Внеурочное занятие по математике "Построение углов без транспортира"
план-конспект занятия по математике (5, 6 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Построение углов без транспортира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по математике
«Построение углов без транспортира»
Цели занятия:
- Образовательная: повторить виды углов; научить строить углы разной величины без транспортира.
- Воспитательная: формировать умение работать в группе, паре; воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
Предметные результаты:
- строить углы заданной величины без транспортира;
- использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона;
- распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
Личностные результаты:
- установка на активное участие в решении практических задач математической направленности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов/понятий; выбирать способ решения учебной задачи; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.
Коммуникативные:
- сотрудничество: участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы и координировать свои действия с другими членами команды; понимать и использовать преимущества групповой работы при решении учебных математических задач.
Регулятивные:
- самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Этап | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Мотивация учебной деятельности | Демонстрирует слайд 2. Задаёт вопрос: «Что изображено на слайде?» Если обучающиеся затрудняются, то учитель показывает следующий слайд 3 с изображением транспортира. Задаёт вопрос: «Как все приборы между собой связаны?» Задаёт вопрос: «Когда же появился транспортир?» (слайд 4). Рассказывает, что угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Каждый градус разделили на 60 минут, а минуту – на 60 секунд (слайд 5). Сейчас множество приборов, используемых при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п., работают на основе того же принципа, что и транспортир Примером такого прибора является теодолит. Если на улице вы увидите мужчину в форме с прибором, как на фотографии – то это означает, что это инженер, в чьи обязанности входит измерение как вертикальных, так и горизонтальных углов на местности (например, углов, под которым пересекаются дороги). | Называют или высказывают предположение о том, что изображено на слайде. Высказывают предположение о том, что всеми этими приборами можно измерять углы. Высказывают предположения о появлении транспортира, | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов/понятий (П) |
Актуализация ранее изученного материала | Предлагает выполнить тест. На столах лежат тестовые задания с карточками цифр – 1, 2, 3. Учитель читает задания и показывает вопрос на слайдах (слайд 6–16). | Выполняют задания, показывая верный ответ с помощью цифр 1, 2, 3. Отвечают на дополнительные вопросы учителя. | Базовые логические действия: выбирать способ решения учебной задачи (П) |
Конструирование проекта решения проблемы | Задаёт вопрос о том, всегда ли для построения углов нужен транспортир. Отмечает, что часто в жизни требуется построить угол, но строить его с помощью транспортира неудобно. Предлагает обучающимся построить углы без транспортира с помощью шаблонов квадратов красного, желтого и зеленого цвета. Задаёт вопрос о том, какова тема занятия? | Ответы учеников. Ответы учеников. "Построение углов без транспортира" | Базовые логические действия: делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии (П) |
Реализация проекта | Формулирует проблему: изготовить шаблон угла в 45° без транспортира. На столах обучающихся лежит желтый квадрат. Оказывается, что с помощью него можно отложить в 45°. Задаёт вопрос о том, каким образом возможно осуществить данное действие Слушает ответы обучающихся.. Вместе с обучающимися делит угол пополам (слайд 17). Задаёт вопрос: «Как проверить верно ли мы сделали шаблон?» Предлагает обучающимся проверить. «У вас на столах лежит зеленый квадратный лист бумаги. С его помощью давайте построим угол в 30°. Как это можно сделать?» Предоставляет время на размышление Предлагает обучающимся провести небольшой эксперимент. «Как вы думаете, что такое эксперимент?» «Итак, давайте попробуем вместе. Возьмите в руки зеленый квадрат (слайд 18). 1) Сверните его пополам. 2) Загибаем угол квадрата так, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба. 3) Измерим величину завернутого угла с помощью транспортира. Сколько градусов получился угол? Мы с вами построили шаблон угла 30° Что нужно сделать, чтобы получить шаблон угла? Подскажите, как построить угол 60°? (слайд 19) | Высказывают свои предложения. У квадрата все углы прямые. Нужно провести биссектрису угла, то есть угол поделить пополам. Делят угол пополам. Пользуясь ножницами делают шаблон угла 45. Ответы обучающихся - с помощью транспортира. Предлагают свои варианты построения угла. Отвечают на вопрос. Это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат. Выполняют вместе с учителем эксперимент. Измеряют величину угла с помощью транспортира. Делают выводы. Отвечают и пользуются ножницами. Предлагают как сделать. Каждый угол квадрата равен 90°, а мы отрезали 30°, то оставшийся угол равен 60°. | Базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта (П); работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (П); базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений (П) |
Физкультминутка | Называет утверждения. Если они верны, то обучающиеся поворачивают голову направо, если неверны – налево
| Отвечают на вопросы учителя поворотом головы. | Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (П) |
Закрепление учебного опыта | Предлагает работу в группах. Предлагает с помощью шаблонов углов (желтый - 45°, зеленый - 30° и 60°, 90°- красный квадрат), которые получили, сделать шаблоны следующих углов: 1 группа - 15°, 120° 2 группа - 75°, 135° 3 группа - 105°, 150° Предлагает проверить полученные результаты. Спрашивает о том, где можно применять полученных знаний в жизни. | Разбиваются по группам и выполняют задания По одному человеку от группы демонстрируют, как получили шаблоны заданных углов и отвечают на дополнительные вопросы. Высказывают свои предложения | Сотрудничество: участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды (К); самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям (Р) |
Самостоятельная работа | Рассказывает о других способах измерения углов (слайд 20): «Ваша рука - это транспортир. Протяните любую руку и разведите как можно сильнее пальцы. Сейчас мы измерим углы между вашими пальцами. Берём два шаблона с углами 30° и 45° и прикладываем вершину нужного угла к бугру луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону угла совмещаем с мизинцем, а другую с одним из остальных пальцев. Смотрите, я прикладываю угол в 30°; оказывается - это угол между мизинцем и безымянным пальцем; между мизинцем и средним пальцем - 45°; между мизинцем и указательным пальцем - 60; между мизинцем и большим пальцем - 90°. Так происходит у всех людей без исключения». | Работают в парах. Измеряют углы между пальцами с помощью шаблонов в 30°, 45°, 60° и 90° | Сотрудничество: понимать и использовать преимущества групповой работы при решении учебных математических задач (К) |
Рефлексия | Подводит итог работы на уроке. Просит ответить на вопросы (слайд 21) . Сегодня на уроке я узнал…….. Было интересно………. Теперь я могу…………… Полученные знания мне пригодятся Проводит анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу последующей работы. Предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (слайд 22) | Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту (Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
урок математики 5 класс по теме "Измерение углов без транспортира"
математика 5 класс "Измерение углов без транспортира"...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Материалы внеурочного занятия представленные на этой страницеможно использовать на занятиях внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Внеурочное занятие по математике "Построение углов без транспортира" (презентация)
Презентация к внеурочному занятию по математике "Построение углов без транспортира"...
Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)
Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....