЭС. Из 17 человек в живых осталось четверо. Своей бригаде, возводившей «Саркофаг» над четвёртым энергоблоком Чернобыльской АЭС Василий Алексеевич посвятил поэму-реквием «Нас называли камикадзе», а также поэму «Бессмертники» - реквием своим друзьям и однополчанам-чернобыльцам:
Я решил написать было быль-балладу
О вас, Чернобыльцы,
Мои друзья,..
Вы доныне в памяти,
Тридцатилетние,
Словно кинокамерой навечно сняты,
Как будто
Неувядающие бессмертники..
Сейчас Василий Алексеевич живет в Мордовии, пишет стихи и прозу, печатается в различных республиканских газетах и журналах.
Федосеев автор свыше десяти сборников: «Прощание с детством» (1999, Крым), «Я еще буду в жизни» (2000, г. Саранск), «Нас называли камикадзе» (2001, г. Саранск), «Прощание с веком» (2002, г. Саранск), «Человек человеку» (2004, г. Саранск), «Утоли моя печали» (2009), «Русь зоревая» (2009), «Мне Чернобыль не снится» (2010)и др. Издана первая часть «Бык священный» трилогии «Плутовка», книга Памяти «Чернобыль и Мордовия: грани касания», книга рассказов и очерков «Дан приказ ему в Чернобыль». Редактор-составитель антологии «Русская поэзия Мордовии», альманахов «Ради жизни», «Отчий дом»», Корни», «Память сильнее времени», «Долгое эхо Чернобыля». Награжден медалью «За спасение погибающих», «За заслуги» II-й степени, Почетной грамотой Республики Мордовия. Член Союза писателей России с 2001 г. Член Союза журналистов России. Лауреат различных премий. Несмотря на свой возраст, поэт продолжает работать над новыми произведениями. Пытается ответить на множество жизненных вопросов: «Да и что уж?! Мы-то ни в чём неповинны, что ли? А умеем ли мы прощать? Чтим ли законы общества и законы совести? И почему Родина для нас так часто вдруг остаётся за шеломенем, за холмом? И какая она - земля за шеломенем?» Подмечает, что пытается решить эти вопросы всю жизнь, хотя не всегда получается. Но всегда сохраняет веру в Родину, которую любит, которой предан. Этот текст составлен на основе встречи с поэтом в марте 2017. Как можно использовать творчество Федосеева на уроках литературы и внеклассных мероприятиях
Внеклассная работа:
- Классные часы, посвященные памяти жертв Чернобыля. (26 апреля 1986г.)
- Вечера поэзии «Поэты-земляки», приуроченные к предметным неделям, открытые мероприятия различного уровня…
- Встречи с поэтом-земляком. Как для класса, так и общешкольные. Можно совместно с библиотекой. Это получается весомее.
- Создание исследовательской работы по творчеству В.А.Федосеева. Проследить связь тем и мотивов Федосеева и других поэтов. Например, поэтов нардов России, творчество которых изучается в школьном курсе.
- Конкурсные сочинения, посвященные людям Земли Мордовской. (Как в нашем случае)
Использование на уроках.
1. В Разделе «Из литературы народов России» в 6 классе изучаются стихи балкарца Кайсына Кулиева и татарского поэта Габдуллы Тукая. В 10-м- осетина Косты Хетагурова. В 11-м- башкира Мустая Карима. Наряду с ними можно в любом классе знакомиться с творчеством В.А. Федосеева.
2. При изучении «Слова о полку Игореве» в 9 классе можно обратиться к поэме Федосеева «Слово о пълку Кончакове». Это попытка переложить «Слово…» на современный лад, увидеть происходившее глазами современного человека. Размышления о судьбе России, о связи времен.
3. Изучая «Капитанскую дочку», говоря о народных восстаниях, можно обратиться к поэме «Свадьба черницы» - об Алене Арзамасской, предводительнице народного восстания
4. При обзоре современной поэзии в 11 классе – к поэме «Бессмертники» - реквиему друзьям-чернобыльцам и дневниковой поэме «Нас называли камикадзе». А также к поэме «Прощание с веком», в которой делается попытка разобраться, как говорит автор, «в подоплеке современности».
5. Читая автобиографические произведения Астафьева о трудном детстве, можно обратиться к роману «Бык священный» трилогии «Плутовка», где рассказывается о детских впечатлениях писателя-земляка.
6. В ходе изучения «Тихого Дона» Шолохова можно также обратиться к роману « Бык священный» об истории деревни, колхоза, произведению, которое не разрешали печатать «за “воспевание кулацкого быта, кулацких идеалов”». Все же в 2009 году роман был опубликован.
Мы с ребятами открыли для себя поэта Федосеева на встрече с ним в районной библиотеке. Личная встреча заинтересовала и помогла запомнить. Надеюсь, мой рассказ оказался для вас, уважаемые коллеги, не бесполезным. Хочу закончить строками поэта:
И хотелось рискнуть однажды,
Задохнувшись безумием звёзд,
И пройти космодромом уставшим
В серебро незамеченных рос.
Торопили мы время и сроки,
Вечно бой, вечно ночи в седле,
И страдали без нас дороги
На исхоженной нами земле.
…И хотелось рискнуть однажды,
Торопя своего коня,
Чтоб у жизни не досчитавшись,
Всё равно выкликали меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-413080-1420629507.jpg)
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности
Доклад на семинаре директоров и заместителей директоров...
Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»
Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/04/picture-1151899-1614859868.jpg)
Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности
Современному учителю на сегодняшний день предлагается большое количество цифровых инструментов, способных облегчить ему работу. Как выбрать из этого разнообразия те, что подойдут именно вам?...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1131885-1573744768.jpg)
Использование метода проектов на уроках литературы и внеурочной деятельности (из опыта работы)
Использование метода проектовна уроках литературы и внеурочной деятельности(из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/29/picture-1339068-1624970669.jpg)
Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что невозможно использовать только ...