Технологическая карта 5 класс математика
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Шишкова Елена Анатольевна

Тема урока: Деление десятичных дробей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.05_delenie_desyatichnyh_drobey.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 5 класс математика

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: Деление десятичных дробей

Класс: 5

 Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся умения делить число на десятичную дробь.

Задачи урока:

1) Обучающие: создать условия для введения новых знаний о правиле деления десятичной дроби на десятичную дробь; овладение учащимися правилом на уровне обязательной подготовки.

2) Развивающие:

способствовать развитию логических УУД;

способствовать развитию вычислительных навыков учащихся;

способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в нестандартных ситуациях;

способствовать формированию мотивационной сферы личности.

3) Воспитательные: воспитывать в детях умение работать в паре, группе, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки;

Планируемые результаты:

предметные:

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие частного десятичной дроби на десятичную дробь;

уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;

применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

контролировать свои действия в процессе выполнения;

обнаруживать и исправлять ошибки;

оценивать свои достижения;

формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.

развивать внимание, логическое мышление.

личностные

формировать учебную мотивацию;

уметь проводить самооценку;

понимать необходимость приобретения новых знаний;

уметь аргументировать свою точку зрения.

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

- настроить учащихся на активную работу на уроке;

- включить учащихся в учебную деятельность;

- создать положительный эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмём же ручки и мелок
И вместе сочиним урок.

У большинства настроение по- деловому серьёзное, предлагаю наш урок провести под девизом : «Математику нельзя изучать наблюдая». Давайте, ребята, все будем активно работать, чтобы урок не прошёл даром.

Все желающие ученики встают.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- На столах у каждого из вас лежит лист с цепочкой примеров.

- Решите примеры с одной стороны листа, а затем поменяйтесь с соседом и закончите цепочку.

- У каждого из нас есть интуитивное представление о том, что такое "поверхность". Поверхность листа бумаги, поверхность стен класса, поверхность земного шара известны всем. Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное в таком обычном понятии?

Да! Это односторонняя поверхность. Примером такой поверхности служит лист Мебиуса. Тем кому информация интересна могут приготовить проект на тему «Лист Мебиуса».

-Решите устно задачу. Площадь садового участка прямоугольной формы 144 м2. Найдите ширину участка, если его длина равна 24 м.

-Решите в тетради самостоятельно задачу. Площадь прямоугольника равна 1,44 дм2, одна сторона его 2,4 дм. Найдите другую сторону.

Учащиеся знакомятся с содержанием листа Мебиуса, на котором составлена цепочка примеров. Последний ответ совпадает с первым числом.

При выполнении задания возникает вопрос

-Почему лист не закончился? А цепочка привела в начало?

144:24=6 (м)

Ответ: 6 м ширина участка

Мы не можем решить задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические – формулирование проблемы.

III. Выявление места и причины затруднения.

организация коммуникации, в ходе которой

- фиксируется затруднение;

- согласовывается цель урока.

-Итак, какое действие надо было выполнить?

- Вам это удалось

- Значит, возникло затруднение?

- В чем причина затруднения?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?

-Что нам может помочь в решении поставленной задачи?

Разделить десятичные дроби.

Нет.

Да.

Нет алгоритма деления десятичных дробей.

Научиться делить десятичные дроби.

Открыть способ деления десятичных дробей.

Правило в учебнике.

Ранее полученные знания.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- найти алгоритм выхода из затруднения.

- Предлагаю поработать в группах по предложенному алгоритму и постараться открыть правило деления десятичных дробей.

Запишите частное 1,44: 2,4 в виде дроби.

Домножьте дробь на разрядную единицу так, чтобы в знаменателе получилось натуральное число.

Выполните деление на натуральное число.

Сравните положение запятых у делимого и делителя до и после того как, дробь домножили на разрядную единицу.

Сформулируйте правило деления числа на десятичную дробь.

Ребята работают в группах.

Стараются установить закономерность в положении запятых у делителя и делимого до преобразований и после.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности

V. Реализация построенного проекта.

- найти алгоритм деления десятичных дробей.

- Какой ответ вы получили?

- Что вы можете сказать о положении запятых?

- Сформулируйте правило деления числа на десятичную - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Работая в парах, проверьте друг друга, как вы запомнили правило деления десятичных дробей.

- Каков наш следующий шаг?

1,44:2,4= 1,44 14,4 =0,6 (дм)

2,4 24

Переносятся вправо на один знак.

Формулируют алгоритм.

Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

Вывести алгоритм деления десятичных дробей.

Да.

Учащиеся проговаривают правило друг другу.

Научиться применять данный алгоритм.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

- Выполните № _________ из учебника.

- Выполните № _______ из задачника.

.

физминутка

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

VII. Включение в систему знаний и повторение.

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить десятичные дроби?

  Выполняем № ______________

-Запишите домашнее задание. На стр. ______ прочитать фрагмент «Деление на десятичную дробь»; №  ___________

- Нет, нам надо еще отработать это правило при решении примеров самостоятельно.

Ученики выполняют работу самостоятельно, обсуждая затруднения в парах.

Учитель оказывает помощь слабым учащимся.

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

- Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли её достичь?

- Оцените свою деятельность на уроке.

На уроке я работал активно / пассивно

 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

 Урок для меня показался коротким / длинным

 За урок я не устал / устал

 Мое настроение стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был интересен / скучен

 Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

Научиться делить десятичные дроби.

Да.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Приложение 1 Лента Мебиуса с примерами

Приложение 2.

Открытие алгоритма

Запишите частное 1,44: 2,4 в виде дроби.

Домножьте дробь на разрядную единицу так, чтобы в знаменателе получилось натуральное число.

Выполните деление на натуральное число.

Сравните положение запятых у делимого и делителя до и после того как, дробь домножили на разрядную единицу.

Сформулируйте правило деления числа на десятичную дробь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов

Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...