ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
учебно-методический материал

Долгова Елена Владимировна

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Номинация «Эстетическое воспитание»

 

 

 

 

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»


 

 

 

 

 

 

 

Автор воспитательной практики:

Педагог дополнительного образования

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Долгова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Бирюсинск

2024 г.

 

 

Описание воспитательной практики

 

Структурные компоненты

Содержание

  1.  

обоснование актуальности воспитательной практики

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО. «Приобщение детей к ценностям российского народа». Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Создание мини-музея способствует развитию интереса к истории и культуре Русского народа. Дети должны знать и уважать своё прошлое.

Наш мини-музей представляет ценность содержанием и проводимой воспитательной работой с детьми старшего дошкольного возраста. В создании мини-музея есть свои преимущества, воспитанники чувствуют свою причастность к созданию музея. В нашем мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музея принимают участие сами ребята.

Создание экспонатов, знакомство с Русским народным промыслом способствует достижению цели, поставленной ФОП ДО.

Да, в нашем музее нет подлинных экспонатов, наши экспонаты являются самоценными культурными предметами.

Создание мини-музея помогло приобщить детей к истокам народной и национальной культуре, что способствует сохранению народных традиций, воспитывает чувство патриотизма и духовности.

Говоря словами С. Я. Рубинштейна:

 - «Развитие человека предполагает преемственность прошлого и будущего». Не будет у нас будущего если мы не сохраним, не передадим и не впитаем в наших детей знания о культурном прошлом нашей страны.

  1.  

краткое описание (аннотация) воспитательной практики

Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость. А как привить патриотизм? Что бы ребёнок не только воспринимал, но и понимал историческую значимость и быт Русского народа. Решение нашлось. Мы открыли на территории изостудии мини-музей. При выборе профиля мини-музея определилось направление – ознакомление детей с русскими народными промыслами.

В наш мини-музей будут входить экспонаты, сделанные и расписанные руками детей на занятиях дополнительного образования: пластилинография, аппликация, рисование. Сами изделия изготовлены из бумаги, изделия из папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне. Экспонаты собраны в экспозиции: гжельская роспись; дымковская игрушка; золотая хохлома; городецкие узоры; русская матрешка.

Занятия сопровождаются музыкальными произведениями. Русские народные песни для детей, что создаёт психологический комфорт, особую эстетику среды, которая направлена на воспитание и реализацию художественных и эстетических потребностей детей.

Работа над созданием музея включала в себя несколько этапов:

1.      Подготовительный.

Знакомство с изучаемой росписью. При помощи технологии Н.А.Коротковой «Река времени» изучение истории и легенды росписи.

2. Основной.

- Знакомство с элементами и цветовым строем росписи при помощи авторского дидактического пособия «Матрёшки»; закрепление знаний.

- Изготовление экспонатов для мини-музея.

- Оформление мини - музея. Распределение экспозиций на территории изостудии от самого «старого» до самого «молодого» народного творчества.

3.      Заключительным этапом в подготовке детей экскурсоводов являлось развитие способности общаться с аудиторией и красиво говорить. Дети учили стихи о видах росписи, что способствовало речевому развитию.

- Открытие мини-музея.

Мини-музей, это – познавательный центр, результат коллективной работы детей. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников.

Хотелось бы подчеркнуть, что важно формировать и познавательный интерес, не только к экспонатам, но и тем, кем они создаются и каким образом. А это значит знакомить детей с профессией, совершенствуя навыки детей.

  1.  

цель воспитательной практики

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами.

  1.  

задачи воспитательной практики

Ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения и легендами;

Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи;

Обогащение предметно-пространственной среды детского сада.

  1.  

планируемые результаты воспитательной практики

Понимать и разбираться в разных видах декоративного творчества;

Знать историю и легенды возникновения декоративного творчества;

Познакомятся с элементами росписи и техникой изготовления изучаемого промысла;

Познакомятся с профессиями (гончар, столяр, художник, музейные профессии);

Уметь передавать орнамент по мотиву изучаемой росписи;

Дети сумеют самостоятельно представить экспонаты в экспозициях мини-музея во время проведения экскурсии (совершенствуя речевое развитие).

  1.  

целевая аудитория воспитательной практики и количество участников

Обучающиеся детского сада № 5 г. Бирюсинска. Возраст детей, на которых рассчитана практика, старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

  1.  

кадровые ресурсы реализации воспитательной практики

Долгова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования.

  1.  

научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики

Основная общеобразовательная программа ДОУ;

Дополнительные общеразвивающие программы: «Пластилиша»; «Чудеса из бумаги»; «Юный художник»;

Конспекты занятий;

Видео презентации росписи;

  1.  

материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики

Комплексный демонстрационный материал;

Образцы изделий декоративного искусства;

Авторское дидактическое пособие «Матрёшки»;

Дидактическое пособие Н.А. Коротковой «Река времени»;

Подборка музыкальных произведений «Русские народные песни» для детей;

Проектор для показа презентаций, музыкальный центр.

  1.  

ресурсы социального партнерства и проч.

-

  1.  

формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)

Проектная технология. Разработала и реализовала проект «Мини-музей в детском саду»;

Технология коллективной творческой деятельности:

Мероприятие: «Открытие мини-музея».

Открытые занятия. Путешествие по «Реке времени» (технология Н.А. Коротковой «река времени»):

 История Русской Матрёшки;

 История кисточки для рисования (от простейших кистей, изготовленных из костей и щетины до кисти аква-браш);

Проведение мастер-классов:

«Декоративное рисование. Украсим наряд матрёшки в авторском стиле с помощью акварельных цветных карандашей и кисти аква-браш»;

Украшение наряда матрёшки используя нетрадиционную технику лепки: «Модульная пластилинография»;

  1.  

период реализации воспитательной практики

2023-2024 учебный год

План (программа) реализации педагогической практики:

  1. Предпроектный (июль) Определить профиль, направление мини-музея. Проанализировать методические ресурсы.

Поставить задачи, спрогнозировать результаты проекта.

Этап создание проекта (август)

Изучение литературы. Разработка конспектов занятий. Разработка презентаций. Выбор музыкального сопровождения во время продуктивной деятельности.

  1. Этап реализации практики (сентябрь-май)

Занятие проводятся один раз в неделю по каждому направлению, с каждой группой (старшая и подготовительная).

Сентябрь – октябрь: гжельская роспись.

Ноябрь-декабрь: золотая хохлома.

Январь-февраль: дымковская игрушка.

Март-апрель: городецкая роспись.

  1. Заключительный этап. Май.

Публичное открытие «мини-музея Русских Народных Промыслов». Приглашение коллег и детей старшей и средней групп в изостудию где дети    подготовительной группы выступали в роли экскурсоводов и смотрителя. Смотритель рассказал о правилах поведения в музее во время экскурсии, экскурсоводы (по 2 ребёнка на каждой экспозиции), рассказывали гостям легенду о  экспонатах и о том, какие росписи использовались в данной экспозиции.

  1.  

результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные).

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры используя разный материал и различные техники.

  1.  

дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.)

Дидактическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрёшки»

https://disk.yandex.ru/d/1pKvckpydwPVrw

Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности

https://disk.yandex.ru/d/x_u_Zz9MvEYowg

  1.  

использованная литература, ссылки, сайты

  1. Стаханова, Г. И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница» / Г. И. Стаханова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 13.2 (460.2). - С. 87-88. -
  2. Кондукторова, Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников / Н. В. Кондукторова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017.
  1.  

отчёт по результатам проверки на оригинальность

https://disk.yandex.ru/d/P_LU9Xd-OFYVMw

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа "Семицветик" по предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Данная программа представляет комплексный подход в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе и включает семь подпрограмм:- "Мир вокруг нас" (ознакомление с окружающим);- "Путешествие в ст...

Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллектива")

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллект...