Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
статья

Жирова Цаган Викторовна

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что  невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Повышение мотивации обучающихся через  использование  информационно – коммуникационных технологий на уроках  и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку

(Из опыта работы учителя английского языка Жировой Ц.В.)

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу, что  невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Сегодня школа стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем.

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью  обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного профессионального образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой преподаваемой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.

В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью информационно – коммуникационных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас; формировать у  обучающихся  устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых  в  сети Интернет,  принимать активное участие в онлайн уроках,  вести переписку  со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

    Остановимся подробнее на использовании  Интернет – технологий  на уроках английского языка.

Обучение звукам, буквам и правилам чтения.

В своей практике, часто сталкиваюсь с такой проблемой, как обучение чтению на английском языке.  Обучающиеся  в начальной школе испытывают большие трудности  при обучении чтению.  Очень часто в школе первые полгода учитель идет медленно по школьной программе и к концу года не успевает пройти весь материал.  Для того, чтобы уроки по обучению чтению не превратились в монотонное повторение «хором и индивидуально» использую безграничные возможности всемирной паутины.

А именно:  starfall.com  ( http://more.starfall.com/  )   - замечательный бесплатный сайт, который поможет ребенку научится читать по-английски. Занятия на этом сайте можно начинать тем, кто знает согласные буквы, но не знает, как читать гласные буквы. В начале урока использую упражнения с этого сайта в качестве фонетической зарядки, а правила чтения- когда этого требует образовательная программа. Родители совместно с детьми могут ознакомиться со страницами сайта и разобраться с принципами построения заданий. Упражнения начинаются с закрытого слога и по нарастающей сложности. Все слова и тексты начитаны детским голосом, произношение очень хорошее. Много визуальной поддержки. 

Starfall  -  научит ребенка читать по-английски и делать это с интересом и удовольствием! На  этом  сайте много других разделов для изучения языка. Здесь можно найти задания по  математике для младших школьников на английском языке, предлагается много интересных интерактивных игр, здесь можно создавать свои поздравительные открытки, письма и многое другое. На этом сайте обучающиеся осваивают и тренируют навыки чтения, говорения, аудирования  и письма.

Jolly Phonics — очень интересный сайт, где представлена  игровая методика обучения  чтению, письму и разговорной речи на английском языке. Это, прежде всего, методика, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. Она предназначена для детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов. Освоив первую группу звуков, ребенок сможет читать элементарные слова. Добиться такого результата порой довольно сложно, используя традиционные правила или надеясь на самоорганизацию ребенка. Данный продукт выпустила компания Jolly Learning Ltd. Основная цель – обучить детей чтению. Методика активно используется по всему миру. Обратите внимание, что сделав выбор в пользу данной техники обучения, вы должны посвятить ей достаточное количество времени, несмотря на то, что вы преподаватель с огромным стажем или родитель, желающий научить ребенка читать.

Обучение лексике предполагает:  работу по введению и отработке новой лексики, активизацию лексического материала, лексические игры.

Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить обучающихся с сайтом  quizlet.com. Обычно я предлагаю обучающимся  его расширение, а именно:   quizlet.com spotlight 8 module 4a flashcards , выбирается соответствующий учебник по классам от 2 до 11 и модули или подмодули: 1а, 4в, 5с и т.д. Этот сайт можно использовать не только обучающимся и педагогам, работающим по УМК «Spotlight», но и, например,  по учебникам В.П.Кузовлева. Для этого в поисковой строке задается название учебника английского языка и автор. Выбираете язык – английский.

Quizlet предлагает множество вариантов. Можно просто просматривать карточки с помощью “Flashcards”, включив звук. Русская озвучка  не всегда удачна, видимо существуют небольшие помехи в программе,  но английский вариант звучит достаточно неплохо. Если прослушивать в данный момент нет возможности, звук можно отключить. Меню “Learn” предложит записать слово на перевод, а “Audio” – под диктовку. (Очень удачное решение для тех, у кого хромает правописание.) Проходите со своими словами всевозможные тесты, выбрав подпункт “Test”, играйте в игры “Match” и “Gravity” (и даже в группе!).

Из всего представленного в Интернете  разнообразия скажу лишь, что  этот сайт стал  безусловным фаворитом и надежным помощником для моих обучающихся в изучении  английского языка. После прохождения всех заданий на странице подмодуля не возможно не знать слов. Работа на уроке на этом сайте идет «на ура» в классе и дома. Можно использовать данный материал в качестве фонетической разминки. Программа полностью бесплатная, желательно пройти процедуру регистрации и отслеживать свои успехи.

Учитесь.рф -  Как лучше учить английский язык? Конечно без заучивания слов не обойтись. Можно учить слова, закрывая их перевод листочком, но часто они запоминаются в определенной последовательности, как стихотворение. Создаётся ощущение, что слова выучены, хотя если изменить порядок слов или просто перевести отдельное слово - вспомнить его становится тяжело.

Программа изучения слов на  сайте построена так, что тематический набор слов для изучения выдаётся в произвольной последовательности по одному слову. Сначала предлагается слово для перевода, затем (при необходимости) транскрипция, затем перевод этого слова. Можно прослушать произношение слов на английском языке.

Учить слова можно переводя их в обе стороны: как с английского на русский, так и с русского на английский. После получения всей информации по слову можно выбрать, повторить это слово еще раз для изучения или нет.

Этот сайт удобен тем, что  дает список слов для заучивания по модулям и подмодулям учебника «Spotlight» .

Обучение грамматике.

LearningApps.org – сайт для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) имеют свою ценность, а именно Интерактивность. Learningapps.org позволяет в режиме онлайн создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое. На базе этого сайта можно предложить и обучающимся создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, задания по принципу известной игры «Кто хочет стать миллионером» и т.д.

EnglishDom.Грамматика – на сайте (https://www.englishdom.com/grammarcards/)    представлены подробные и доступные правила грамматики, несколько видов заданий на закрепление, интересные и популярные видеоролики с упражнениями. Удобный словарь с готовыми наборами и возможностью создавать свои собственные подборки. Абсолютно все упражнения подкреплены английской озвучкой, а подбор материала осуществляется на основе интересов обучающихся.

Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия.   Стоит  заглянуть на www.exploratorium.edu.  На сайте  www.nasa.gov мы можем вместе с обучающимися  попасть в тайные уголки далёкой  планеты и организовать дискуссию о темпах развития современной науки, её плюсах и минусах.

 
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернетом  прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Полезные ссылки:  www.classroom.comwww.stolaf.edu/network/ieccwww.hut.fiwww.iecc.org (pen-pal exchanges). Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке.

 Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала  можно  прослушать и концерт интересующего  исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com,), скачать и посмотреть фильм в оригинале .

 Lingualeo -  (https://lingualeo.com/ru) - образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка, построенная на игровой механике. Контент в «Материалах» делится на текст, аудио и видео. В чтении самое интересное то, что любое слово можно выделить, перевести и озвучить с помощью встроенного словаря, а затем добавить в личный словарь. Возможности этого сайта безграничны. Материал подан интересно, красочно и увлекательно. К январю 2018 года общее число пользователей сайта выросло до 17,5 миллионов человек.

 Интернет во внеурочной деятельности. Создание совместных учебных проектов.

Новейшие цифровые технологии, огромный поток информации, привели к тому, что мозг человека был вынужден адаптироваться к перегрузкам посредством формирования нового вида мышления – клипового мышления.
Клиповое мышление (от англ. clip – фрагмент, отрывок из фильма, клипа, вырезка из газеты) – особенность современного человека образно воспринимать информацию через короткую трансляцию, послания, промелькнувшие в новостях СМИ, интернета. Клиповое мышление – это своего рода  бесконечное мелькание информационных отрезков. Современные
  дети воспринимают информацию фрагментарно. Для этого можно предложить им совместную работу по созданию  интерактивных  онлайн-плакатов.

Интерактивный  онлайн-плакат – электронное образовательное средство нового типа, созданное с использованием мультимедийных технологий, где информация предъявляется не сразу, она реагирует на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования интерактивных элементов – кнопок перехода, ссылок, областей текстового, графического, аудио и видео формата и т.д. Для создания интерактивных онлайн-плакатов прекрасно подходит  платформа ThingLink.

С помощью  ThingLink   создаются не только интерактивные плакаты, но и  ленты времени, газеты. Особенность этого сервиса заключается в том, что на одном рисунке можно собрать огромное количество текстовой информации, встроить фильмы, рисунки.

Есть возможность коллективной работы по созданию меток для изображения. Например, при изучении темы «Достопримечательности Лондона» учитель выбирает подходящее изображение центра столицы, а обучающиеся самостоятельно дома подбирают подходящую информацию к объектам на основном изображении: текст, фото или видео о Tower of London, Big Ben и  the Houses of Parliament. Можно даже найти в Интернете звуки реки Темзы, звуки улиц Лондона и т.п. В классе вся информация анализируется и добавляется на интерактивный плакат. Интерактивность изображения достигается за счет добавления в него меток с текстовыми подсказками, ссылками на видео, музыку или изображения.

Значение использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского  языка. 

Что дает использование  информационно-коммуникационных технологий на уроках английского  языка  обучающимся ?  Разнообразие методик повышает мотивацию  к изучению предмета, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым обучающимся  раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

Учитель, решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди обучающихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости обучающихся, что более эффективно позволяет  следить за динамикой  результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Родителям  даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.

Использование новых информационно-коммуникационных  технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация обучающихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Библиография

1.Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. Красноярск, 2014.

2.Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна. М: 2004

3.Савотченко С.Е., Соболев М.В. Интерактивные плакаты в предметной деятельности педагога в школе. – Белгород: ГОУ ДПО «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2009.

Интернет-ссылки:

www.classroom.com

www.exploratorium.edu

https://lingualeo.com/ru

www.oscar.com

www.hollywood.com

www.hut.fi

www.iecc.org

www.stolaf.edu/network/iecc

www.nasa.gov

https://www.englishdom.com/grammarcards

https://learningapps.org/ 

http://xn--e1af2acdy3b.xn--p1ai/katalog.php  - Учитесь.рф

https://quizlet.com/ru/students

https://www.jollylearning.co.uk/jolly-phonics/

http://more.starfall.com/?t=254638272&y=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение прио...

Методические рекомендации по использованию образовательного сайта Кидлинк в урочной и внеурочной деятельности в обучении английскому языку в рамках темы «Описание внешности»

Интернет предлагает учителю широкий спектр возможностей, позволяющий достичь учителю и его учащимся поставленных образовательных и воспитательных целей.  Разнообразие тем и видов деятельнос...

Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку

Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности».

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к...

Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...

Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального...