Конспект урока математики в 5 классе на тему «Представление числовой информации таблицах»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок получения новых знаний, умений и навыков с элементами системно-деятельного подхода. Используется краеведческий материал Калужской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока математики в 5 классе
на тему «Представление числовой информации таблицах»
Составила: учитель математики МБОУ
«Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги
Бравина Светлана Алексеевна
2023
Математика 5 класс. Базовый уровень.
УМК Н.Я.Виленкин и др, Просвещение, 2023 год.
Тема урока: «Представление числовой информации в таблицах».
Урок №1 в тематическом планировании.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков с элементами системно-деятельного подхода.
Цели урока:
Обучающая – формирование умения оперировать понятиями через практику графического представленных данных;
Развивающая – развитие УУД на основе практико – ориентированных задач, основанных на взаимосвязях человека и социальной среды;
Воспитательная – формирование у обучающихся готовности к самостоятельности и саморазвитию посредством разнообразной совместной деятельности, создание среды патриотического воспитания личности ребёнка.
Планируемые результаты:
Личностные – обучающиеся повысят уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции;
Метапредметные – проявление готовности у обучающихся к самостоятельному выбору способов решения учебной задачи, формированию обобщений и выводов, а также эффективному запоминанию и систематизации информации.
Предметные – умеют оперировать понятиями через практику графического представления данных.
Оборудование: интерактивная доска, ПК, рабочий лист.
Ход урока:
#1069;тап мотивации и самоопределения к учебной деятельности.
Учитель здоровается с учащимися и проверяет их готовность к уроку. На слайде презентации демонстрируется эпиграф.
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи к твоей новой судьбе?
Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.
Что сказать мне тебе и кляня, и любя?
Верь в себя.
Верь в себя.
Верь в себя!
Н.Левинтов
- Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
Данный эпиграф позволит настроить учеников на самостоятельную работу, покажет им, что очень многое зависит от них самих.
-Выполните вычисления. Запишите буквы, соответствующие найденным ответам. Они позволят вам прочитать ключевое слово темы нашего урока.
42:7×8 72:8×3 270:3:3
60×5:10 44:4×2
630:9×3 360:4:3
8 | 48 | 51 | 30 | 100 | 203 | 210 | 22 | 27 | 6 | 14 | 270 | 9 |
М | Т | У | А | Р | Г | Б | И | Л | С | К | Ц | Н |
- Какое слово вы получили? - ТАБЛИЦА.
- А в какой форме вам дано это задание?
- Сформулируйте тему урока.
- Чему вы должны научиться на уроке?
- Какие цели вы поставите перед собой?
- Оцените себя в вашем листе самооценки.
- И так, тема определена, цели поставлены. Теперь надо их реализовывать.
#1040;ктуализация и фиксирование затруднения в пробной действительности.
Учащимся предлагается задание: решить текстовую задачу, а затем туже задачу с табличными данными.
Численность населения Калуги в 18 веке составляла 23 100 человек, в 19 веке 49 513 человек, в двадцатом веке 342 000 человека, а в 21 веке 333 954 человека. Посчитайте, как численность населения изменилась в 19 веке по сравнению с 18 веком, в 20 веке по сравнению с 19 веком и в 21 веке по сравнению с 20 веком.
Таблица численности населения Калуги по векам.
Век | Численность | Прирост или убыль |
XVIII | 23 100 | |
XIX | 49 513 | ? |
XX | 342 000 | ? |
XXI | 333 954 | ? |
3. Этап выделения места и причины затруднения. Работа фронтальная и индивидуальная. Учащиеся выполняют задание №1 на рабочем листе.
- С чем вам было проще и удобнее работать – с текстом или таблицей?
- Почему?
Вывод: Данные, помещенные в таблицу, более удобны для работы, чем в сплошном тексте.
4. Этап построения проекта выхода из ситуации. Работа фронтальная. Учащиеся слушают учителя и отвечают на его вопросы.
- Что же такое таблица? Попробуйте сформулировать определение.
Таблица – простая и удобная форма представления информации.
На доске начерчена таблица с пустыми графами.
- Что перед вами?
- Как она устроена?
Таблица делится на горизонтальные клетки – строки, на вертикальные клетки – столбцы.
- Сколько в ней строк и сколько столбцов?
- Эта таблица готова к работе? Почему?
- Любая таблица имеет «шапку» - заголовок. В первой строке и первом столбце размещают заголовки для каждого столбца и строки.
На слайде презентации демонстрируются разные виды таблиц.
Физкультминутка:
На уроке, ребята, вы работали хорошо. А теперь отдыхаем.
Смотрим на экран и выполняем упражнения.
#1069;тап реализации построенного проекта.
Учащиеся в парах работают с таблицами. Выполняют задание № 2 и № 3.
Таблица видов птиц по статусу пребывания в Калужской области.
Группа | Количество видов |
Гнездящиеся | 177 |
Пролетные | 58 |
Залетные | 32 |
Зимующие | 93 |
Итого | ? |
Таблица видов животных, занесенных в Красную книгу Калужской области.
Виды | Количество |
Млекопитающие | 26 |
Птицы | 86 |
Пресмыкающиеся | 3 |
Миноги | 2 |
Рыбы | 14 |
Земноводные | 1 |
Итого | ? |
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Работа фронтальная. Учащиеся выполняют задание № 4, № 5, № 6.
С помощью таблиц можно решать логические задачи.
Три подружки — Вера, Оля и Таня — пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?
Вера | Оля | Таня | |
корзинка | |||
лукошко | |||
ведерко |
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании по горным лыжам. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили:
1) Коля — ни первое, ни четвертое;
2) Боря — второе;
3) Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Коля | Боря | Вова | Юра | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Таблица самых длинных рек Калужской области.
Река | Длина реки (км) | В Калужской области (км) | Не на территории Калужской области (км) |
Ока | 1500 | 180 | ? |
Угра | 399 | 160 | ? |
Протва | 282 | 150 | ? |
Жиздра | 223 | 223 | ? |
Лужа | 159 | 159 | ? |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. № Учащиеся выполняют задание №7 на рабочем листе и проверяют своё решение.
8. Этап включения в систему знаний.
- Ребята, многие из вас знакомы с игрой «Морской бой». Эта игра существует в электронном варианте.
Демонстрируются правила игры на экране. После объяснения учителя ребята сами приступают к игре. Работа на компьютере.
9. Этап рефлексии. Учащиеся закрашивают на рабочем листе сигнальную карточку. Задают вопросы.
Учащимся предлагаются выбрать 2 задания из 3: № , , учебника.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"
Урок закреплени знаний с применением ЭОР....
Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"
Урок изучение нового материала с применением ЭОР...
конспект урока математики 6 класс на тему "Решение примеров на сложение чисел"
Разработка урока по математике для 6 класса на тему "Решение примеров на сложение чисел"....
Конспект урока математики 6 класс на тему "Осевая симметрия."
Приведен конспект урокана тему "Осевая симметрия" . Это первый урок на данную тему. Содержит один из вариантов преодавания данной темы...
Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"
Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"...
Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"
Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...