урок математики 5 класс по теме "Измерение углов без транспортира"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
математика 5 класс "Измерение углов без транспортира"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака
Саратовской области.
Конспект урока по математике
в 5 «А» классе:
«Измерение углов без транспортира».
подготовила
учитель математики
первой квалификационной категории
Ермакова Людмила Владимировна
Ноябрь 2016 г.
Тема урока : «Измерение углов без транспортира»
Вид урока: комбинированный .
Цель: Формировать общее понятие о способе измерения углов без транспортира.
Задачи:
- В предметном направлении:
- научить измерять углы без транспортира;
- В направлении личностного развития:
- развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету; сотрудничать в группах, уважать мнение одноклассников, видеть значимость материала в жизни человека.
-формировать внимание, воображение учащихся, самостоятельность, используя проблемные ситуации и творческие задания;
- В метапредметном направлении:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- формировать представление о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, используя исторический материал.
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир,
раздаточный материал.
Понятия: Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла,
прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.
Ход урока.
1.Организационный.
Добрый день уважаемые гости, ребята! Рада приветствовать всех Вас и очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
2. Мотивационный.
Сегодня мы побываем в снежном королевстве, поможем Каю нарисовать снежинки и узнать один из секретов Снежной Королевы. Ваши знания об углах и умения их строить помогут Каю.
А помогать нам будут ученики 6 класса . И так, начинаем.
В одном городе жили-были брат и сестра - Кай и Герда. Как-то раз, в зимний холодный вечер дети сидели у окна и, Кай от скуки рисовал пальцем на запотевшем окне снежинки, но они получались некрасивыми. А в это время по пустым улицам мчалась на своей тройке Снежная Королева и заглядывала в светящиеся окна. Увидав на одном окне неряшливо нарисованную снежинку, она подула на стекло и там появилась большая изящная снежинка с правильными геометрическими формами.
Кай стал рассматривать великолепное изображение.
На доске плакат 1 с изображением снежинки и выделенными разными цветами изображениями геометрических фигур и обозначенными буквами
Он вспомнил, что в школе, на уроках математики он изучал такие геометрические фигуры как:
Какие знания необходимы Каю, чтобы нарисовать такую снежинку?
Вопрос 1 Какая фигура называется углом? Что называется вершиной угла? Что называется сторонами угла?
Ответ: Фигура, образованная двумя лучами с общей вершиной и одной из частей плоскости, ограниченной этими лучами, называется углом. Общая вершина называется вершиной угла, а сами лучи - сторонами угла.
Вопрос 2 Какой угол называется развернутым?
Ответ: Угол называется развернутым, если его стороны вместе составляют прямую
Вопрос 3 Как обозначаются углы?
Ответ: Угол обозначается или одной буквой, указывающей его вершину, или тремя буквами, средняя из которых указывает вершину угла, а крайние – какие-нибудь точки на сторонах угла. Например, A, AOB и т.д. Иногда углы обозначаются цифрами, например, 1, 2 и т.д.
Вопрос 5 .Какой угол называется: а) прямым; б) острым; в) тупым? Ответ: а) Угол, равный своему смежному, называется прямым.
б) угол, меньший прямого угла, называется острым.
в) угол, больший прямого угла, но меньший развернутого угла, называется тупым
Вопрос 6 А чем измеряют углы? А еще какие приборы или инструменты измерения углов известны вам?
Какие единицы измерения углов вам известны? ( градус, румб, радиан).
Каю так понравилась снежинка, что он выбежал на улицу и крикнул Снежной Королеве, что он тоже сможет красиво нарисовать снежинку. Королева засмеялась, и в смехе слышался хрустальный звон льдинок.
« Да ты даже не сможешь определить ни одного угла на моей снежинке»- сказала она и умчалась вихрем в заснеженную даль, пообещав вернуться и посмотреть, справился ли Кай с заданием.
3.Постановка целей.
Мы знаем все, что необходимо при построении углов. Но у Кая нет транспортира? Что нам делать?
О чем сегодня мы будем говорить?
Сегодня мы поговорим об углах и об их применении на практике.
Сформулируем тему урока. Откроем тетради. Запишем число. Классная работа.
Тема урока: «Измерение углов без транспортира».
Цель урока: Научиться измерять углы без транспортира.
4. Аналитический.
- Можно ли построить угол БЕЗ ТРАНСПОРТИРА?
Проблема: изготовить шаблон угла без транспортира
- У вас есть только квадратный лист бумаги! Оказывается, что с помощью него можно отложить угол в 30 градусов!
Как это можно сделать? (дать время подумать)
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
1.Проведем эксперимент – это некоторое количество опытов, которые показывают одинаковый результат.
1.Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам
2.Затем, делаем второй сгиб, посмотрите на доску, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба.
Посмотрите на слайд, что должно получиться.
-Ребята, у вас получилось?
- А теперь с помощью транспортира измерьте получившийся угол!
- Сколько градусов?
- Что нам нужно было получить? (шаблон угла)
Предлагаю воспользоваться ножницами.
2.Построение углов с помощью квадрата путем перегибания.
Немного истории: когда же появился транспортир?
Историческая справка:
Углы давно открыты были,
Их в Вавилонии любили,
Но тут пришлось изобретать:
Углы-то надо измерять!
Пришлось жрецам пыхтеть немало,
Пока изобретали рьяно.
И вскоре вышел транспортир –
Прибор, преобразивший мир!
Сообщение ученика:
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Каждый градус разделили на 60 минут, а минуту – на 60 секунд.
В современном мире множество приборов, используемых при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п., работают на основе того же принципа, что и транспортир, только позволяют выполнять более сложные действия, часто автоматически. Примером такого прибора является теодолит. Если на улице вы увидите мужчину в форме с прибором, как на фотографии – то это означает, что это инженер, в чьи обязанности входит измерение как вертикальных, так и горизонтальных углов на местности (например, углов, под которым пересекаются дороги).
3.Древний способ по руке.
Рука –это транспортир. Такой способ был известен с древних времен. Его используют при ориентировании на местности.
4.Измерение углов с помощью циферблата.
Зная, что 1 час образует угол 300, а 1 минута-60, можно приложить циферблат часов и измерить угол.
5 Построение углов с помощью линейки.
Ребята, давайте поможем Каю определить углы.
5.Оценочный.
Задание №2 На столах лежат листы с изображением снежинок. Найти не менее 4-х углов, определить их величины с помощью шаблонов.
6. Рефлексия.
Что вам запомнилось?
Чему научились?
Что нового узнали?
Что повторили?
Что было сложным?
Заполните анкету (нужное подчеркнуть).
- На уроке я активно / пассивно работал.
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3. Урок для меня показался коротким / длинным.
4. За урок я не устал / устал.
5. Материал урока мне был понятен / не понятен,
полезен / бесполезен,
интересен / скучен.
Домашнее задание: дорисовать снежинку и измерить с помощью шаблонов углы на снежинке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И змерение углов без транспортира .
Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам
Затем, делаем второй сгиб, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой совпала с линией первого сгиба
Что вам запомнилось? Чему научились? Что нового узнали? Что повторили? Что было сложным ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам математики "Решение задач. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника." 7 класс.
Данная разработка содержит 24 задачи по темам: "Внешний угол треугольника", "Сумма углов треугольника". В презентации представлены задачи с подсказками для правильного решения - 6 задач; задачи для ре...
Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"
Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...
Урок математики 5 класс по теме: Измерение углов. Транспортир.
Данный урок спланирован с использованием технологии проблемного обучения....
Конспект урока математики в 5 классе "Измерение углов. Транспортир" по Виленкину
Данный ресурс содержит краткий конспект, презентацию и приложение к уроку математики в 5 классе по учебнику Виленкина....
использование ЭОР на уроках математики в 5 классе при изучении темы "Измерение углов. Транспортир"
...
Конспект урока 5 класс по теме "Углы"
Углы, виды углов, построение и измерение углов...
Урок 5 класса "Свойство биссектрисы угла"
Разработка урока с презентацией...