Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования
опыты и эксперименты по математике
Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – образовательный туризм, который получил широкое распространение в туристической отрасли, однако теоретическое обоснование его в педагогической науке не определено, не разработаны образовательные маршруты, ориентированные на предметную область «Математика».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека».
Номинация «Воспитание в учебной деятельности»
Тема задания: «Новые формы воспитательных практик»
Выполнила:
учитель математики,
МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры
Фоменко Анжелика Анатольевна
+ 7 (906)462 – 86 – 85
2023 год
Паспорт воспитательной практики
Название воспитательной практики | «Математический туризм как форма математического образования» |
Ф.И.О., должность и наименование образовательной организации авторов практики | Фоменко Анжелика Анатольевна учитель математики МБОУ СОШ № 4 с. Малые Ягуры Туркменский муниципальный округ Ставропольский край |
Первая часть | В последнее время в системе образования вообще и математического образования в частности ведется активный поиск и внедрение новых форм организации деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающих у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – образовательный туризм. В настоящее время образовательный туризм получил достаточно широкое распространение в туристической отрасли, однако теоретическое обоснование его в педагогической науке явно недостаточно. В частности, не определено понятие «математический туризм», не разработаны образовательные маршруты, ориентированные на предметную область «Математика». Этим обуславливается актуальность выбранной темы. Цель: теоретически обосновать и практически проиллюстрировать математический туризм как форму образования учащихся. Задачи:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методикоматематической литературы; изучение нормативных документов; обобщение опыта работы по математическому образованию; разработка методических материалов; педагогический эксперимент. Теоретическое обоснование математического туризма как формы математического образования нацелено на решение части непрерывного математического образования, которое обеспечивается посредством реализации образовательных программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся. Это позволяет формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; выявление и развитие математических способностей, необходимых для продуктивной жизни в обществе; повышение уровня математической образованности. При организации математического образования, для поддержания интереса к предмету необходимо раскрыть учащимся всё многообразие мира математики. Учитывая, что основное содержание школьного курса математики в основном связано с изучением числовой линии, целесообразно показать учащимся элементы других разделов математики: теории множеств, логики, комбинаторики. Под определением понятия сущности термина «образовательный туризм» понимается вид туризма, в котором предполагается достижение определенной образовательной цели с использованием педагогических средств для ее достижения. Образовательный туризм строится на ряде принципов:
Математический туризм – «вид образовательного туризма, в основе которого лежат маршруты, направленные на изучение математики». Формами математического туризма в системе образования могут быть экскурсии, походы, туры, туристические игры. Одной из таких увлекательных форм является математический поход – это передвижение группы учащихся по разработанному маршруту с целью выполнения поставленных математических задач. Цель математического похода заключается в том, чтобы научить учащегося замечать математику вокруг, устанавливать связь математики с окружающим миром; формировать навыки ориентирования на местности, а также расширять общий кругозор. Основной задачей математического похода является знакомство учащегося с разнообразными объектами социального, культурного и природного наследия, получение представления о математических процессах, нашедших отражение в исследуемом объекте и опыта исследования объекта. В процессе математического похода составляется маршрутный лист в виде вопросов и заданий. С помощью маршрутного листа учащимся даются вопросы и задания, которые позволяют обращать внимание на детали и более тщательно изучать объект. При организации математического похода необходимо учитывать интеллектуальные возможности и уровень подготовки учеников. Математический поход предполагает работу детей в малой группе (3-4 человека). Участники маршрута производят необходимые измерения, исследуют объекты, узнают информацию, которая требуется для выполнения заданий маршрутного листа. Пока у учащихся нет определенных навыков, группу сопровождает педагог. В случае возникновения вопросов, задача педагога – помочь найти пути решения, а не предоставлять готовые решения и ответы. |
Вторая часть | Образовательные экскурсии по математике – одна из форм процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности. Целесообразно для успешного формирования умений обобщать, выделять элементы целого, классифицировать необходимо включение в процесс обучения математике экскурсий исследовательского характера. Например, при изучении темы «Периметр многоугольника» совершаем экскурсию на пришкольный участок, где учащиеся проявляют умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; обобщать заключения и вывод, проводить аналогию. При формировании первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах мы совершили экскурсию в храм Михаила Архангела, учащиеся проявили умение осуществлять мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия, обобщение); умение выделять существенные признаки; умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними. При изучении текстовых задач на стоимость, единицы массы была организована поездка в ООО «Агрофирма «Золотая Нива», где учащиеся узнали, как проводить анализ, синтез, обобщение, классификацию объектов. Изучая задачи на движение в противоположных направлениях, была организована экскурсию к одному из участков движения транспорта. Здесь учащиеся смогли проявить мыслительные операции, наглядно увидеть принцип движения транспорта (сближение, удаление); формировали умение выделять элементы целого и устанавливать связи между ними; умение рассуждать и делать выводы. Экскурсия является организованной формой и методом обучения, одновременно позволяет рассмотреть интеграцию предметов и производства. Для выявления возможности использования математических знаний в процессе практической деятельности на уроках проанализированы технологии, которые можно использовать в производстве. Окружность. Круг. Сверлильный станок. Приемы получения отверстий. ООО «Агрофирма «Золотая Нива» (мехцех). Угол. Прямой, развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Приемы измерения углов производственных деталей. Устройство верстака. Чертежные и измерительные инструменты. ООО «Агрофирма «Золотая Нива» (мехцех). Развертки. Графическая документация. ООО «Агрофирма «Золотая Нива» (инженерный отдел). Длина окружности. Площадь круга. Детали и изделия цилиндрической формы. КФХ (доильный комплекс). Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Методы выполнения контурной резьбы для отделки изделий. Вычерчивание розеток для геометрической резьбы. Электросети (инженерный отдел) Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Расчет материалов для заготовок, грамотное оформление результатов. Допуски и посадки. ООО «Агрофирма «Золотая Нива» (экономический отдел). Для реализации национального регионального компонента особенностей предмета необходимо использование на уроках математики задач, составленных обучающимися совместно с родителями, работающими в ООО «Агрофирма «Золотая Нива». Экскурсионный материал на уроках математики способствует формированию выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; формирование навыков экономического образования. |
Список литературы | 1. Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория /А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2012. – № 6. – С. 5. 2. Щербинина Анна. Образовательный туризм [Электронный ресурс] / А. Щербинина. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http:// womanwiki.ru/w/, свободный. 3. Печерица, Е. В. Основные виды образовательных туров / Е. В. Печерица // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12 (ч. 3). – С. 937–939. 4. Мураенко, Е. Д. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования / Е. Д. Мураенко // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 120–122. 5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 6. http://www.zdanija.ru/TermsM5/p2_articleid/2110. 7. Осипова, А. К. Использование проектной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/534778/. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математический туризм как форма математического образования Подготовила учитель математики МАОУ СОШ №1 Черноусова Ю.П.
Актуальность: Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – образовательный туризм, который получил широкое распространение в туристической отрасли, однако теоретическое обоснование его в педагогической науке не определено, не разработаны образовательные маршруты, ориентированные на предметную область «Математика».
Цель: теоретически обосновать и практически проиллюстрировать математический туризм как форму образования учащихся.
Предметно - практические задачи Сформулировать основные организационные формы. Рассмотреть «математический туризм» в рамках туристическо-краеведческого направления Характеризовать особенности математического образования. Сформулировать определение понятия «образовательный туризм» Задачи направлены на :
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методико-математической литературы; изучение нормативных документов; обобщение опыта работы по математическому образованию; разработка методических материалов; педагогический эксперимент.
Математический туризм как форма математического образования нацелен на решение части непрерывного математического образования, которое обеспечивается посредством реализации образовательных программ на основе свободного выбора и самоопределения учащихся. Математический туризм помогает: формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, повышать уровень математической образованности, развивать математические способности, необходимые для продуктивной жизни в обществе.
Принципы математического туризма: педагогическое сопровождение обеспечение и поддержка мотивации социально-педагогическая интеракция принцип вариативности, мобильности, гибкости групповая динамика событийность и яркие впечатления, эмоциональность и увлекательность междисциплинарность практическая значимость путешествий
Математический туризм – вид образовательного туризма, в основе которого лежат маршруты, направленные на изучение математики.
Формы математического туризма Экскурсии Походы Туры Туристические игры Математический поход
Математический поход Передвижение группы учащихся по разработанному маршруту с целью выполнения поставленных математических задач. Цель математического похода: научить учащегося замечать математику вокруг, устанавливать связь математики с окружающим миром формировать навыки ориентирования на местности, а также расширять общий кругозор. Задача математического похода: знакомство учащегося с разнообразными объектами социального, культурного и природного наследия.
Воспитательный потенциал Составить маршрутный лист в виде вопросов и заданий, которые позволят обратить внимание на детали и более тщательно изучать объект Возможность работы детей в малой группе (3-4 человека) Возможность производить необходимые измерения, исследовать объекты, узнают информацию
Образовательные экскурсии по математике Форма процесса познания, создающая условия для органичного, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективной реальности. Целесообразно для успешного формирования умений обобщать, выделять элементы целого, классифицировать необходимо включение в процесс обучения математике экскурсий исследовательского характера.
Список литературы: 1. Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория / – 2012. – № 6. – С. 5. 2. Щербинина Анна. Образовательный туризм http:// womanwiki.ru/w/, свободный. 3. Печерица, Е. В. Основные виды образовательных туров. – 2014. – № 12 (ч. 3). – С. 937 4. Мураенко, Е. Д. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 120–122. 5. Осипова, А. К. Использование проектной деятельности – URL: http://festival.1september.ru/articles/534778/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание через учебную деятельность.
В работе говорится о необходимости создания системы патриотического воспитания, включающей не только внеурочную деятельность учащихся, но и учебную, так как именно она составляе...
Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"
В статье представлен практический опыт ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...
Паспорт воспитательной практики
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ«Юный эк...
Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»
Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...
Паспорт воспитательной практики
Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...
Воспитательная практика «Пульсация патриотизма: новые формы гражданско-патриотического воспитания в школе»
Современное общество требует от молодых людей активной гражданской позиции, готовности к участию в общественной жизни и защите интересов своей страны. Патриотизм и любовь к своей стране являются важны...