Главные вкладки
Формирование математической грамотности
презентация урока для интерактивной доски по математике
Одна из состовляющих функциональной граммотности-это математическая граммотность учащихся. Задания по формированию фунциональной грамотности на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 210.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний; - решать их, используя математические знания и методы; - обосновывать принятые решения путем математических суждений; - анализировать использованные методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи. Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
Одна из составляющих функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. В ысказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Функциональная грамотность – это модное новое слово. Оно обозначает ключевые умения, которые позволяют использовать математические методы, чтобы решать задачи, которые встречаются на практике, решать задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Ведущее место в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в поиске общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Типы учебных задач: - задания , в которых имеются лишние данные; - задания с противоречивыми данными; - задания , в которых данных недостаточно для решения; - многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Типы задач: Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, найти алгоритм решения .
Типы задач: Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.
Типы задач: Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной области или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из действительности .
Типы задач: Ситуационные задачи : не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики Читательская грамотность Финансовая грамотность. Логическая грамотность Функциональная грамотность в геометрии Прикидки и оценки
Читательская грамотность . Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задаче К сожалению, этой теме уделяется мало внимания, особенно в старших классах. Статистика проведения ЕГЭ говорит о том, что даже в очень простых задачах школьники допускают глупые ошибки, неправильно читая условия и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче.
Пользуясь описанием, установить соответствие номеров с описываемыми данными в задании Объекты кладовая санузел спальня кухня Цифры На рисунке изображён план двухкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме. Сторона одной клетки на плане соответствует 0,4 м, а условные обозначения двери и окна приведены в правой части рисунка. Вход в квартиру находится в коридоре. Слева от входа в квартиру находится санузел, а в противоположном конце коридора – дверь в кладовую. Рядом с кладовой находится спальня, из которой можно пройти на одну из застеклённых лоджий. Самое большое по площади помещение – гостиная, откуда можно попасть в коридор и на кухню. Из кухни также можно попасть на застеклённую лоджию. 1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк перенесите последовательность четырёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответ: 4365 На рисунке точками показано количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2019 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно. В течение года абонент пользовался тарифом «Стандартный», абонентская плата по которому составляла 360 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа «Стандартный» входит: • пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ; • пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета; • пакет SMS, включающий 140 SMS в месяц; • безлимитные бесплатные входящие вызовы. Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета тарифа указана в таблице . Исходящие вызовы 3 руб./мин. Мобильный интернет (пакет) 80 руб. за 0,5 ГБ SMS 2 руб./шт. Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 125 SMS. 1 . Определите, какие месяцы соответствуют указанному в таблице трафику мобильного интернета. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите числа, соответствующие номерам месяцев, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Мобильный интернет 1 ГБ 1,5 ГБ 3,75 ГБ 3 ГБ Номер месяца Ответ: 12289
Финансовая грамотность. Экономика — одно из наиболее естественных приложений математики и, наоборот, один из «заказчиков» создания математики. С такими задачами сталкивается любой ученик в реальной жизни, а как следствие — ещё и на экзаменах.
Определить наиболее выгодный вариант Номер печи Тип Объём помеще ния (куб. м) Масса (кг) Стоимость (руб.) 1 дровяная 8 – 15,5 45 19 500 2 дровяная 11 – 19,5 53 22 000 3 электрическая 9 – 18 20 17 100 «Печь для бани» Хозяин дачного участка строит баню с парным отделением. Парное отделение имеет размеры: длина 3,6 м, ширина 2 м, высота 2,2 м. Окон в парном отделении нет, для доступа внутрь планируется дверь шириной 70 см, высота дверного проёма 1,8 м. Для прогрева парного отделения можно использовать электрическую или дровяную печь. В таблице представлены характеристики трёх печей. Для установки дровяной печи дополнительных затрат не потребуется. Установка электрической печи потребует подведения специального кабеля, что обойдётся в 5400 руб. Во сколько рублей обойдётся покупка дровяной печи, подходящей по объёму парного отделения, с доставкой, если доставка печи до дачного участка будет стоить 1 700 рублей? Ответ: 23700 Доставка любой печи из магазина до участка стоит 1100 рублей. При покупке печи стоимостью больше 20 000 рублей магазин делает скидку 10% на товар и 30% на доставку. Сколько рублей будет стоить покупка печи номер 2 с доставкой на этих условиях? Ответ: 20570 Салон Стоимость смартфона (руб.) Первоначальный взнос (% от стоимости) Срок кре дита (мес.) Ежемесячный платёж (руб.) А 18 000 25 12 1300 Б 17 400 20 6 2550 В 18 600 30 12 1250 «Тарифы» Абонент хочет приобрести новый смартфон. В трёх салонах сотовой связи этот смартфон продаётся в кредит (сначала делается первоначальный взнос, а потом ежемесячно в течение всего срока кредита вносятся платежи) на разных условиях. Условия приведены в таблице. Определите, в каком из салонов покупка смартфона с учётом полностью выплаченного кредита обойдётся дешевле. В ответ запишите эту сумму в рублях. Ответ: 18780
Логическая грамотность Одна из важных задач обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики.
В этом блоке собраны примеры заданий, с помощью которых школьники смогут научиться отвечать на вопрос «следует ли из этой информации тот или иной вывод?». При взвешивании животных в зоопарке выяснилось, что буйвол тяжелее льва, медведь легче буйвола, а рысь легче льва. Выберите утверждения, которые следуют из приведённых данных. 1) Рысь легче медведя. 2) Буйвол самый тяжёлый из всех этих животных. 3) Медведь тяжелее льва. 4 ) Рысь легче буйвола Ответ: 24 Перед баскетбольным турниром измерили рост игроков баскетбольной команды города N. Оказалось, что рост каждого из баскетболистов этой команды больше 180 см и меньше 195 см. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях. В ответе запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1) В баскетбольной команде города N обязательно есть игрок, рост которого равен 200 см. 2) В баскетбольной команде города N нет игроков с ростом 179 см. 3) Рост любого баскетболиста этой команды меньше 195 см. 4) Разница в росте любых двух игроков баскетбольной команды города N составляет более 15 см . Ответ: 23
Функциональная грамотность в геометрии В школьном курсе геометрии уделяется внимание доказательствам геометрических утверждений, в задачах по планиметрии и стереометрии используется много формул и вычислений. Необходимо развивать геометрическую интуицию, решать задачи с практическим содержанием. Важно познакомить учащихся с большим количеством несложных наглядных геометрических сюжетов. Одним из важных геометрических понятий является понятие масштаба .
Задания помогают развивать геометрическую интуицию и уметь применять геометрические методы на практике От деревянной правильной пятиугольной призмы отпилили все её вершины (см. рис.). Сколько граней у получившегося многогранника (невидимые рёбра на рисунке не изображены )? Ответ: 17 . Дачный участок имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 40 м и 30 м. Размеры дома, расположенного на участке и также имеющего форму прямоугольника, — 9 м × 6 м. Найдите площадь оставшейся части участка. Ответ дайте в квадратных метрах . Ответ: 1146 Дачный участок имеет форму прямоугольника со сторонами 20 метров и 30 метров. Хозяин планирует обнести его забором и разделить таким же забором на две части, одна из которых имеет форму квадрата. Найдите общую длину забора в метрах . Ответ: 120 Квартира состоит из комнаты, кухни, коридора и санузла. Кухня имеет размеры 3 м на 3,5 м, санузел — 1 на 1,5 м, длина коридора — 5,5 м. Найдите площадь комнаты. Ответ запишите в квадратных метрах . Ответ: 14
Прикидки и оценки Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задачах развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа. Задачи на прикидки и оценки встречаются и на экзаменах. Они включены в эти экзаменационные работы по причине того, что умение примерно оценивать значения величин необходимо человеку в повседневной жизни.
Умение прикидывать часто не менее важно, чем умение получать точный ответ. Оно позволяет находить ошибки, принимать решения о покупке, определять достоверность данных. Баночка йогурта стоит 4 рубля 60 копеек. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 25 рублей ? Ответ: 5 В университетскую библиотеку привезли новые учебники по геометрии для 3 курсов, по 360 штук для каждого курса. Все книги одинаковы по размеру. В книжном шкафу 9 полок, на каждой полке помещается 25 учебников. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми учебниками ? Ответ: 4 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ВЕЛИЧИНЫ А) время обращения Земли вокруг Солнца Б) длительность односерийного фильма В) длительность звучания одной песни Г) продолжительность вспышки фотоаппарата ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ 1) 3,5 минуты 2) 105 минут 3) 365 суток 4) 0,1 секунды Ответ: 3214 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ВЕЛИЧИНЫ А) площадь территории России Б) площадь поверхности тумбочки В) площадь почтовой марки Г) площадь баскетбольной площадки ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ 1) 364 кв. м 2) 0,2 кв. м 3) 17,1 млн. кв. км 4) 6,8 кв. см Ответ: 3241 Для ремонта квартиры требуется 63 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 6 рулонов ? Ответ: 11 В летнем лагере 218 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается не более 45 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город ? Ответ: 6
Заключение Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в современном обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.
Список литературы Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. -Новокуйбышевск, 2019. Методические материалы по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики / под редакцией Долматовой Н.В. 2021г. Развитие функциональной грамотности на уроках математики: сборник материалов заочных педагогических чтений, посвященных памяти Заслуженного учителя РФ, учителя математики Е. К. Кулаковой. – Курган, 2023 г Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с. Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Учебно- методическое пособие / Р.А. Казакова, О.И. Кравцова; Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017г. www.time4math.ru ( М-А-Г, ОГЭ, ЕГЭбаза , ЕГЭпроф ) Автор Елена Ширяева Электронный банк заданий функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events https://fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий. https://oge.sdamgia.ru/Образовательный портал СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-883199-1486121121.jpg)
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-932892-1498060669.jpg)
Формирование математической грамотности обучающихся.
Выступление на августовской секции по математике 2017 год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1254320-1591290129.jpg)
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/18/picture-13857.jpg)
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-312130-1381344378.jpg)
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...