"Принципы реализации проекта "Успех каждого ребенка" в системе работы учителя-предметника"
материал по математике (8 класс)

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская СОШ»

Содоклад:

«Принципы реализации проекта «Успех каждого ребенка»

в системе работы учителя-предметника».

Подготовила учитель математики

Капралова И.Г.

2022/2023 учебный год

  Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.
   Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.
Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.
   Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а также мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование.
Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются личные мотивы для ее выполнения.
   Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.
   Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе.
   Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
   Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем. Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.
   Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности.
   Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.
   Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.
   Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.
   Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.
   Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.
   Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению.
   При изучении математических наук акцент делаю на «очеловечивание» математики, на её практическую направленность. Математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций. Например, проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках. Математика не самоцель, а практическое руководство к действию, залог успешного продвижения вперед к намеченной в этой жизни цели.
   Для учащихся 5 – 6 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны, каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям. Эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Знания приобретают вкус и цвет жизни.
   Можно выделить ряд задач по включению учащихся в процесс социализации.


* организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Развиваются ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения и доброжелательное отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия. Групповая работа, например, может быть эффективна при проверке домашнего задания, при закреплении новых знаний. Какие задания можно предложить для данного вида работы в свете рассматриваемого вопроса? Хорошо оправдывают себя задачи с неопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько решений, задачи с лишними данными. Развитие социальной компетентности возможно на основе проблемного обучения, предполагающего исследование тех или иных жизненных ситуаций, которое осуществляется в формате групповой работы учащихся, когда учитель выступает в роли советника.
* предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
• систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
• обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
На мой взгляд, все эти задачи можно успешно решать на уроке математики, важно лишь найти эффективные условия, механизмы и средства развития социальной компетентности школьников в процессе обучения математике. При этом учителю необходимо помнить, что показателями социальной компетентности школьников являются:
• сотрудничество, работа в команде;
• коммуникативные навыки;
• способность принимать собственные решения;
• способность делать осознанный выбор;
• стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
• социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
• наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
• владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
• развитие личностных качеств, саморегулирование.
• идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
   Развитие показателей социальной компетентности школьников происходит при использовании современных коллективных способов обучения: уроков-экскурсий, конференций, общественных смотров знаний, реализации проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков.
   По степени сложности различают следующие типы процесса социализации:
• выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
• восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
• открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
• сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
• формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
   Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны.
Примерные темы таких проектов по математике:
• Как обсчитать бюджет семьи?
• Сколько стоит ремонт?
• Грамотный покупатель.
• Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
• Числа вокруг нас.
• Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
• Статистика не существует без процентов.
• Многогранники в архитектуре нашего города.

Уроки математики можно проводить в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости математических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе.
Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения:
• применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
• организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
• участие в районных, городских, областных олимпиадах.
   Социализация – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивация.
Поэтому в процессе обучения использую такие методические средства, как
• мотивация учебной деятельности,
• создание ситуации успеха,
• создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,
• организация самоанализа собственной деятельности.
   Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию процесса социализации школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества математических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами общества.
   Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность, аргументации старшеклассниками на уроках выстраиваю с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества. Формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

«Система работы учителя – предметника по подготовке к конкурсам и сочинениям»

Из опыта работы над конкурсными сочинениями: размышления, находки, победы...

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....