Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Стадия вызова |
1.Самоопределение к деятельности
Мотивирование к учебной деятельности.
| - Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Проверьте, все ли готово к уроку, уберите лишние предметы. Сегодня у нас необычный урок – на уроке присутствуют гости – поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Я желаю вам хорошей работы. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю»Человек огляделся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привел лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: « В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь» В чем смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем добывать знания сами. Мы продолжаем работу с десятичными дробями. Какие действия с десятичными дробями мы умеем выполнять? | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения
Учащиеся слушают, психологически настраиваются на работу, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. Округление, сравнение, сложение, вычитание, Вспоминают алгоритм действий. В форме кластера.
|
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
2. Актуализация знаний
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения | Проверим ваши знания а) игра «Верю не верю». У вас на столах лежат карточки двух цветов. Я вам буду называть математические определения, если вы согласны с моими высказываниями показываете мне карточку зелёного цвета, если не согласны- красного. Слайд 2. 1.Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше.(зелёная) 2. 456 кг = 4,56 т.(красная) 3. 24,5 = 24,5000 (зелёная) 4. 1дм составляет 1/10 м(зелёная) 5. При округлении дроби 103,084 до сотых долей получиться 103,09 (красная) 6. Если одно из слагаемых увеличить на 4,6, а второе – 5,4, то сумма увеличится на 10.(зел) б) Расставьте все запятые на место, чтобы получить верные равенства. Слайд 3, 4. 52 +18 = 7 3 + 108 = 408 736 – 436 = 3 63 – 27 = 603 42 + 17 = 212 в) Вычислить, выбирая удобный способ. Слайд 5 (13, 46 + 35,467) + 11,54 (3,73 + 1, 56) – 2,73 (5,377 + 4,7) - 2,077 5,26 *4 + 4,74 *4 7,48 *5,2 – 5,28 *5,2 (12,9 + 2,6) * 3 С какой трудностью вы столкнулись? Вопрос: как выполнить умножение десятичных дробей? Решим задачу: Петя купил в магазине три тетради по цене 15,5руб. Сколько денег потратил Петя? Как решим данную задачу? Можно ли решить 15,5*3, заменив произведение на сумму? Всегда ли это удобно?
| Учащиеся выполняют предложенные действия
Ученики встречаются с затруднением – как умножить десятичную дробь на десятичную дробь. 2,2*5,2; 15,5*3
Ученики предлагают перевести рубли в копейки, решить задачу, затем выполнить обратный перевод: 15,5руб = 1550 коп. 1550*3=4650коп = 46,5руб. Ученики – да. 15,5+15,5+15,5=46,5
Не всегда | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, вести диалог, оформлять мысли в устной форме |
3. Постановка учебной задачи (локализация затруднений) | - Сформулируем вместе тему урока. - Сформулируйте проблему урока. - Какова цель нашего урока?
| Проблема урока: как умножить десятичную дробь на целое число и на десятичную дробь? Цель: открыть правило умножения десятичных дробей, учиться выдвигать гипотезы, логически мыслить, анализировать и делать выводы.
| Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. Коммуникативные: постановка вопросов |
4. Физминутка | Проводится в форме повторения таблицы умножения. Учитель проговаривает пример (6*7=42 и т.д.). Ученики хлопают в ладоши, если согласны; топают ногами, если не согласны. |
Стадия осмысления |
5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | - Итак, тема нашего урока созвучна цели урока - как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. Можно ли найти предложенными выше способами произведение 2,2*5,2? Значит нужно найти другой способ
Работа в парах. Учащимся раздается задание – исследование. На столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Задание исследование: известно, что 124* 34 = 4182
| Сравните результаты умножения десятичных дробей с результатом умножения натуральных чисел. | Сравните количество цифр, отделенных запятой в результате, с количеством цифр, отделенных запятой в каждом множители | 1 | 1,23 * 34 =41,82 | 1множитель- 2 множитель Результат | 2 | 12,3 * 3,4 =41,82 | 1множитель- 2 множитель Результат | 3 | 1,23 *3,4 =4,182 | 1множитель- 2 множитель Результат | 4 | 12,3 *34 = 418,2 | 1множитель- 2 множитель Результат | 5 | 0,123 * 34 =4,182 | 1множитель- 2 множитель Результат | 6 | 0,00123 * 34 = 0,04182 | 1множитель- 2 множитель Результат - | 7 | 12 * 3,4 = 418,2 | 1множитель- 2 множитель Результат |
Вопросы: - В результате умножения получились числа, записанные с помощью одних и тех же цифр?
- Сколько цифр после запятой в множителях?
- Сколько цифр после запятой в произведении?
- Совпадает ли количество цифр после запятой в множителях с количеством цифр после запятой в произведении?
Обсудите в паре со своим соседом по парте и выскажите ваши предложения. Сделайте вывод. | Ученики - неудобно или невозможно каждый раз переводить в другие единицы измерения, что бы выполнить умножение десятичных дробей.
Ученики в парах рассматривают решение задачи и самостоятельно формулируют правило умножения десятичных дробей.
- Нужно умножить, как натуральные числа, а потом в произведении отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе.
Ученики сверяют сформулированное ими правило с учебником и проговаривают его хором.
Записывают решение в тетрадь
| Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления, культура умственного труда. Метапредметные: Регулятивные:целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий. Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Предметные: представление учащихся о правиле умножения десятичных дробей и способах его доказательства.
|
6. Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи) | - Теперь для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить у доски и в тетрадях (в столбик): а) № 914(2 ст) б) №921 в) № 913 | Ученики решают примеры в тетрадях, трое добровольцев решают примеры у доски, каждый раз проговаривая правило вслух.
| Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование. Метапредметные: Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД. Познавательные: анализ, синтез, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка. Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах. Предметные: знание принципов умножения десятичных дробей. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Выполнить умножение и получить слово. Слайд 6,7 19*0,3=5,7 2,6*0,4=1,04 1,6*0,02=0, 032 1,5*40=60 0,12*50=6 2,7*0,03=0,081
0,032 | 5,7 | 60 | 1,04 | 0,081 | 6 | б | П | е | о | а | д |
А что значит слово ПОБЕДА? С какой крупной датой связано это слово? | Ученики выполняют задание.
| Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование Метапредметные Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности. Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Предметные: умение применять на практике правило умножения десятичных дробей. |
Стадия рефлексии |
7. Рефлексия | Подведение итогов. Слайд 8. Достигли ли вы своей цели на уроке? Кто понял правило умножения десятичных дробей? Продолжите высказывания: Сегодня я узнал… Сегодня на уроке мне было … Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Каждый заполняет таблицу саморефлексии: Оцените свои умения и навыки выполнения действий по теме: (+) – умею, (-) –не умею, (?) – сомневаюсь, (!) – надо повторить или научиться
Умения | Критерии самооценки | + | ? | - | ! | сравнивать |
|
|
|
| округлять |
|
|
|
| складывать |
|
|
|
| вычитать |
|
|
|
| Умножать |
|
|
|
| делить |
|
|
|
|
Домашнее задание: п.34 правило, № 915 № 923 | Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений. Дополняют кластер
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, качество и уровень усвоения
Записывают домашнее задание | Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные Регулятивные: оценка своих достижений на уроке Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно. Предметные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание алгоритма действий для получения верного результата. |