Технологическая карта урока Предмет: математика, 5 класс Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03.05_delenie_desyatichnoy_drobi_na_desyatichnuyu_drob._.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика, 5 класс
Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания,
Цель урока: создать условия для совершенствования практических навыков деления десятичной дроби на десятичную дробь, применение способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях.
Формируемые УУД:
Предметные: моделируют ситуацию, иллюстрирующую правило деления на десятичную дробь и умение выполнять это действие, выбирают алгоритм решения нестандартной задачи.
Метапредметные
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления, контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: развивают самостоятельность, логическое мышление, внимательность, учатся применять правило деления на десятичную дробь, извлекают необходимый материал из учебника.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда.
Личностные: формируют внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
Дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Будь внимателен, дружок. Начинаем мы урок. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания | ||||||||||
2. Актуализация знаний | Устный счет: 1. Вычислить: (Слайды 2, 3, 4) | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. | ||||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Рассмотрим следующую задачу: Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2. Найдите ширину участка, если его длина равна 49 м. В случае затруднения. Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей». (Слайд 5) (Слайд 6) | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленные вопросы. Решение: 1225 : 49 = 25(м) Ответ: 25 м Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемый ответ: Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную) Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. | ||||||||||
Первичное осмысление и закрепление знаний. | Как же найти длину коридора? Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось? Чем отличается решение первой задачи от второй? Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется. Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь. Т.е. заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число. Решим примеры на деление из учебника №975 (с комментарием на местах) Как вы считаете, решили мы поставленную задачу? | Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу. Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз. Предполагаемый ответы: разная площадь, в первой задаче находим ширину и делим натуральные числа, во второй задаче – длину и делим десятичные дроби, но ответ у обоих задач одинаковый. Предполагаемый ответ: Мы в делимом и делителе перенесли запятую на равное количество цифр. 1) перенести запятую и в делителе, и в делимом на столько цифр вправо, сколько их после запятой в делителе: 2) после этого выполнить деление на натуральное число. (Слайд 7) Сначала правило проговаривают сами своими словами, затем читают по учебнику. Предполагаемый ответ: Да, решили. Не до конца, т.к. познакомились с правилом, но мало закрепили на примерах. | ||||||||||
Физкульт минутка | 5. Физкультминутка. Давайте немного отдохнем. Вот мы руки развели, словно удивились. А теперь ребята встали, быстро руки вверх подняли. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | ||||||||||
Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Задание. Выполните деление 12,096 : 2,24 Ученикам раздается листок с заданиями (приложение - листы с заданиями). (прилагаются) 1,6 ׃ 0,16 = 160 ׃ … = 0,75 ׃ 2,5 = … ׃ 25 = Задание 2. Используя нули и запятые, запишите решение и правильный ответ. Задание 3. Исправьте ошибку: Задание 4. Выполните деление и составьте фамилию математика, который ввел правила вычислений с десятичными дробями. 1) 6,944 ׃ 3,2 = 2,17 М 2) 0,0456 ׃ 3,8 = 0,012 А 3) 0,182 ׃ 1,3 = 0,14 С 4) 131,67 ׃ 5,7 = 23,1 У 5) 14,976 ׃ 0,72 = 20,8 Д
Молодцы! Итак, «момент истины» Заполните пропуски (устно) Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо: | На доске ученик выполняет деление столбиком и комментирует Самостоятельная работа, работа в парах) 1) 1 ׃ 0,5 = 10 ׃ 5 = 2 1,6 ׃ 0,16 = 160 ׃ 16 = 10 0,75 ׃ 2,5 = 7,5 ׃ 25 = 0,3 2) 16,24 : 0,4 = 162,4 : 4 = 40,6 1155,6 : 0,9 = 11556 : 9 = 1284 3) 36,72 ׃ 0,9 =367,2 ׃ 9 = 40,8 40,8 ∙0,9 = 36,72 А если мы умножим 4,8 на 0,9, то получим 4,32, а не 36,72 4) Слово - МАСУД (Ученый средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд) (Слайд 10) Обучающиеся проговаривают правило устно. Обучающиеся дают ответы. | ||||||||||
Рефлексия деятельности | В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком. (Слайд 8) Сегодня на уроке я узнал…….. Зеленый – сделал для себя открытие. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. Заполняют карточки самооценивания Учащиеся сдают карточки самооценивания. | ||||||||||
Домашнее задание | Выучить правило стр. 240. Параграф 35, №№ 977 | Записывают домашнее задание в дневник. |
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный счет | |
2 | Заполните пропуски (задание 1). | |
3 | Запишите решение и правильный ответ (задание 2). | |
4 | Исправьте ошибку и выполните проверку (задание 3). | |
5 | Выполните деление и составьте фамилию математика (задание 4). | |
Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим отметку «5»; 4- 3,5 «+» - ставим «4»; 3- 2,5 «+» - ставим «3».
Раздаточный материал.
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
1 ׃ 0,5 = … ׃ 5 = 1,6 ׃ 0,16 = 160 ׃ … = 0,75 ׃ 2,5 = … ׃ 25 =
Задание 2. Используя нули и запятые, запишите решение и правильный ответ.
16,24 : 0,4 =……………………= 406
44,1 : 0,63 =…………………..= 7
1155,6 : 0,9 =…………………= 1284
Задание 3. Исправьте ошибку:
36,72 ׃ 0,9 = 4,8 Как проверить?
Задание 4. Выполните деление и составьте фамилию математика, который ввел правила вычислений с десятичными дробями.
- 6,944 ׃ 3,2 = 2,17 2) 0,0456 ׃ 3,8 = 0,012 3) 0,182 ׃ 1,3 = 0,14 4) 131,67 ׃ 5,7 = 23,1 5) 14,976 ׃ 0,72 = 20,8
С | У | М | А | Д |
0,14 | 23,1 | 2,17 | 0,012 | 20,8 |
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся заполняют карточки самооценивания. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | |||||
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения действий с десятичными дробями | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | |||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |||||
4. Первичное осмысление и закрепление знаний | Показать разнообразие задач на деление десятичных дробей решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах и самостоятельно над поставленными задачами. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |||||
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | ||||||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | |||||
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | |||||
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | Познавательные: самостоятельное выполнение заданий Личностные: формирование внимательности, аккуратности, требовательного отношения к своей работе и к себе. |
Таблица данных самоанализа конспекта (технологической карты) урока.
№ | Критерий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Соответствие структуры положения системно-деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционного и рефлексивно-оценочного этапов. | + | ||||
2 | Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществлении самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. | + | ||||
3 | Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных. | + | ||||
4 | Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока. | + | ||||
5 | Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. | + | ||||
6 | Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую) | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...
Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне
План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями" в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...
Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс
Технологическая карта урокаПредмет: МатематикаКласс: 5Тема урока: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Урок"Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Урок открытия новых знаний. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны....
Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок открытия новых знаний...