урок математики 5 класс по теме "Измерение углов без транспортира"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ермакова Людмила Владимировна

математика 5 класс "Измерение углов без транспортира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx692.5 КБ
Файл urok.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака

Саратовской области.

Конспект урока по математике
в 5 «А» классе:

«Измерение углов без транспортира».

подготовила

учитель математики

первой квалификационной категории

Ермакова Людмила Владимировна

Ноябрь 2016 г.

Тема урока : «Измерение углов без транспортира»


Вид урока: комбинированный .

Цель: Формировать общее понятие о способе измерения углов  без транспортира.Описание: 045

Задачи:

  1. В предметном направлении:

- научить  измерять углы без транспортира;

  1. В направлении личностного развития:

- развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету; сотрудничать в группах, уважать мнение одноклассников, видеть значимость материала в жизни человека.

-формировать внимание, воображение учащихся, самостоятельность, используя проблемные ситуации и творческие задания;

  1. В метапредметном направлении:

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- формировать представление о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, используя исторический материал.

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир,

раздаточный материал.

Понятия: Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла,

прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

                                                   Ход урока.

1.Организационный.

Добрый день уважаемые гости,  ребята! Рада приветствовать всех Вас и очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

2. Мотивационный.

Сегодня мы побываем в снежном королевстве, поможем Каю нарисовать снежинки и узнать один из секретов Снежной Королевы. Ваши знания об углах и умения их строить помогут  Каю.

А помогать нам будут ученики 6 класса . И так, начинаем.

В одном городе жили-были брат и сестра - Кай и Герда. Как-то раз, в зимний холодный вечер дети сидели у окна и, Кай от скуки рисовал пальцем на запотевшем окне снежинки, но они получались некрасивыми. А в это время по пустым улицам мчалась на своей тройке Снежная Королева и заглядывала в светящиеся окна. Увидав на одном окне неряшливо нарисованную снежинку, она подула на стекло и там появилась большая изящная снежинка с правильными геометрическими формами.
Кай стал рассматривать великолепное изображение.


На доске 
плакат 1 с изображением снежинки и выделенными разными цветами изображениями геометрических фигур и обозначенными буквами

 Он вспомнил, что в школе, на уроках математики он изучал такие геометрические фигуры как:

Какие знания необходимы Каю, чтобы нарисовать такую снежинку?

Вопрос 1 Какая фигура называется углом? Что называется вершиной угла? Что называется сторонами угла?

Ответ: Фигура, образованная двумя лучами с общей вершиной и одной из частей плоскости, ограниченной этими лучами, называется углом. Общая вершина называется вершиной угла, а сами лучи - сторонами угла.

Вопрос 2 Какой угол называется развернутым?

Ответ: Угол называется развернутым, если его стороны вместе составляют прямую

Вопрос 3 Как обозначаются углы?

Ответ: Угол обозначается или одной буквой, указывающей его вершину, или тремя буквами, средняя из которых указывает вершину угла, а крайние – какие-нибудь точки на сторонах угла. Например, AAOB и т.д. Иногда углы обозначаются цифрами, например, 1, 2 и т.д.

Вопрос 5 .Какой угол называется: а) прямым; б) острым; в) тупым? Ответ: а) Угол, равный своему смежному, называется прямым.

б) угол, меньший прямого угла, называется острым.

в) угол, больший прямого угла, но меньший развернутого угла, называется тупым

Вопрос 6 А чем измеряют углы? А еще какие приборы или инструменты измерения углов известны вам?

Какие единицы измерения углов вам известны? ( градус, румб, радиан).

 Каю так понравилась снежинка, что он выбежал на улицу и крикнул Снежной Королеве, что он тоже сможет красиво нарисовать снежинку. Королева засмеялась, и в смехе слышался хрустальный звон льдинок.

« Да ты даже не сможешь определить ни одного угла на моей снежинке»- сказала она и умчалась вихрем в заснеженную даль, пообещав вернуться и посмотреть, справился ли Кай с заданием.

3.Постановка целей.

Мы знаем все, что необходимо при построении углов. Но у Кая нет транспортира?  Что нам делать?
О чем сегодня мы будем говорить?

Сегодня мы поговорим об углах и об их применении на практике.

Сформулируем тему урока. Откроем тетради. Запишем число. Классная работа.

Тема урока: «Измерение углов без транспортира».

Цель урока: Научиться измерять углы без транспортира.

4. Аналитический.

- Можно ли построить угол БЕЗ ТРАНСПОРТИРА?

Проблема: изготовить шаблон угла без транспортира

- У вас есть только квадратный лист бумаги! Оказывается, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!

Как это можно сделать? (дать время подумать)

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

1.Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.

1.Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам

2.Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на доску, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба.

Посмотрите на слайд, что должно получиться.

-Ребята, у вас получилось?

- А теперь с помощью транспортира измерьте получившийся угол!

- Сколько градусов?

- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)

Предлагаю воспользоваться ножницами.

2.Построение углов с помощью квадрата путем перегибания.

Немного истории: когда же появился транспортир?

Историческая справка:

Углы давно открыты были,

Их в Вавилонии любили,

Но тут пришлось изобретать:

Углы-то надо измерять!

Пришлось жрецам пыхтеть немало,

Пока изобретали рьяно.

И вскоре вышел транспортир –

Прибор, преобразивший мир!

Сообщение ученика:

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Каждый градус разделили на 60 минут, а минуту – на 60 секунд.

В современном мире множество приборов, используемых при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п., работают на основе того же принципа, что и транспортир, только позволяют выполнять более сложные действия, часто автоматически. Примером такого прибора является теодолит. Если на улице вы увидите мужчину в форме с прибором, как на фотографии – то это означает, что это инженер, в чьи обязанности входит измерение как вертикальных, так и горизонтальных углов на местности (например, углов, под которым пересекаются дороги).

3.Древний способ по руке.

Рука –это транспортир. Такой способ был известен с древних времен. Его используют при ориентировании на местности.

4.Измерение углов с помощью циферблата.

Зная, что 1 час образует угол 300, а 1 минута-60, можно приложить циферблат часов и измерить угол.

5 Построение углов с помощью линейки.

Ребята, давайте поможем Каю определить углы.

5.Оценочный.  

Задание №2 На столах лежат листы с изображением снежинок. Найти не менее 4-х углов, определить их величины с помощью шаблонов.

     6. Рефлексия.

Что вам запомнилось?

Чему научились?

Что нового узнали?

Что повторили?

Что было сложным?

Заполните анкету (нужное подчеркнуть).

  1.  На уроке я  активно / пассивно  работал.

2.     Своей работой на  уроке я  доволен / не доволен.
3.     Урок для меня     показался
 коротким / длинным.

  4.     За урок я не устал / устал.
 5.      Материал урока  мне был    
понятен / не понятен,
                                                               полезен / бесполезен,
                                                               интересен / скучен.

Домашнее задание: дорисовать снежинку и   измерить с помощью шаблонов углы на снежинке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что будем изучать? целеполагание Без помощи транспортира можно не только измерить величину угла, но и построить угол заданной величины. Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Слайд 2

И змерение углов без транспортира .

Слайд 4

Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам

Слайд 5

Затем, делаем второй сгиб, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба

Слайд 9

Что вам запомнилось? Чему научились? Что нового узнали? Что повторили? Что было сложным ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам математики "Решение задач. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника." 7 класс.

Данная разработка содержит 24 задачи по темам: "Внешний угол треугольника", "Сумма углов треугольника". В презентации представлены задачи с подсказками для правильного решения - 6 задач; задачи для ре...

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Урок математики 5 класс по теме: Измерение углов. Транспортир.

Данный урок спланирован с использованием  технологии проблемного обучения....

Конспект урока математики в 5 классе "Измерение углов. Транспортир" по Виленкину

Данный ресурс содержит краткий конспект, презентацию и приложение к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....

Конспект урока 5 класс по теме "Углы"

Углы, виды углов, построение и измерение углов...

Урок 5 класса "Свойство биссектрисы угла"

Разработка урока с презентацией...