Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
план-конспект урока (5 класс) на тему
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контроля, графический диктант, работа в группах, взаимопроверка и самопроверка. В конце урока ребята украсили поляну цветами - это была оценка своей работы на уроке и рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание десятичных дробей.
ФИО (полностью) | Георгиева Надежда Алексеевна | |
Место работы | МБОУ « Пажгинская СОШ » | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок). | |
Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012 |
- Цель урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.
- Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока : усвоение новых знаний.
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
(прилагается).
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по математике в 5 классе.
Составила: Георгиева Надежда Алексеевна.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цель: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;
2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;
3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.
Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. (Урок в кадетском классе, приветствие с рапортом) Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оцениванием на уроке Будь внимателен, дружок, Начинаем мы урок. Предстоит тебе опять Решать, отгадывать, считать. | Уточнение критериев оценки | Регулятивные: -Организация своего рабочего места. Коммуникативные: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные: -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | 2 минуты |
II. Повторение пройденного материала. | Проверка дом. задания 1.Устная работа (слайд 1) 1.1.Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51 1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби? 1.3. назовите: целую часть, дробную часть; наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания. - Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы? -Вопрос-ответ с использованием базового листа контроля 1.4. восстановите запись:(слайд 3) 2,*1< 2,*02; 6,413> 6,4*8; 1,892 <1,*; 50,683 < 50,6* 2.Самостоятельная работа (слайд 4) 2.1. Графический диктант
Взаимопроверка. | -Правило сравнения десятичных дробей. -Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части - - - ^ - ^ ^ - - - | Коммуникативные: -Умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | 15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос с использованием базового листа контроля. Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел, сравнение дробей. Развитие самостоятельности. |
III.Физкультминутка. | Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. (Можно физминутку из презентации музыкальную) | 3 минуты. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков. | ||
IV.Постановка темы и цели урока. | 1.Историческая справка. Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение) Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины - Египет. Она необычна для непосвященного зрителя. (слайд 6) Что здесь изображено? ( В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби) -Как можно еще записать дробь 1/10? -Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Давайте посмотрим на экран. Вы встречали такую запись ( чек из магазина, на котором товар и его стоимость) Каких знаний нам не хватает, чтоб узнать стоимость? - Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби. |
0,1. Это десятичная дробь. - Складывать и вычитать. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | 2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели. |
V. Изучение нового материала. | Решение задачи (слайд 7) -Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби. С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка? - Что необходимо найти по условию задачи? - Как же это сделать? Попробуйте решить самостоятельно. Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа в группах). Вам дается набор предложений, вы должны расположить их в том порядке, как считаете правильно ( разместить ответ на доске). Работа с учебником. Откройте учебник (стр ), найдите формулировку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Проверьте, правильно ваша группа выполнила задание. Работа с базовым листом контроля (знакомство с правилами сложения и вычитания дробей) | Запись задачи, пояснения, ответ. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: -сравнять количество знаков после запятой; -записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; -выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую; - поставить в ответе запятую. | Регулятивные: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | 8 минут. На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована групповая и фронтальная работа. |
VI. Первичное закрепление. | 1.Историческая справка Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей. В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?» (слайд 8) 30 812 (3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера) 2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. (слайд 9) Выполните задание. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово. 0,5+12,38=12,88 м 12,88-7,62=5,26 о 3,875+10,35=14,225 л 4,99-0.535=4,455 о 26,3+24,7=51 д 0,7-0,04=0,66 е 5,7 +3,28 =8,98 ц | Дети записывают решение и ответ | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. | 10 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока. |
VIII. Рефлексия. | ||||
Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. | Учащиеся крепят свои цветочки на доску | Регулятивные: -оценивать свою работу. | 3 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. | |
IX.Домашнее задание. X. Итог урока. | №№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257 | 2минуты. Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено. Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. | ||
Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились? Спасибо за урок! Молодцы! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните десятичные дроби а)7,025 и 7,046; б)23,402 и 23,4; в)0,742 и 0,74189; г)6,081 и 6,04; д)94,075 и 94,938
Поставьте нужные знаки между числами а)4,3** и 4,7**; б)**,412 и *,9*; в)0,742 и 0,741**; г)*,*** и **,**; д )95,0** и *4,*3*.
Графический диктант 5 8/13 + 4 7/13 = 9 15/13 = 10 2/13 5 - 3/15 =4 15/15-3/15 = 4 2/15 2 4/9 - 1 7/9=22/9-16/9=6/9 4 1/5 + 3 2/5 =7 3/10 6,837> 6,829 43,24<43,127 0,527=0,572 9/10 – 5/10=4/10 8/10+5/10=13/10 3 4/10 + 2 6/10 =6 - ^ -^ - - ^^ - -
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей » Цели: вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей , научиться складывать и вычитать десятичные дроби , развить внимание и аккуратность в оформлении заданий, р аботать в паре и группе.
Выполните упражнение 95,3+16,87
Выполните действие а) 43,76+8,543; б) 13,275-3,39 Дополнительное задание Найдите значение выражения: 37,81-23,738-(2,56+1,34)
Ответы а) 52,303; б) 9,885. дополнительное задание: 10,172
Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.
Задание на дом: Выучить алгоритм сложения и вычитания . № ; 1255(1ст), 1256(1 ст ), 1257 дополнительно: решить тест №1 на сайте Сервис проверки знаний учащихся Вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Р азвить внимание и аккуратность в оформлении заданий. Работать в паре и группе.
Сегодня я узнал…… Было интересно….. Было трудно…. Мне захотелось… Меня удивило….. Урок дал мне для жизни…..
Желаю всем успехов и хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока и конспект урока в 4 классе.Millipedes. Что мы знаем о многоножках.Учебник Millie
Данная разработка содержит технологическую карту урока с описанием планируемых учебных действий. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Так же представлен ...
Технологическая карта урока математики в 5 классе.Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОСПредмет МатематикаКласс 5 классУМК :Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..Тема Сложение и вычитан...
Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.
План-конспект урока .Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
Урок "Гигиена дыхания"...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Технологическая карта открытого урока в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей", проведенного 20.03.2020г. в рамках предметной недели....
Конспект урока (технологическая карта урока) по учебному предмету «Окружающий природный мир»
Конспект урока(технологическая карта урока)по учебному предмету «Окружающий природный мир».Тема: «Признаки весны» для обучающегося 5 класса (по адаптированной основной общеобра...