Урок"Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
методическая разработка по математике (5 класс) по теме

Урок открытия новых знаний. В  основе урока  лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_delenie_desyatichnoy_drobi_na_desyatichnuyu_drob.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

по математике

«Деление десятичной дроби на десятичную дробь»

учебник  

«Математика 5 класс»

И.И. Зубарева

А.Г. Мордкович

                                    Поречная Ирина   Викторовна                              

  МКОУ  «Суджанская  

                средняя общеобразовательная

             школа № 2»

Суджанского района

Курской области

учитель математики

                   

Цель урока: 

Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, сформулировать правило деления  десятичной  дроби  на десятичную; научить применять данное правило при выполнении заданий;

 Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию;

Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения.

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.

Структура урока

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.

ІІІ. Актуализация  опорных знаний.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Итоги урока. Домашние задание.

VIII. Рефлексия.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Посмотрите все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадка.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.

Как  вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).

Этот вопрос волновал человечество не одно  тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».

В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.

ІІІ. Актуализация  опорных знаний.

Устный счет(слайд2  )

1. Вычислить:

0,8:8                18,9:9              

     0,9·0,6            15,8:100             7,4·0,1      

2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число:        3,1                    20,01                      23,647                            0,07

3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056  в 1000 раз

IV. Изучение нового материала.

На доске задача: (слайд3,4 ) Площадь  садового участка прямоугольной формы  1225 м2.Найти ширину участка, если его длина   равна 49 м.

Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?

S=1225 м2   

 а=49 м      

 в - ?       

1225:49=25(м)

 Ответ: 25 м    

Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).

На доске задача: (слайд 5 ) Площадь  школьного коридора прямоугольной формы  122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина    равна 4,9 м.

S=122,5 м2         

 а=4,9 м  

  в - ?

Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?

122,5:4,9= ? (слайд6  )

Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд7  )

Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».

Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)

Как же найти длину коридора? 

Предполагаемый ответ:  Перевести числа в см, дм и решить задачу.

122,5 м2 =12250д м2                                 4,9 м = 49 дм

12250:49=250(дм)=25(м)

Как по-другому найти длину коридора?   Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.   

                                   

 Предполагаемый ответ:  Увеличить делитель и делимое в 10 раз.

122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8  )

 Ответ: 25м.

В случаи затруднения:

 Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.

Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй?

122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )

Ответ: 25м.

Поясните свой ответ с помощью рисунка? (слайд9  )

 

Вывод: при увеличении  и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.

Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.

 1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число

 2)после этого выполнить деление на натуральное число.

№823 учебника (с комментарием на местах)

1,5:0,3=15:5=3

4,2:0,06=420:6=70

0,35:0,5=3,5:5=0,7

9:4,5=90:45=2

0,072:0,1=7,2:1=7,2

1,634:0,0001=1634:1=1634

  Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби  на десятичную дробь. (слайд10  )

ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько    их после запятой в делителе;

2)после этого выполнить деление на натуральное число.

V. Физкультминутка.

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли.

Повернулись влево, вправо

Тихо сели, вновь за дело.

VI. Закрепление изученного материала.

Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)

12,096:2,24=12096:224=5,4      

1209,6          224

1120            5,4

    896

    896

        0

Ученикам раздается листок с заданиями. (приложение - листы с заданиями)

Задание 1.Заполните пропуски и   продолжите деление  

  0,0444:0,6 = …4 4 4 :  6=

а). ..444   ∟6              

     0         0, …                    

       4

       ...

(индивидуальная работа с  последующей проверкой)

  Задание 2. Исправьте ошибки (устно)  

 36,72          0,9

 36            4,8

      72

      72

        0

Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 )

16,24:0,4=……………………=  406

44,1: 0,63=…………………..=   7

1155,6: 0,9=…………………= 1284

Задание 4. (слайд13,14  )

1) 75:15                               а) 750:15

2) 0,75:15                            б) 7,5:1,5

3) 7,5:0,15                           в) 75:1500

Как вы думаете, какое задание я вам предложу?

Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем?     (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)

 

VII. Итоги урока. Домашние задание.

Заполните пропуски (устно) (слайд15  )

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:

1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..;

2)после этого выполнить ………..   на  …………число.

П.46, правило, №824, 837(а, б)

VIII. Рефлексия. (слайд16  )

Сегодня на уроке я узнал……..

Было интересно……….

Теперь я могу……………

Полученные знания мне пригодятся ………

Как я усвоил материал:

Зеленый – сделал для себя открытие.

Красный - активно работал на уроке.

Желтый – урок подарил хорошее настроение.

 

Приложение

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Задание 1.Заполните пропуски и   продолжите деление  

  0,0444:0,6= … 4 4 4 :  6=

а) …444∟6              

     0           0, …                    

       4

       ...

  Задание 2. Исправьте ошибки

 36,72          0,9

 36            4,8

      72

      72

        0

Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ.  

16,24:0,4=……………………=  406

44,1: 0,63=…………………..=   7

1155,6: 0,9=…………………= 1284

Задание 4.

1) 75:15                               а) 750:15

2) 0,75:15                            б) 7,5:1,5

3) 7,5:0,15                           в) 75:1500


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Деление десятичной дроби на десятичную дробь - конспект урока

конспект урока по УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович...

Презентация к уроку "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Презентация создана для сопровождение урока "Деление десятичной дроби на десятичную дробь". Она способстует лучшему усвоению материала, позволяет провести работу на уроке интересно....