«Система работы учителя – предметника по подготовке к конкурсам и сочинениям»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лапоногова Елена Борисовна

Из опыта работы над конкурсными сочинениями: размышления, находки, победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_my_pishem_sochineniya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

    Зачем мы пишем конкурсные сочинения? Пожалуй, для начала приведу отрывок из книги Михаила Борисовича Солодкого, практикующего педагога-тренера, «Как подготовить сочинение на конкурс. Пять шагов к успеху»: «Семейство Бриков сыграло далеко не лучшую роль в судьбе великого поэта Владимира Маяковского. Но есть факт в пользу одного из них: все свои стихи Владимир Владимирович отдавал на правку Осипу Брику. Тот расставлял знаки препинания, правил и структурировал написанное. И даже знаменитая «лесенка Маяковского» - это, скорее всего «лесенка Брика». Маяковского в какой-то мере «доделал», «доработал» для нас Осип Брик. Понимая, насколько значимо бриковское «редактирование» для успеха его вещей, даже в предсмертной записке Маяковский просит отдать все оставшиеся в черновиках стихи Брикам, т.к. они «разберутся». А от себя добавлю: творческое начало ученика всегда должно иметь направляющую поддержку учителя – «редактора».

     Так для чего мы пишем конкурсные сочинения, или Как поверить ученику в победу? Не секрет, что я сама очень недоверчиво относилась к подобным конкурсам: побеждают год за годом одни и те же, темы не всегда интересные и актуальные, да и много других причин, которые Солодкий называет «издержками Системы» (поверьте, с этим трудно не согласиться). Но когда-то действительно возникает искренне желание поучаствовать в конкурсах. Первым моим опытом явилось участие в Международном (как-то сразу и на такой уровень) конкурсе детского литературного творчества «Родное сердце». По совету коллеги я отправила на конкурс сочинение моей ученицы «Воспоминания, что греют наши души». Эта работа была лучшей на школьном конкурсе сочинений, посвящённом Дню матери. Почему же ей не дать вторую жизнь?  Талантливая девочка, которая с полуслова понимала меня, мои задумки – подсказки. Наверное, тогда системы работы не было совсем – так: от сердца, от души. «Даша, это должно быть очень трогательно. Мама, светлые детские воспоминания…И образы, детали – мало, но чтобы запомнились. Так, чтобы читающий сам был рядом, на твоём месте…А ещё бы структуру необычную – переплети настоящее и прошлое, себя – выпускницу и себя – маленькую девочку…» Так появилась история с ленивым котом с янтарно-жёлтым глазом,  букетом чудесных лилий в ноябрьский день, одинокой сосной и мамой – ангелом-хранителем, заставляющей застегнуть куртку… И победа в возрастной группе на Международном конкурсе.

Для себя наметила «план» работы над сочинениями такого рода:

  1. Выявить ученика, который может нестандартно мыслить, желает участвовать и стремится к победе (их обычно не много: 1-2 в классе)
  2. Объяснить ребёнку, в чём смысл того или иного конкурса, настроить, дать понять, что это надо не только учителю, но что это и способ самореализации ученика – возможность испробовать собственные силы.
  3. Обсудить тему конкурса и провести «мозговой штурм» по формулированию собственных тем сочинения, выбрать наиболее удачную (в работе над сочинением Всероссийского конкурса сочинений -2015 долго обсуждали темы, остановившись над темой «Поговори со мною, мама» по произведениям Ф. Арамова «Пелагея» и «Алька»)
  4. Прийти к совместному решению, обсудив «как видит учитель» и «как видит ученик» (содержание сочинения), обратиться к «опыту» (так отправной точкой в написании сочинения на конкурс «Кто он, Неизвестный солдат?» стали воспоминания о поездке в Брест,  о посещении Брестской крепости)
  5. Найти «яркое пятно» (очень хороший метод ОС «Школа 2100»!), которое и будет центром сочинения, обрисовать картину образов, деталей. (такими образами стали образ Коли Плужникова из романа «В списках не значился» и мемориальные плиты в Брестской крепости в сочинении "Подвиг твой бессмертен, мой Неизвестный солдат" на региональном конкурсе сочинений «Кто он, Неизвестный солдат?» или образы отца и сына у Вечного огня в Александровском саду в конкурсе 2015 года)
  6. Составить рабочий план и…. Дать свободу ребёнку! Это его работа, его труд, его вдохновение. Будут трудности – помочь, но дать возможность ему самореализоваться.
  7. Заключительный  этап работы – это то самое «редактирование», о котором упоминал Солодкий в истории с Маяковским. Проверить орфографию и пунктуацию, подредактировать содержание, заменить слова, но не более. Лучше будет, если ребёнок поймёт вашу мысль по поводу редактирования  и «отшлифует» сочинение сам.

      Для меня есть особый критерий возможного успеха работы – при чтении сочинения у меня должны пробежать мурашки, затрепетать сердце и даже в какой-то момент перехватить дыхание.  Работу читаю не только сама, предлагаю разным людям: «сторонним наблюдателям» (люди вне школы) и коллегам. Если чувство «мурашек» не только у меня – значит всё так, как надо.

Участие в подобных конкурсах – дело времязатратное, невозможно участвовать во всём – можно «выгореть», «обмозолиться», потерять изюминку.

В моей «копилке побед» участие в нескольких конкурсах:

  1. Городской конкурс сочинений (2016) «Да сохранит тебя твой добрый гений  под бурями и в тишине» (в рамках конкурса «В волшебной пушкинской стране») – сочинение – победитель (Колпачникова Наталия, 9 класс)
  2. Региональный конкурс сочинений «Кто он, Неизвестный солдат»  (2015, 2016) – Победители 1 и 3 степени – сочинение "Подвиг твой бессмертен, мой Неизвестный солдат" (Прокопьева Дарья, 11 класс) и очерк «Вошедший в память – Неизвестным…» (Звездина Наталья, 9 класс)
  3. Всероссийский конкурс сочинений (2015) (сочинение «Поговори со мною, мама» - победитель муниципального, регионального уровня в возрастной группе 8-9 классы, финалист и победитель всероссийского этапа конкурса в номинации  «Писательский труд озаряет мятежный мир искрой человечности» - Звездина Наталья, 9 класс)
  4. Международный конкурс детского литературного творчества «Родное сердце» (2014) -  эссе «Воспоминания, что греют наши души» - победитель в возрастной группе 10-11 классы (Кузнецова Дарья, 11 класс)
  5. XI Всероссийский конкурс сочинений «Золотое перо» (2017) – сочинение «Приглашение в Архангельск, или один день из жизни Президента» - победитель (Селягина Мария , 7 класс);
  6. Городской конкурс сочинений – эссе «Война глазами детей» (2017) - литературная ретроспектива «Я там была… давно…» - победитель в возрастной группе 10-11 классы (Звездина Наталья, 11 класс).

   В заключение хочу сказать, что участие в подобных конкурсах нельзя назвать простым делом, любая работа требует полной отдачи сил. Если труд не напрасен и принёс удовлетворение  - значит, это того стоит, ради этого стоит работать, учить детей любить литературу.

   Ю. Бондарев в своей книге «Моим читателям» написал: «Основная идея вещи, общее ее течение должны быть всегда ясны. Без этого нет смысла садиться за стол. Главное — все время чувствовать, во имя чего пишешь, знать, что любишь и что ненавидишь, а следовательно, за что борешься». Именно эти слова и должны стать кредо учителей - филологов, открывающим детям литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.

Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....

доклад "Система работы учителя физики по подготовке детей к олимпиадам и конкурсам»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...