Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности
статья на тему

Лень Мария Валентиновна

Доклад на семинаре директоров и заместителей директоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_seminar.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре директоров и заместителей директоров

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности»

Слайд 1

Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Слайд 2

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника.

Данная цель не может быть достигнута без опоры на современные информационные технологии в образовании.

Слайд 3

Основа современных образовательных стандартов - формирование базовых компетентностей:

  • Информационной:   умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
  • Коммуникативной:  умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • Самоорганизации:  умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
  • Самообразования:  готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

В настоящее время, в условиях перехода на новые стандарты, возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Слайд 4

Информатизация образования - это обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания.

Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой.

Слайд 5

Кадровая, учебно-воспитательная, научно-методическая и управленческая деятельность современного учебного учреждения должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве.

Создание данного пространства невозможно без эффективно функционирующих информационных потоков и внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придадут этим потокам целенаправленный характер.

Слайд 6

Информатизация образовательного процесса проводится в следующих основных направлениях:

  • обновление и расширение технической оснащённости школы;
  • внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением;
  • информатизация школы в сфере образовательного процесса;
  • усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.

Слайд 7

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.

Слайд 8

Информационно-коммуникативные технологии обучения

  • это процесс  подготовки и передачи информации  обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
  • это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки  и распространения информации

Слайд 9

Главный принцип ИКТ: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

Слайд 10

По решаемым педагогическим задачам:

  •      средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  •      средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  •     вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  •     комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

Слайд 11

По функциям в организации образовательного процесса:

  •      информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  •         интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  •         поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

Слайд 12

По типу информации электронные и информационные ресурсы являются источниками

  •       текстовой информации (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
  •       визуальной информации (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  •      аудиоинформации (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  •       аудио- и видеоинформации (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  •       комбинированной информации (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

Слайд13

В нашей школе внедрение ИКТ в образовательный процесс и внеурочную деятельность осуществляется через работу предметных кафедр естественно-математической, гуманитарной и кафедры культуры и здоровья, а также разнообразную внеурочную деятельность.

Слайд 14

Дидактические возможности ИКТ в образовательном пространстве школы

ИКТ позволяют:

  • Находить  дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
  • Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.
  • Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.
  •  Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
  •  Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
  • Осуществлять индивидуальную траекторию  обучения учащихся, возможность их роста и развития.
  •  Организовывать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований.
  • Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.
  • Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Слайд 15

Возможны следующие направления использования  компьютерных  технологий учителем

  • Тематическое планирование уроков
  •  Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  • Освоение и использование новых технических средств обучения
  • Уроки
  • Внеклассные мероприятия
  • Проектная и творческая работа учащихся
  • Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов.
  • Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся.
  • Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.

Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивать мгновенную обратную связь с учениками.

Слайд 16

Формы использования ИКТ  в области конкретной школьной дисциплины следующие:

  • Урок
  • Презентация
  • Портфолио
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Контроль знаний, диагностика
  • Мониторинг, составление графических отчётов
  • Исследовательская, проектная деятельность  с использованием интернет - ресурсов

Слайд 17

Наибольшее распространение в учебной деятельности получили следующие формы использования ИКТ:

  • Компьютерные презентации

Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или тех, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных).

 При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

  • научности;
  • наглядности;
  • доступности;
  • системности и последовательности;
  • сознательности и активности;
  • прочности;
  • связи теории и практики;
  • интерактивности;
  • индивидуализации;
  • Работа с интерактивной доской

Интерактивная  доска  позволяет осуществлять активное комментирование материала,  выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров.
       Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения  разнообразными учебными навыками что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала.

  • Видео  и аудиофрагменты
  • Готовые программные продукты: учебные диски, лаборатории, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии и др.

Учитель использует в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, Сеть Интернет

Слайд 18

 Использование ИКТ для отслеживания качества результата образования позволяет:

  • отслеживать развитие умений работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
  • определить динамику овладения способами обработки информации; повышения интенсивности мыслительной деятельности;
  • проверить уровень развития, скорость и качество мыслительных операций;
  • степень сформированности информационной, коммуникативной компетенций;
  • повышение уровня мотивации, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
  • проверить как специальные, так и общеучебные навыки в процессе интеграции способов учебной деятельности.

Слайд 19

 Критериями оценки ключевых компетенций учащихся являются

  • уровень  сформированности коммуникативных действий учащихся;
  • уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе;  
  • уровень владения интегрированными способами учебной деятельности;
  • типы мотиваций к изучению предмета, качество результата образования.

Слайд 20

Преимущества использования ИКТ

  • Индивидуализация обучения;
  • Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  • Рост объема выполненных на уроке заданий;
  • Расширение информационных потоков при использовании Internet.
  • Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
  • Интегрирование обычного урока с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
  • Учителю помогает лучше оценить способности и знания ребенка, искать новые, формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост.
  • Позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.
  • Для  ученика важно, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.
  • Освоение учащимися современных информационных технологий.

Слайд 21

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

  • Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
  • У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
  • Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  • Отсутствие контакта с учителем информатики.
  • В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
  • Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  • Не хватает компьютерного времени на всех.
  • В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
  • При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
  • Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Слайд 22 

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

ИКТ необходимы всем участникам образовательного процесса, так как предоставляют возможность

УЧЕНИКУ 

  • непрерывного (поурочного) учета результатов  деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению прилежания и адекватности самооценки;
  • психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);
  • возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения
  • критически мыслить;
  • ответственно относиться к собственному образованию;
  • работать самостоятельно.

УЧИТЕЛЮ 

  • четко выделять цели учения;
  • повышать мотивацию учения;
  • обеспечивать активную учебную деятельность;
  • обеспечивать обработку информации;
  • стимулировать мышление;
  • способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся.
  • смягчить (или устранить) противоречие между  растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
  • вести мониторинг учебной деятельности учащихся;
  • оперативно анализировать результаты обучения;
  • реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки;
  • создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • способствовать развитию самостоятельности в процессе обучения.

РОДИТЕЛЯМ 

  • в любое время иметь доступ  к сведениям о текущей успеваемости и другой  деятельности своего ребенка;
  • оперативно взаимодействовать с администрацией ОУ, учителями и классным руководителем.

Слайд 23

За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»

« Использование информационных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности»Из опыта работы«Использование мультимедийных технологийна уроках географии и внеурочной деятельности».«Всякое де...

Использование в гимназии здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Как в гимназии используются здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности....

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...