ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
учебно-методический материал
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Номинация «Эстетическое воспитание»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
Автор воспитательной практики:
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
Долгова Елена Владимировна
г. Бирюсинск
2024 г.
Описание воспитательной практики
№ | Структурные компоненты | Содержание |
обоснование актуальности воспитательной практики | Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Создание мини-музея способствует развитию интереса к истории и культуре Русского народа. Дети должны знать и уважать своё прошлое. Наш мини-музей представляет ценность содержанием и проводимой воспитательной работой с детьми старшего дошкольного возраста. В создании мини-музея есть свои преимущества, воспитанники чувствуют свою причастность к созданию музея. В нашем мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музея принимают участие сами ребята. Создание экспонатов, знакомство с Русским народным промыслом способствует достижению цели, поставленной ФОП ДО. Да, в нашем музее нет подлинных экспонатов, наши экспонаты являются самоценными культурными предметами. Создание мини-музея помогло приобщить детей к истокам народной и национальной культуре, что способствует сохранению народных традиций, воспитывает чувство патриотизма и духовности. Говоря словами С. Я. Рубинштейна: - «Развитие человека предполагает преемственность прошлого и будущего». Не будет у нас будущего если мы не сохраним, не передадим и не впитаем в наших детей знания о культурном прошлом нашей страны. | |
краткое описание (аннотация) воспитательной практики | Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость. А как привить патриотизм? Что бы ребёнок не только воспринимал, но и понимал историческую значимость и быт Русского народа. Решение нашлось. Мы открыли на территории изостудии мини-музей. При выборе профиля мини-музея определилось направление – ознакомление детей с русскими народными промыслами. В наш мини-музей будут входить экспонаты, сделанные и расписанные руками детей на занятиях дополнительного образования: пластилинография, аппликация, рисование. Сами изделия изготовлены из бумаги, изделия из папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне. Экспонаты собраны в экспозиции: гжельская роспись; дымковская игрушка; золотая хохлома; городецкие узоры; русская матрешка. Занятия сопровождаются музыкальными произведениями. Русские народные песни для детей, что создаёт психологический комфорт, особую эстетику среды, которая направлена на воспитание и реализацию художественных и эстетических потребностей детей. Работа над созданием музея включала в себя несколько этапов: 1. Подготовительный. Знакомство с изучаемой росписью. При помощи технологии Н.А.Коротковой «Река времени» изучение истории и легенды росписи. 2. Основной. - Знакомство с элементами и цветовым строем росписи при помощи авторского дидактического пособия «Матрёшки»; закрепление знаний. - Изготовление экспонатов для мини-музея. - Оформление мини - музея. Распределение экспозиций на территории изостудии от самого «старого» до самого «молодого» народного творчества. 3. Заключительным этапом в подготовке детей экскурсоводов являлось развитие способности общаться с аудиторией и красиво говорить. Дети учили стихи о видах росписи, что способствовало речевому развитию. - Открытие мини-музея. Мини-музей, это – познавательный центр, результат коллективной работы детей. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников. Хотелось бы подчеркнуть, что важно формировать и познавательный интерес, не только к экспонатам, но и тем, кем они создаются и каким образом. А это значит знакомить детей с профессией, совершенствуя навыки детей. | |
цель воспитательной практики | Совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами. | |
задачи воспитательной практики | Ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения и легендами; Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; Обогащение предметно-пространственной среды детского сада. | |
планируемые результаты воспитательной практики | Понимать и разбираться в разных видах декоративного творчества; Знать историю и легенды возникновения декоративного творчества; Познакомятся с элементами росписи и техникой изготовления изучаемого промысла; Познакомятся с профессиями (гончар, столяр, художник, музейные профессии); Уметь передавать орнамент по мотиву изучаемой росписи; Дети сумеют самостоятельно представить экспонаты в экспозициях мини-музея во время проведения экскурсии (совершенствуя речевое развитие). | |
целевая аудитория воспитательной практики и количество участников | Обучающиеся детского сада № 5 г. Бирюсинска. Возраст детей, на которых рассчитана практика, старший дошкольный возраст – 5-7 лет. | |
кадровые ресурсы реализации воспитательной практики | Долгова Елена Владимировна Педагог дополнительного образования. | |
научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики | Основная общеобразовательная программа ДОУ; Дополнительные общеразвивающие программы: «Пластилиша»; «Чудеса из бумаги»; «Юный художник»; Конспекты занятий; Видео презентации росписи; | |
материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики | Комплексный демонстрационный материал; Образцы изделий декоративного искусства; Авторское дидактическое пособие «Матрёшки»; Дидактическое пособие Н.А. Коротковой «Река времени»; Подборка музыкальных произведений «Русские народные песни» для детей; Проектор для показа презентаций, музыкальный центр. | |
ресурсы социального партнерства и проч. | - | |
формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики) | Проектная технология. Разработала и реализовала проект «Мини-музей в детском саду»; Технология коллективной творческой деятельности: Мероприятие: «Открытие мини-музея». Открытые занятия. Путешествие по «Реке времени» (технология Н.А. Коротковой «река времени»): История Русской Матрёшки; История кисточки для рисования (от простейших кистей, изготовленных из костей и щетины до кисти аква-браш); Проведение мастер-классов: «Декоративное рисование. Украсим наряд матрёшки в авторском стиле с помощью акварельных цветных карандашей и кисти аква-браш»; Украшение наряда матрёшки используя нетрадиционную технику лепки: «Модульная пластилинография»; | |
период реализации воспитательной практики | 2023-2024 учебный год План (программа) реализации педагогической практики:
Поставить задачи, спрогнозировать результаты проекта. Этап создание проекта (август) Изучение литературы. Разработка конспектов занятий. Разработка презентаций. Выбор музыкального сопровождения во время продуктивной деятельности.
Занятие проводятся один раз в неделю по каждому направлению, с каждой группой (старшая и подготовительная). Сентябрь – октябрь: гжельская роспись. Ноябрь-декабрь: золотая хохлома. Январь-февраль: дымковская игрушка. Март-апрель: городецкая роспись.
Публичное открытие «мини-музея Русских Народных Промыслов». Приглашение коллег и детей старшей и средней групп в изостудию где дети подготовительной группы выступали в роли экскурсоводов и смотрителя. Смотритель рассказал о правилах поведения в музее во время экскурсии, экскурсоводы (по 2 ребёнка на каждой экспозиции), рассказывали гостям легенду о экспонатах и о том, какие росписи использовались в данной экспозиции. | |
результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные). | В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры используя разный материал и различные техники. | |
дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.) | Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрёшки» https://disk.yandex.ru/d/1pKvckpydwPVrw Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности | |
использованная литература, ссылки, сайты |
| |
отчёт по результатам проверки на оригинальность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...
Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» в 2020-2021 учебном году
Информационная карта...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...
Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллектива")
Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллект...
Участие во Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека-2021» (Сертификат)
Участие во Всероссийском конкурсе педагогических работников "Воспитать человека - 2021"...