Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности
статья на тему
Доклад на семинаре директоров и заместителей директоров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminar.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинаре директоров и заместителей директоров
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности»
Слайд 1
Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 2
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника.
Данная цель не может быть достигнута без опоры на современные информационные технологии в образовании.
Слайд 3
Основа современных образовательных стандартов - формирование базовых компетентностей:
- Информационной: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
- Коммуникативной: умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
- Самоорганизации: умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
- Самообразования: готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
В настоящее время, в условиях перехода на новые стандарты, возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Слайд 4
Информатизация образования - это обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания.
Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой.
Слайд 5
Кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность современного учебного учреждения должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве.
Создание данного пространства невозможно без эффективно функционирующих информационных потоков и внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придадут этим потокам целенаправленный характер.
Слайд 6
Информатизация образовательного процесса проводится в следующих основных направлениях:
- обновление и расширение технической оснащённости школы;
- внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением;
- информатизация школы в сфере образовательного процесса;
- усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.
Слайд 7
Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:
1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.
2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.
Слайд 8
Информационно-коммуникативные технологии обучения
- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
- это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации
Слайд 9
Главный принцип ИКТ: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
Слайд 10
По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Слайд 11
По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
- поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).
Слайд 12
По типу информации электронные и информационные ресурсы являются источниками
- текстовой информации (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
- визуальной информации (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
- аудиоинформации (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
- аудио- и видеоинформации (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
- комбинированной информации (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
Слайд13
В нашей школе внедрение ИКТ в образовательный процесс и внеурочную деятельность осуществляется через работу предметных кафедр естественно-математической, гуманитарной и кафедры культуры и здоровья, а также разнообразную внеурочную деятельность.
Слайд 14
Дидактические возможности ИКТ в образовательном пространстве школы
ИКТ позволяют:
- Находить дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
- Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
- Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.
- Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
- Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
- Осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития.
- Организовывать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований.
- Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.
- Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
Слайд 15
Возможны следующие направления использования компьютерных технологий учителем
- Тематическое планирование уроков
- Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
- Освоение и использование новых технических средств обучения
- Уроки
- Внеклассные мероприятия
- Проектная и творческая работа учащихся
- Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов.
- Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся.
- Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивать мгновенную обратную связь с учениками.
Слайд 16
Формы использования ИКТ в области конкретной школьной дисциплины следующие:
- Урок
- Презентация
- Портфолио
- Подготовка к ЕГЭ
- Контроль знаний, диагностика
- Мониторинг, составление графических отчётов
- Исследовательская, проектная деятельность с использованием интернет - ресурсов
Слайд 17
Наибольшее распространение в учебной деятельности получили следующие формы использования ИКТ:
- Компьютерные презентации
Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или тех, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных).
При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
- научности;
- наглядности;
- доступности;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности;
- прочности;
- связи теории и практики;
- интерактивности;
- индивидуализации;
- Работа с интерактивной доской
Интерактивная доска позволяет осуществлять активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров.
Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения разнообразными учебными навыками что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала.
- Видео и аудиофрагменты
- Готовые программные продукты: учебные диски, лаборатории, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии и др.
Учитель использует в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, Сеть Интернет
Слайд 18
Использование ИКТ для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать развитие умений работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- определить динамику овладения способами обработки информации; повышения интенсивности мыслительной деятельности;
- проверить уровень развития, скорость и качество мыслительных операций;
- степень сформированности информационной, коммуникативной компетенций;
- повышение уровня мотивации, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- проверить как специальные, так и общеучебные навыки в процессе интеграции способов учебной деятельности.
Слайд 19
Критериями оценки ключевых компетенций учащихся являются
- уровень сформированности коммуникативных действий учащихся;
- уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе;
- уровень владения интегрированными способами учебной деятельности;
- типы мотиваций к изучению предмета, качество результата образования.
Слайд 20
Преимущества использования ИКТ
- Индивидуализация обучения;
- Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- Рост объема выполненных на уроке заданий;
- Расширение информационных потоков при использовании Internet.
- Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
- Интегрирование обычного урока с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
- Учителю помогает лучше оценить способности и знания ребенка, искать новые, формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост.
- Позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.
- Для ученика важно, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.
- Освоение учащимися современных информационных технологий.
Слайд 21
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
- Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
- У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
- Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
- Отсутствие контакта с учителем информатики.
- В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
- Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
- Не хватает компьютерного времени на всех.
- В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
- При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Слайд 22
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
ИКТ необходимы всем участникам образовательного процесса, так как предоставляют возможность
УЧЕНИКУ
- непрерывного (поурочного) учета результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению прилежания и адекватности самооценки;
- психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);
- возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения
- критически мыслить;
- ответственно относиться к собственному образованию;
- работать самостоятельно.
УЧИТЕЛЮ
- четко выделять цели учения;
- повышать мотивацию учения;
- обеспечивать активную учебную деятельность;
- обеспечивать обработку информации;
- стимулировать мышление;
- способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся.
- смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
- вести мониторинг учебной деятельности учащихся;
- оперативно анализировать результаты обучения;
- реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки;
- создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- способствовать развитию самостоятельности в процессе обучения.
РОДИТЕЛЯМ
- в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости и другой деятельности своего ребенка;
- оперативно взаимодействовать с администрацией ОУ, учителями и классным руководителем.
Слайд 23
За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.
Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...
« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»
« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...
Использование в гимназии здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Как в гимназии используются здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности....
Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".
Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...
Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике
Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...
Статья "Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку"
Из опыта работы учителя английского языка...