Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"
статья по информатике и икт
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе, так как создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, помогает ученику осуществить переход от действия к мысли, к глобальному мышлению, способствует развитию гибких навыков. Работа над исследованием или проектом происходит поэтапно. И на каждом этапе формируются определенные виды функциональной грамотности. Реализация проектов осуществляется на НПК различного уровня (международного, федерального, республиканского, муниципального – победители, призеры), публикации в СМИ, участие в конкурсах, фестивалях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org_proektn_i_uchebno-issl._deyat._povysh_funkts._gr._anshukova_vm.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности
Аншукова Венера Маратовна,
учитель информатики высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 145» Авиастроительного района г. Казани
В 21 веке безграмотным считается
уже не тот, кто не умеет читать и писать,
а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер, американский писатель, социолог
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике.
Выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.
Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 г., и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Согласно А.А. Леонтьеву (доктора психологических наук и доктора филологических наук, действительный член РАО и АПСН) функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни, а также глобальные компетенции и критическое мышление.
Сегодня важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. В связи с этим меняются методы и формы организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и коммуникации, поэтому, чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, которую я осуществляю в своей педагогической практике, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе, так как создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, помогает ученику осуществить переход от действия к мысли, к глобальному мышлению, способствует развитию гибких навыков.
Проект (от латинского «projectus» - брошенный вперед) – образ будущего результата, представленный в виде рисунка, чертежа, макета.
Проект (в современном мире в широком понимании) – это не только образ желаемого результата, но и сама деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительность.
Я придерживаюсь следующего определения: Проект - это целенаправленное, ограниченное во времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Успех любой деятельности (в том числе и проектной, и учебно-исследовательской) зависит от правильной ее организации.
Формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, которые я применяю на уроках:
- урок-исследование,
- урок-лабораторная,
- урок-творческий отчёт,
- урок изобретательства,
- урок-рассказ об учёных,
- урок-защита проектов;
- интегрированный урок;
- учебный эксперимент;
- домашнее задание.
Формы организации обучения учащихся во внеурочной деятельности:
- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии;
- организация круглых столов, интеллектуальных игр, публичных защит и др.;
- участие в предметных неделях, интеллектуальных марафонах, сетевых площадках;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных.
Классификация проектов осуществляется:
- по предмету (монопредметные, межпредметные, внепредметные);
- по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- по количеству участников (групповые, индивидуальные);
- по направлениям (исследовательские, прикладные, социальные).
Виды продуктов:
- web-сайт,
- анализ данных социологического опроса,
- видеофильм,
- электронная газета, журнал,
- коллекция,
- дизайн,
- модель,
- мультимедийный продукт,
- пакет рекомендаций,
- виртуальная экскурсия и др.
Работа над исследованием или проектом происходит поэтапно.
На 1 (подготовительном) этапе происходит выбор темы, постановка проблемы. Темы могут быть предложены учителем, либо учащиеся приходят со своей темой, над которой они хотели бы работать. При выборе темы учитываются такие аспекты: соответствие возрасту ученика, посильность данному ребенку и актуальность. Очень хорошо, если тема будет интересна самому ученику. Тогда она будет ему и по силам, и он будет более заинтересован в конечном результате. Выбирая тему проектной, учебно-исследовательской работы мои учащиеся, действительно, руководствуются своими желаниями и интересами. На этом этапе идет формирование креативного мышления, т.е. умения использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. При рассмотрении актуальности проблемы идет формирование глобальных компетенций: способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения.
На следующем этапе (планирование) после выбора темы и обоснования ее актуальности нужно поставить цели и сформулировать задачи исследования. В методической литературе цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Для достижения поставленной цели формулируются конкретные задачи. Определяются сроки выполнения задач. Здесь формируются регулятивные УУД.
Следующим, на мой взгляд, самым важным этапом является сбор материала, исследование. На этом этапе идет формирование читательской, естественно-научной, информационной грамотности.
По завершении учеником чернового варианта работы, наступает 4 этап («Результаты»): интерпретация полученного материала, получение первичных результатов, где формируются составляющие математической грамотности. Далее осуществляется правка, редактирование результатов как научного текста, оформления по существующим правилам. Работа должна обладать стройностью композиции, состоящей из введения, основной части и заключения. На данном этапе также формируется компьютерная грамотность.
Логическим итогом любого проекта должен быть продукт (5 этап «Создание продукта или услуги») – это материальная или информационная значимая и полезная вещь. Мои ученики создали множество продуктов: видеоролики, стенды, памятки, буклеты, модели, компьютерные программы, приложения, игры и другие. На данном этапе формируются практически все виды функциональной грамотности.
Следующим, не менее важным этапом в работе над проектом или исследованием является представление работы («Отчет, защита проекта»). Это может быть как в классе перед одноклассниками, так и на более широкую аудиторию, например, на конференции. Для достижения высокого результата при представлении работы необходимо грамотно составить доклад, подготовить автора к устному выступлению, учитывая все приемы и требования к таким выступлениям. Здесь на помощь могут прийти одноклассники, которые выступят не просто слушателями, но могут внести критические замечания, могут задавать вопросы, так будут развиваться коммуникативные навыки, навыки работы в команде.
Конечным этапом работы «Оценка результатов и процесса» становится самооценка (рефлексия – осознание проделанного). Важным умением становится умение оценить собственную работу, найти в ней недостатки. В педагогической психологии установлена закономерность: сначала ребенок учится наблюдать особенности в поведении и характере у других, а затем у себя. Поэтому участие в конкурсах и конференциях, обсуждение представленных работ служит основой для развития рефлексии по поводу собственного исследования и исследовательского опыта. Мой опыт показывает, что желание заниматься исследованиями и проектами появится в ученике тогда, когда он почувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от меня, как учителя, от моего умения организовать, обеспечить успешную деятельность ученика. Нужно подогревать стремление ученика быть успешным, ведь это важно для развития личности ребенка.
Организацией проектной и исследовательской деятельности я занимаюсь более 15 лет. Юные исследователи под моим руководством написали более 50 исследовательских и проектных работ, успешно представили их на выездных и заочных конференциях международного, всероссийского, регионального, республиканского и муниципального уровней.
Использование технологии проектной и исследовательской деятельности в обучении помогает создать педагогические условия для успешности детей, их творческой самореализации, интеллектуальной состоятельности. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность действительно является важным средством развития личности, так как позволяет справляться школьнику с потоком информации, формирует способность добывать необходимые сведения, обрабатывать их, делать соответствующие выводы, планировать свою дальнейшую деятельность, развивает коммуникативность, креативное мышление, навыки работы в команде, словом, все те составляющие функциональной грамотности, которые сегодня являются приоритетными.
Список литературы:
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС» – 2011. – 112 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – 2 изд. – М. : Просвещение – 2011. – 192 с.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России – 2015. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Интерактивные модели в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся...
Методический семинар-практикум "Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся"
Методический семинар по проектной и исследовательской деятельности...
Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"
Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся...
Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время
данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...
Предпринимательский проект как средство формирования функциональной грамотности по английскому языку во внеурочной деятельности.
В данной статье приводятся примеры проектов, как средство формирования функциональной граиотности по английскому языку во внеурочной деятельности...