ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
проект
Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Номинация «Уклад образовательной организации»
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
Автор воспитательной практики:
учитель французского языка
МАОУ СОШ № 5 г. Богдановича
Никитина Лариса Владимировна
г. Богданович
2023
Полное название воспитательной практики | «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение. | ||
ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики | Никитина Лариса Владимировна, учитель МАОУ СОШ № 5 | ||
Аннотация воспитательной практики | Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям. | ||
Ключевые слова воспитательной практики | Уклад образовательной организации, дух школы, вожатский отряд, вожатское движение, вожатый, педагогические традиции | ||
Актуальность внедрения воспитательной практики | На протяжении десятилетий в школах РФ остро стоит вопрос нехватки учителей и старения педагогических кадров. Молодые учителя по окончанию профессиональных образовательных организаций не возвращаются работать в школу. В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год объявлен Президентом РФ «Годом педагога и наставника». Работа по признанию роли педагога в жизни общества не начинается и не заканчивается тематическим Годом. Это последовательная ежедневная работа, которая, прежде всего, направлена на создание атмосферы доверия и уважения к профессии. А это не достигается одним днем или даже одним годом. Помня слова Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться и только после этого стать», мы создаем условия «рождения» учителя в стенах школы через передачу педагогических традиций и ценностей от педагогов-ветеранов учителям и вожатым уже много лет. Уклад ОО основанный на доверии и уважении друг другу, самостоятельности в принятии решений, свободе выбора педагогических практик способствует «рождению» учителя со школьной скамьи. Вожатское движение – эффективный и современный инструмент достижения этой цели. Проблема мотивации школьников к выбору педагогических профессий остается актуальной и решаемой на сегодняшний день. | ||
Цель и задачи воспитательной практики | Цель: формировать мотивацию школьников к выбору профессии педагога на основе личностного погружения в деятельность вожатского движения и работу школьного вожатского отряда. Задачи:
| ||
Целевая аудитория воспитательной практики | 90 учеников общеобразовательной школы (МАОУ СОШ № 5) 11-12 лет, имеющих желание взаимодействовать с младшими школьниками и пробовать себя в роли вожатого | ||
Краткий анализ воспитательной практики | Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики | ||
Технологии и методы реализации воспитательной практики | Игровые перемены. Цель – формировать атмосферу заботы, внимания и уважения младших и старших школьников друг к другу. Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традициями школы. 2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников. 3. Организовать совместную деятельность младших и старших ребят. 4. Создать атмосферу сближение старших и младших школьников. Периодичность: ежедневно, на одной из перемен по договоренности между классами начальной и основной школы. Добровольческие акции: Цель: формировать атмосферу содружества и поддержки младших и старших школьников, атмосферу осознания важности общего дела, ответственности за результат общего дела. Задачи: 1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традиционными общешкольными Добрыми делами, правилами участия в них. 2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников в роли организаторов совместной деятельности. 3. Организовать совместную деятельность младших и старших школьников. Периодичность: 1 раз в месяц Праздник. Цель: создать эмоциональный подъем и духовное единение всего общешкольного коллектива; условия для развития организаторских и творческих способностей вожатых. Задачи: 1. Объединение педагогических усилий вожатых и учителей, учеников младших, средних и старших классов в период подготовки и проведения праздника. 2. развитие гибких навыков вожатых: коммуникативных, организаторских, творческих, аналитических. 3. Обогащение и обновление традиций школы. Периодичность: 1 раз в четверть. Литературная гостиная, поэтический вечер с участием педагогов-ветеранов. Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд, поддерживать и передавать традиции школы. Задачи: 1. Изучение педагогических традиций через общение вожатых с педагогами-ветеранами и учителями школы в творческой атмосфере. 2. Практика общения вожатых со старшими поколениями. 3. Поблагодарить педагогов-ветеранов за учительских труд. 4. Показать школьникам преимущества профессии учителя. Периодичность: 1 раз в год – октябрь. Мастер-класс для педагогов-ветеранов. Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд. Задачи: 1. Организация практики проведения мастер-класса как формы передачи опыта. 2. Выражение уважения к ветеранам и их заслугам. 3. Создание банка/копилки информации об учителях-ветеранах, об истории нашей школы. Периодичность: 2 раза в год – ноябрь, март Смена в школьном лагере. Цель: организовать педагогическую практику для вожатых под наставничеством педагогов школы. Задачи: 1. Получение первого опыта педагогической деятельности, опыта управления минигруппой. 2. Развитие организаторских умений вожатых. 3. Развитие гибких навыков вожатых: самоорганизации, коммуникативных, творческих, управленческих. 4. Сплочение общешкольного коллектива. Периодичность: 3 раза в год: осенние, весенние, летние каникулы. Круглый стол/пресс-конференция со студентами педвезов/педколледжей – выпускниками школы. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога. Задачи: 1. Передача опыта вожатской деятельности в школе от выпускников ученикам. 2. Анализ результатов вожатской практики выпускников. 3. Передача вожатских традиций от выпускников ученикам. 4. Создание условий для осознания значимости вожатской и педагогической деятельности для развития школы в целом. Периодичность: 1 раз в год – апрель. Телемост со студентами педвузов/педколледжей – выпускников школы. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога, познакомить учеников с педагогическими образовательными организациями. Задачи: 1. Знакомство с профессиональными педагогическими ОО. 2. Знакомство со студенческой жизнью. 3. Польза вожатского опыта при обучении в педагогическом ВУЗе/колледже. Периодичность: 1 раз в год: март-апрель День Ученика. Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога. Задачи: 1. Проба себя в роль учителя и классного руководителя. 2. Знакомство с педагогической этикой. 3. Развитие коммуникативных, организаторских, управленческих умений учеников. Периодичность: 1 раз в год - апрель Конкурс «Вожатый года», «Вожатый-пятиклассник». Цель: показать значимость вожатого в жизни школы, в поддержании и передаче школьных традиций, создания атмосферы сотрудничества и взаимоуважения. Задачи: 1. Подведение итогов работы вожатых-пятиклассников за год. 2. Популяризация вожатского движения среди школьников. 3. Поощрение вожатых за активную работу с младшими школьниками. 4. Повышение престижа педагогических профессий. 5. Передача педагогических традиций от ветеранов школьникам. Периодичность: 1 раз в год, апрель | ||
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики | Финансовые: бумага для печати А4 -5 пачек*400,0 =2000,0 бумага для флипчарта – 20 листов =1300,0 бумага цветная – 20 пачек * 70,0 = 1400,0 фломастеры для скетчинга 60 шт. * 2 набора * 510,0 =1020,0 маркеры цветные – 30 шт. * 100,0 = 3000,0 клей ПВА 85 гр. – 10 шт.* 50,5 = 500,0 скотч 48*36 – 5 шт. *50,0 = 250,0 ножницы - 10 шт. * 50,0 = 500,0 скакалки – 20 шт. * 150,0 = 3000,0 обручи – 10 *350,0 = 3500,0 сценические костюмы для праздников 5 шт. * 5000,0 = 25 000,0 Итого: 41 470,0 рублей Кадровые: классные руководители 5-х классов, куратор вожатского движения. Материально-технические: помещения школы, актовый зал, высокоскоростной Интернет, компьютеры, наушники, микрофоны, мультимедийные средства, аудиоаппаратура, флипчарт – 3 шт., знаки отличия (форма) для вожатых. Коммуникационные: педагоги-ветераны школы и города, студенческие отряды УрГПУ, студенты педвузов и педколледжей – выпускники школы, городские СМИ, Управление образованием ГО/района. Управленческие: заместитель директора по воспитательной работе, куратор вожатского движения, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. | ||
Период реализации воспитательной практики | Период: 1 сентября – 1 августа (ежегодно) В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта | ||
Ожидаемые результаты воспитательной практики | Настоящая воспитательная практика – это действующий инструмент формирования мотивации школьников к выбору профессии педагога. Уклад образовательной организации – это установившиеся правила совместно проживания школьных событий, который претерпевает изменения, развивается вместе с общешкольным коллективом. Результат данной педагогической практики мы видим, во-первых, во взаимоотношения сотрудничества между старшими и младшими школьниками, между учителями и ребятами, во-вторых, в увеличении количества ребят-участников вожатского движения и их активности на уровне школы и города, во-третьих, в количестве выпускников школы, выбирающих педагогические профессиональные ОО для получения профессии педагога и желающих вернуться в качестве учителей; в-четвертых, в обновлении и пополнении педагогического коллектива школы нашими выпускниками, которые после педагогического ВУЗа или колледжа вернулись в школу в качестве учителей, и, наконец, в высоком уровне удовлетворенности учеников, учителей и родителей условиями организации жизнедеятельности школы, в желании созидать на благо коллектива. Сегодня 38% педагогического коллектива – это выпускники нашей школы. Они успешные учителя, классные руководители, наставники «Большой перемены», участники Всероссийских конкурсов. В течение 3-х последних лет в педагогические ВУЗы поступило 11 человек, в СПО 14 человек. В 2022 году в нашу школу пришли работать 2 молодых специалиста - это выпускники школы 2017 года, прошедшие воспитательную практику в школьном вожатском движении. Ежегодно 71 - 83% выпускников педвузов и педколледжей, имеющих опыт вожатского движения в нашей школе, приходят в школы в качестве молодых специалистов. В 2022 году уровень удовлетворенности организацией жизни в школе, в том числе вожатским движением составил среди учеников: высокий - 84%, средний – 13%, низкий – 3%, среди родителей: высокий – 75%, средний 20%, низкий – 5%, среди учителей: высокий – 91%, средний – 9%, низкий – 0%. Наши вожатые – это наша сила, наше будущее, наш кадровый резерв. | ||
Описание воспитательной практики В нашем понимании Школьный уклад – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Мы называем это ДУХ ШКОЛЫ, который основан на особом уровне отношений доверия, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества, совместном проживание школьных событий. Уклад нашей школы создавался на основе принципов гуманно-личностной педагогики сотрудничества, преемственности традиций, взаимодействия, самостоятельности, доверия, взаимной ответственности. Эти принципы в равной степени реализуются при взаимодействии учителей и учеников, старших и младших школьников, учеников и педагогов-ветеранов, учеников – учителей - родителей. Вожатское движение – это сложившаяся система ценностей и активностей, в которой живут школьники с 1 по 11 класс. «Вожатый – это звучит гордо» - это ежегодный проект для пятиклассников, организаторами и руководителями которого является школьный вожатский отряд «Пятерочка». 1 этап – сентябрь-октябрь - вхождение в деятельность, осуществляется в начале 5 класса, когда ученики приходят из начальной школы в 5 класс и становятся вожатыми для первоклассников своего первого учителя. Пятиклассники очень любят своего первого учителя и часто бегают в гости. Классному руководителю остается только предложить им подружиться с первоклассниками и стать для них вожатыми, подобрать формы взаимодействия. Пятиклассники охотно включаются в работу. На этом этапе взаимодействие проходит в форме организации совместных игровых перемен, совместного участия в добровольческих акциях: сбор макулатуры, Книжкина больница, «Читаем книги вслух», в общешкольных делах: туристический слет, Посвящение в первоклассники, День здоровья. Таким образом, в каждом 5 классе формируется группа заинтересованные учеников, которые выбирают вожатскую деятельность как направление внеурочной деятельности. На этом этапе формируется интерес к общению с младшими, умение самостоятельно организовать себя и своих младших друзей, ответственность за результат общего дела. 2 этап – ноябрь-декабрь - знакомство с педагогическими традициями школы. 2 этап организуется опытными вожатыми 8-9 классов и направлен на взаимодействие школьников с педагогами-ветеранами. На этом этапе пятиклассники, заинтересовавшиеся вожатской деятельностью, объединяются со старшими вожатыми в минигруппы по 5-6 человек и участвуют в разработке и проведении поэтического вечера или литературной гостиной и Мастер-класса для педагогов-ветеранов. Отличительной чертой этих форм взаимодействия является прямой контакт трех поколений педагогов: вожатые – учителя – ветераны. Поэтический вечер проходит в неформальной обстановке за чашкой чая. Участники читают стихи, слушают музыку и рассказывают истории из жизни нашей школы. Мастер-классы – это форма, когда вожатые на практике показывают педагогам-ветеранам простые, но интересные варианты изготовления чего-либо своими руками, например, декоративное сворачивание салфеток для украшения праздничного стола. На 2 этапе дается старт школьному конкурсу «Вожатый-пятиклассник». Вожатые–пятиклассники получают маршрутные листы для фиксации баллов за участие в вожатских активностях. Настоящие баллы учитываются в условиях конкурса. Вожатые-пятиклассники, являясь участниками различных вожатских дел, накапливают баллы в маршрутном листе, которые дают им право участвовать в школьном конкурсе «Вожатый-пятиклассник» в конце учебного года. Кроме того, они получают небольшие домашние задания в виде написания отзыва о своем участии и рассказа первоклассникам о том событии, в котором они поучаствовали. Отзывы публикуются в новостных материалах школы на сайте и в школьном сообществе ВКонтакте. 3 этап - январь-февраль - проведение педагогических практик, организуется педагогами-кураторами вожатского движения. На этом этапе организуются: 1. Весенняя смена в школьном лагере «Радуга», когда вожатые «работают» с отрядами. 2. Добровольческие акции Сбор макулатуры, «Малыш» (средства для детей-отказничков), Читаем книжки вслух, Книжкина больничка и др. 3. Игровые прогулки с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. 4 этап – март-апрель-май - знакомство с педагогическими профессиями и образовательными организациями. На 4 этапе организуются: 1. Дунь Ученика, когда старшеклассники сами проводят уроки, а пятиклассники наблюдают за ними как ученики и дают им оценку в виде отзыва. 2. Конкурс «Вожатый-пятиклассник». 3. Пресс-конференции с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО. 4. Теле-мост с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО с представлением своей ОО (видеоэкскурсия). 5 этап – июль - Летняя смена в школьном лагере «Радуга». Пятиклассники, увлеченные вожатской деятельностью, «работают» с малышами как вожатые. Последовательно проживая 5 этапов в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения, у пятиклассников формируется понимание значимости педагогического труда, уважение к учителю и школе, желание заниматься вожатской деятельностью, что является первым шагом - «рождения» УЧИТЕЛЯ. |
Приложение № 1
к Паспорту воспитательной практики
Краткий анализ воспитательной практики
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение.
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1.Педагогический коллектив единомышленников, поддерживающий и пропагандирующий принципы гуманно-личностной педагогики, 2.Сложившиеся традиции школы направленны на поддержание устоев и уклада школы, на уважение к личности ребенка, его самостоятельности, на взаимодействие на равных. 3. Большое количество (38%) учителей – выпускников нашей школы, которые продолжают педагогические традиции школы и развитие вожатского движения 4. Крепкая административная команда, транслирующая принципы гуманно-личностной педагогики, продолжающая традиции школы при смене руководителя 5. Хорошо разработанная и развитая система ученического самоуправления, которая поддерживается учениками и педагогами 6. Крепкая связь с педагогами-ветеранами, их большое желание и активное участие в передаче педагогических традиций, успешных практик. 7. Традиционные общешкольные дела и праздники, создающие эмоциональный подъем и духовное единение всего общешкольного коллектива. 8. Проведение на базе школы смен лагеря дневного пребывания детей, как места практики школьных вожатых. 9. Наличие атрибутики вожатского движения: эмблема, форма. 10. Хорошая материально-техническая база | 1. Поддержка администрации городского округа в организации слетов вожатых в нашем ГО 2. Участие в тематических сменах Всероссийских центров по вожатскому направления 3. Участие в организации и проведении районных акций 4.Участие в региональных и всероссийских конкурсах вожатского мастерства 5. Трансляция опыта нашего вожатского движения на уровне муниципалитета 6. Привлечение специалистов системы допобразования для получения нами нового опыта 7. Взаимодействие с дошкольными ОО, как площадками для стажировки вожатых 8. Экскурсии в педагогические профессиональные образовательные организации 9. Совместные дела со студенческими педагогическими отрядами 10. Участие в Студенческой Весне УрГПУ 11. Перенимание педагогических практик школьными вожатыми от вожатых загородных лагерей 12. Встречи с педагогами-ветеранами Районной организации ветеранов педагогического труда 13. Посещение районных и областных тематических мероприятий, направленных на получение нового опыта 14. Педагогический класс в соседней школе |
Слабые стороны | Риски |
1. Замена руководителей-кураторов вожатского движения. 2. Старение и выгорание педагогов 3. Отсутствие финансирования на развитие вожатского движения, на поощрение. 4. Загруженность детей в системе дополнительного образования. 5. Загруженность учителей. 6. Непонимание воспитателями роли вожатого в школьном лагере и перекладывание функций воспитателя на вожатого-ребенка. | 1. Появление новых, более модных направление деятельности, которым ребята отдадут предпочтение. 2.Смена руководителя вожатского движения или руководителя школы. 3. Остановка деятельности школы из-за ЧС (эпидемии). 4. Поражения в отборочных этапах всероссийских конкурсов и, как следствие, невозможность участия в тематических сменах Всероссийских центров. 5. Высокий организационный взнос за участие в тематических конкурсах, сменах, фестивалях. |
Приложение № 2
к Паспорту воспитательной практики
План-график реализации воспитательной практики
«Вожатый – это звучит гордо»,
практика погружения пятиклассников в вожатское движение. (Диаграмма Ганта)
№ | Наименование этапа | Длитель-ность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | ||||
Сентябрь-октябрь | Ноябрь-декабрь | Январь-февраль | Март-май | Июль | |||
1 | Вхождение в деятельность вожатого | 7 недель | |||||
2 | Знакомство с педагогическими традициями | 8 недель | |||||
3 | Педагогические практики | 8 недель | |||||
4 | Знакомство с педагогическими профессиями | 10 недель | |||||
5 | Летняя смена в школьном лагере | 3 недели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
<Кадет звучит гордо!>
Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано
Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...
Паспорт воспитательной практики
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Категория I. Номинация «Воспитание классного коллектива» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ«Юный эк...

Воспитание в учебной деятельности. Паспорт воспитательной практики. Математический туризм как форма математического образования
Внедрение новых форм активной деятельности детей для совместного интеллектуального отдыха, вызывающие у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету. Одна из таких инновационных форм – обра...
Паспорт воспитательной практики
Данная практика помогает приобщить учащихся старших классов к национальным, историко-культурным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного и творческого развития, а также патри...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА» Номинация «Эстетическое воспитание» ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»Номинация «Эстетическое воспитание»...
Паспорт воспитательной практики 2024
Паспорт воспитательной практики Урок мужества "И арсенал, и щит России"...