Технологическая карта урока по теме «Деление десятичных дробей» _ Математика _ 5 класс.
план-конспект урока по математике (5 класс)

 Аннотация

Методическая разработка содержит технологическую карту, разработанную в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, презентации к уроку, дидактический материал, карточки-образцы.

Новизна представленных материалов – в их интегративном подходе, что дает возможность учащимся применить существующие знания и, в то же время, столкнувшись с затруднениями, увидеть их недостаточность, определить пробелы в знаниях. Значимость разработки в том, что ребенок сам определяет границы своего знания и незнания, видит возможности практического применения своих знаний. Урок выстроен в парадигме системно-деятельностного подхода, используется проблемный метод организации учебной деятельности. Приемы, используемые на уроке: создание затруднения, перенос существующих знаний в новую ситуацию и др. позволяют создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов.

Технологическая карта урока предназначена для проведения урока по математике в 5 классе по теме «Деление десятичных дробей». Это второй урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих в 5-х классах, так как технологическая карта урока является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Деление десятичных дробей» _ Математика _ 5 класс.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (создание благоприятного психологического настроя на работу)

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей.

Здравствуйте! Настройтесь на серьезную работу! Помогать нам будут, ваше хорошее настроение и внимание.

Сегодня работаем под девизом: «Чем больше я знаю, тем больше умею!».

Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем.

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Регулятивные:

фиксация индивидуального затруднения, умение оценивать полученные результаты.

Предметные:

владение навыками выполнения устных и инструментальных вычислений, использование правил сложения, вычитания, умножения и деления на практике.

Познавательные:

формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; по использованию доказательной математической речи.

Коммуникативные:

 выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, формирование умений оценивать полученные результаты.

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Устный счет: 1. Вычислить:
0,8 + 8     18,9: 9     15,8 * 10

0,9 - 0,6    7,4 • 0,1     34 ׃ 100
2. Представьте данную десятичную дробь в виде обыкновенной дроби: 3,1; 20,01; 23,647; 0,07?
3.Увеличьте число

2,5 в 100 раз, 12,5 в 10000 раз

4.Вставьте пропущенные числа:  

12,5м2 =…… см2

2,5м =……см

5. -Сформулируйте правило деления на дробь.

-Сформулируйте основное свойство дроби.

-Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число.

Выполняют устный счет.

Отвечают на вопросы учителя 

Целеполагание (обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока).

Этап выявления места и причины затруднения

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу.

Личностные:

проявлять внимание и интерес к учебному процессу, умение анализировать, оценивать, выражать доброжелательное отношение к учебному процессу.

Коммуникативные:

постановка вопросов.

Познавательные:

самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели.

Решите задачу. Родители решили сделать ремонт в   детской комнате прямоугольной формы, площадью 12,5 м2. Какова ширина комнаты, если её длина по проекту 2,5 м?

S = 12,5 м2 ; a = 2,5м; в - ?м

в = 12,5: 2,5 = ?

Итак, складывать, вычитать, умножать десятичные дроби и делить десятичную дробь на натуральное число вы умеете хорошо, а какие действия вы ещё не умеете выполнять с десятичными дробями?

- Конечно же, делить на десятичную дробь!

-Какая тема урока будет сегодня?

(дети отвечают: Деление на десятичную дробь.)

- Итак, какая цель сегодняшнего урока?

(дети отвечают: наша цель научиться выполнять деление на десятичную дробь)

Выберите способ выполнения задания:

-Переведите метры в сантиметры, выполнить действия;

-Переведите числа в обыкновенные дроби и выполните действия с обыкновенными дробями;

-Примените основное свойство дроби;

- Решите своим способом.

Расскажите, как же выполнить деление на десятичную дробь.

Ответ: заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число.

Сегодня я постараюсь показать вам как важно уметь делить на десятичную дробь и делать это правильно. А вы постарайтесь понять, запомнить и научиться применять правило деления на десятичную дробь.

Пусть это будет целью нашего сегодняшнего урока.

Вы должны уметь грамотно применять знания и умения, которые получили по этой теме. И чем лучше вы изучите это сейчас, тем легче вам будет потом.

Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют тему и цель урока. Предлагают свои варианты.

Записывают дату, тему в тетрадь.

Решают задание, выбранным способом. Если способ выполнения задания совпал, то возможно совместно в паре находить решение.

С предложенными способами выходят решать на доске.

Формулируют правило.

Формирование умений и навыков.

Предметные:

владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений, использование правил умножения и деления десятичных дробей на практике.

Познавательные:

формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; по использованию доказательной математической речи, по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные:

формирование умений совместно с другими детьми в паре находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Итак, вернемся к теме урока.

Откроем учебник на стр.240 п. 35 и прочтем правило.

Задание: составьте синквейн со словом «деление» в парах.

Выполним устно № 978

Физкультминутка.

Обратить внимание на правильную

посадку. Глазки закрыли. Слушаем.

В это время решает ученик из другого класса на доске пример 4,5: 0,125 с ошибкой. Пока вас не было, забегал ученик из другого класса. А что это значит? Он выполнил деление на десятичную дробь. Давайте проверим.

Выполним письменно в тетради № 976

Проверим задания, которые выполнили ваши одноклассники. Вам надо проверить и оценить их работу, задав вопросы по данной теме.

Ребята! Продолжаем работать.

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Технология смыслового чтения

Работа с учебником устно и письменно.

Правильная посадка, следить за осанкой!

Ищут ошибку, 1 ученик исправляет.

По желанию выходят и записывают на доске решение.

Проверка заданий у доски

 (работали 2 человека).  Отвечающим задают вопросы одноклассники, выставляют отметку.

 Проговаривают правила.

Самостоятельная работа (выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков).

Регулятивные:

 контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Личностные:

умение анализировать, оценивать ситуацию, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность,

уметь ясно и точно излагать свои мысли, самоконтроль результатов собственной деятельности, развитие математической речи.

Самостоятельная работа с выбором трудности заданий (выполняется в раздаточном материале, проверяется сразу на уроке).

Возьмите карточки, лежащие у вас на парте. Вам предстоит выполнить задание, проверяющее, как вы усвоили тему сегодняшнего урока    Время на выполнение – 5 минут.

С образцом

Без образца

1) 7,56:0,6=

2) 0,468:0,09=

3) 46,080:0,384=

1) 433,08:5,4=

2) 1,2:1,25=

3) 9919,35:0,987=

Учитель открывает доску, где записаны правильные ответы и критерии оценивания

С образцом

Без образца

Отметка «4» -

3 примера решены верно;

Отметка «3» -2 примера решены верно;

Отметка «5» -3 примера решены верно;

Отметка «4» -2 примера решены верно;

Отметка «3» -1 пример решен верно;

Оцените себя.

Вопрос учителя: «Кто из вас выполнил сам. работу на «5»?» и т.д.

Работы подпишите и сдайте (проверка учителем после урока).

Учащиеся знают, что надо найти и исправить ошибки, допущенные в задании.

Находят ошибки, исправляют совершенствовать свои критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Уметь строить рассуждения, выбирать средства для решения математических задач, выполнять действия по заданному условию задачи.

Выполняют самостоятельную работу (ответы вносят прямо в карточку).

Проверяют свое решение, сверяют с доской. Оценивают себя. Обсуждают решение. Проговаривают правила, в которых были допущены ошибки. Сдают работы.

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

Игра «Верю – не верю».

Выставление оценок за работу на уроке.

Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные ошибки, умение делать выводы.

Инструктаж по домашнему заданию (обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способы выполнения домашнего задания)

 

Дома: п.28. №777(1;5;9;10), выполнить задание, перейдя по ссылке и отправив результат учителю

 https://math5-vpr.sdamgia.ru/test?id=1783100

Творческое задание (по желанию): составить вопросы для теста «Верю - не верю» по темам, изученным в 3 четверти 5 класса (оформить можно в виде презентации)

Слушают инструкции, знакомятся с заданием.

Рефлексия

(саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока).

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, аргументация.

Учитель открывает доску, на которой написано задание:

Я благодарю вас за сотрудничество.

Решена ли проблема, поставленная в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Какие трудные моменты встретились при делении на десятичную дробь?

Сформулируйте правило деления на десятичную дробь?

Какие вопросы у вас есть? Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

0,8;   0,733;  0,6;     2;     0,93;     0,14.

И        С       А         О       Б         П

С      !

? Я предлагаю вам поставить себя на какую-либо ступеньку.

Расставляют числа по возрастанию, читают слово «Спасибо!

Выбирают соответствующую ступеньку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем больше я знаю, тем больше умею!

Слайд 2

0,8 + 8 18,9 : 9 12,5 * 10 0,9 - 0,6 7,4 • 0,1 2,5 ׃ 100 1 . Вычислить:

Слайд 3

2.Представьте данную десятичную дробь в виде обыкновенной дроби: 12,5; 2,5; 23,647?

Слайд 4

3.Увеличьте число: 2,5 в 100 раз; 12,5 в 10000 раз. 4.Вставьте пропущенные числа: 12,5м 2 =…….см 2 2,5м =…… см.

Слайд 5

Родители решили сделать ремонт в детской комнате прямоугольной формы, площадью 12,5 м 2 . Какова ширина комнаты, если её длина по проекту 2,5 м? Решите задачу

Слайд 6

S = 12,5 м 2 ; a = 2,5 м ; в - ? м в = 12,5 : 2,5 = ? м

Слайд 7

Выберите способ выполнения задания : -Переведите в другие единицы измерения, выполните действия; -Переведите числа в обыкновенные дроби и выполните действия с обыкновенными дробями ; -Примените основное свойство дроби ; - Решите своим способом. S = 12,5 м 2 ; a = 2,5м; в - ?м в = 12,5 : 2,5 = ?

Слайд 8

Деление на десятичную дробь 12, 096: 2,24= 1209,6:224 = 1209,6 224 5 1120 89 , 6 4 896 0 Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) перенести в делимом и делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе ; 2 ) выполнить деление на натуральное число. 5,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Деление десятичных дробей" 5 класс

Урок по теме "Деление десятичных дробей" для 5 класса, авторы учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов.Урок объяснения нового материала....

Технологическая карта урока по теме «Умножение десятичных дробей».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Умножение десятичных дробей».Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностно...

Технологическая карта урока на тему: " Сравнение десятичных дробей" с самоанализом

Технологическая карта урока на тему: "Сравнение десятичных дробей" в 5 классе с самоанализом. Тип урока :" Изучение новых знаний" ....

Технологическая карта урока "Умножение и деление десятичных дробей"

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Умножение и деление десятичных дробей "...

5 класс - Технологическая карта урока по теме "Умножение десятичных дробей"

Предмет: математикаКласс: 5 Тема урока : Умножение десятичных дробей  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦели:  Формировать умения выполнять умножение десятич...

Технологическая карта урока по теме "Умножение десятичных дробей"

Данный урок разработан по технологии развития критического мышления. Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий....