Внеурочное занятие по математике "Построение углов без транспортира"
план-конспект занятия по математике (5, 6 класс)
Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Построение углов без транспортира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по математике
«Построение углов без транспортира»
Цели занятия:
- Образовательная: повторить виды углов; научить строить углы разной величины без транспортира.
- Воспитательная: формировать умение работать в группе, паре; воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
Предметные результаты:
- строить углы заданной величины без транспортира;
- использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона;
- распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.
Личностные результаты:
- установка на активное участие в решении практических задач математической направленности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов/понятий; выбирать способ решения учебной задачи; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.
Коммуникативные:
- сотрудничество: участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы и координировать свои действия с другими членами команды; понимать и использовать преимущества групповой работы при решении учебных математических задач.
Регулятивные:
- самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Этап | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Мотивация учебной деятельности | Демонстрирует слайд 2. Задаёт вопрос: «Что изображено на слайде?» Если обучающиеся затрудняются, то учитель показывает следующий слайд 3 с изображением транспортира. Задаёт вопрос: «Как все приборы между собой связаны?» Задаёт вопрос: «Когда же появился транспортир?» (слайд 4). Рассказывает, что угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Каждый градус разделили на 60 минут, а минуту – на 60 секунд (слайд 5). Сейчас множество приборов, используемых при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п., работают на основе того же принципа, что и транспортир Примером такого прибора является теодолит. Если на улице вы увидите мужчину в форме с прибором, как на фотографии – то это означает, что это инженер, в чьи обязанности входит измерение как вертикальных, так и горизонтальных углов на местности (например, углов, под которым пересекаются дороги). | Называют или высказывают предположение о том, что изображено на слайде. Высказывают предположение о том, что всеми этими приборами можно измерять углы. Высказывают предположения о появлении транспортира, | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов/понятий (П) |
Актуализация ранее изученного материала | Предлагает выполнить тест. На столах лежат тестовые задания с карточками цифр – 1, 2, 3. Учитель читает задания и показывает вопрос на слайдах (слайд 6–16). | Выполняют задания, показывая верный ответ с помощью цифр 1, 2, 3. Отвечают на дополнительные вопросы учителя. | Базовые логические действия: выбирать способ решения учебной задачи (П) |
Конструирование проекта решения проблемы | Задаёт вопрос о том, всегда ли для построения углов нужен транспортир. Отмечает, что часто в жизни требуется построить угол, но строить его с помощью транспортира неудобно. Предлагает обучающимся построить углы без транспортира с помощью шаблонов квадратов красного, желтого и зеленого цвета. Задаёт вопрос о том, какова тема занятия? | Ответы учеников. Ответы учеников. "Построение углов без транспортира" | Базовые логические действия: делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии (П) |
Реализация проекта | Формулирует проблему: изготовить шаблон угла в 45° без транспортира. На столах обучающихся лежит желтый квадрат. Оказывается, что с помощью него можно отложить в 45°. Задаёт вопрос о том, каким образом возможно осуществить данное действие Слушает ответы обучающихся.. Вместе с обучающимися делит угол пополам (слайд 17). Задаёт вопрос: «Как проверить верно ли мы сделали шаблон?» Предлагает обучающимся проверить. «У вас на столах лежит зеленый квадратный лист бумаги. С его помощью давайте построим угол в 30°. Как это можно сделать?» Предоставляет время на размышление Предлагает обучающимся провести небольшой эксперимент. «Как вы думаете, что такое эксперимент?» «Итак, давайте попробуем вместе. Возьмите в руки зеленый квадрат (слайд 18). 1) Сверните его пополам. 2) Загибаем угол квадрата так, чтобы вершина квадрата совпала с линией первого сгиба. 3) Измерим величину завернутого угла с помощью транспортира. Сколько градусов получился угол? Мы с вами построили шаблон угла 30° Что нужно сделать, чтобы получить шаблон угла? Подскажите, как построить угол 60°? (слайд 19) | Высказывают свои предложения. У квадрата все углы прямые. Нужно провести биссектрису угла, то есть угол поделить пополам. Делят угол пополам. Пользуясь ножницами делают шаблон угла 45. Ответы обучающихся - с помощью транспортира. Предлагают свои варианты построения угла. Отвечают на вопрос. Это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат. Выполняют вместе с учителем эксперимент. Измеряют величину угла с помощью транспортира. Делают выводы. Отвечают и пользуются ножницами. Предлагают как сделать. Каждый угол квадрата равен 90°, а мы отрезали 30°, то оставшийся угол равен 60°. | Базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта (П); работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (П); базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений (П) |
Физкультминутка | Называет утверждения. Если они верны, то обучающиеся поворачивают голову направо, если неверны – налево
| Отвечают на вопросы учителя поворотом головы. | Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (П) |
Закрепление учебного опыта | Предлагает работу в группах. Предлагает с помощью шаблонов углов (желтый - 45°, зеленый - 30° и 60°, 90°- красный квадрат), которые получили, сделать шаблоны следующих углов: 1 группа - 15°, 120° 2 группа - 75°, 135° 3 группа - 105°, 150° Предлагает проверить полученные результаты. Спрашивает о том, где можно применять полученных знаний в жизни. | Разбиваются по группам и выполняют задания По одному человеку от группы демонстрируют, как получили шаблоны заданных углов и отвечают на дополнительные вопросы. Высказывают свои предложения | Сотрудничество: участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды (К); самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям (Р) |
Самостоятельная работа | Рассказывает о других способах измерения углов (слайд 20): «Ваша рука - это транспортир. Протяните любую руку и разведите как можно сильнее пальцы. Сейчас мы измерим углы между вашими пальцами. Берём два шаблона с углами 30° и 45° и прикладываем вершину нужного угла к бугру луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону угла совмещаем с мизинцем, а другую с одним из остальных пальцев. Смотрите, я прикладываю угол в 30°; оказывается - это угол между мизинцем и безымянным пальцем; между мизинцем и средним пальцем - 45°; между мизинцем и указательным пальцем - 60; между мизинцем и большим пальцем - 90°. Так происходит у всех людей без исключения». | Работают в парах. Измеряют углы между пальцами с помощью шаблонов в 30°, 45°, 60° и 90° | Сотрудничество: понимать и использовать преимущества групповой работы при решении учебных математических задач (К) |
Рефлексия | Подводит итог работы на уроке. Просит ответить на вопросы (слайд 21) . Сегодня на уроке я узнал…….. Было интересно………. Теперь я могу…………… Полученные знания мне пригодятся Проводит анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу последующей работы. Предлагает оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (слайд 22) | Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной цели и условиям, объяснять причины достижения или не достижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту (Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

урок математики 5 класс по теме "Измерение углов без транспортира"
математика 5 класс "Измерение углов без транспортира"...

План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"
внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"
Материалы внеурочного занятия представленные на этой страницеможно использовать на занятиях внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Внеурочное занятие по математике "Построение углов без транспортира" (презентация)
Презентация к внеурочному занятию по математике "Построение углов без транспортира"...