Урок математики 5 класс Сравнение дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №352
с углубленным изучением немецкого языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:
“Сравнение дробей”
Исполнитель: О.Н.Колабутина, учитель математики
Санкт-Петербург 2022 год
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока: Сравнение дробей
Цели урока: Закрепить усвоение правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем;
научить сравнивать дроби с одинаковым числителем;
с помощью координатного луча выяснить расположение точек с равными дробными координатами.
Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
развивать устную речь.
Формировать способности к позитивному сотрудничеству;
воспитывать умение высказывать свое мнение;
воспитывать умение участвовать в диалоге
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Создание проблемной ситуации для определения темы урока и целеполагания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач.
- Физкультминутка.
- Работа с учебником. Самостоятельная работа. Самопроверка.
- Домашнее задание.
- Обучающий тест со взаимопроверкой.
- Итог. Рефлексия.
Необходимое оборудование: Мультимедиа (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), раздаточные карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1; ПРИЛОЖЕНИЕ 2; ПРИЛОЖЕНИЕ 3), карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Вводно-мотивационная часть урока(5 мин) | ||||
1 | Организационный момент. Цель – включитьобучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Актуализация знаний. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. | У доски 3 ученика с индивидуальными заданиями ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) С остальными учащимися – фронтальная устная работа (СЛАЙД 1) Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковым знаменателем | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. | |
Основная часть урока (операционная) (25 мин) | ||||
3 4 | Создание проблемной ситуации для определения темы урока и целеполагания Изучение нового материала. Практическая исследовательская работа в парах Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. | ( СЛАЙД 2) Вопросы к слайду: Что объединяет эти дроби? Что вы заметили? Что будем изучать сегодня? ( СЛАЙД 3) Как сравнить? ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2) - Ребята, на карточках вы видите 4 рисунка . Задание: закрасьте часть каждой фигуры, соответствующую дроби , записанной под фигурами и сравните закрашенные части. (СЛАЙД 4) один из рисунков из практической работы Сделайте вывод. (СЛАЙД 5) правило | . Записывают тему урока Формулируют правило сравнения дробей с одинаковым числителем Читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
5 6 7 | Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. Физкультминутка Изучение нового материала. Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. Индивидуальная работа в тетрадях | - Выполним задания в тетрадях с пошаговым комментарием. (СЛАЙД 6) сравнить дроби (СЛАЙД 7) записать в порядке возрастания (СЛАЙД 8) Координатный луч Вопросы к слайду: -объясните, как отметили точку А с координатой 2/5? -точку В с координатой 3/5? -сравните числа 2/5 и 3/5 -обратите внимание на расположение точек А и В -сделайте вывод Проверьте правильность ваших рассуждений по учебнику (стр. 147, рис. 119) № 943(а) №948- устно | Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют задание в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух. Комментируют выполнение Работа с учебником. Действуют по алгоритму. | Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
| Самостоятельная работа. Самопроверка. Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия Исследовательская работа | (СЛАЙД 10) самопроверка Отметьте + около верно выполненного задания (СЛАЙД 11) задача про пиццу: (СЛАЙД 12) координатный луч Сделайте вывод | Осуществляют самопроверку. Работа с учебником (стр 146) | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
8 9 | Домашнее задание. Цель – обсудить и записать домашнее задание. Обучающая тестовая работа | Домашнее задание: стр.150 №965 Даёт комментарии к домашнему заданию (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) (СЛАЙД 14) ответы и критерии оценки Взаимопроверка | Записывают домашнее задание. Обменялись тетрадями и поставили + за верные ответы, выставили оценку | |
Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин) | ||||
10 | Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 карточка 2 карточка
1). Сравнить 1). Расположите дроби в порядке возрастания
и
и 2). Какая дробь меньше?
и или
2). Какая дробь больше?
или
3 карточка
1). Расположите дроби в порядке убывания
2) Целое разделили на 8 равных частей и взяли 3 такие части.
Какая дробь получилась?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Практическая работа.
Закрасьте часть каждой фигуры, соответствующую данной дроби и сравните дроби.
Сделайте вывод.
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Тест
Вариант 1
1). Какой знак надо поставить между дробями, чтобы неравенство было верным?
- >
- <
2). Какой знак надо поставить между дробями, чтобы неравенство было верным?
- <
- >
3). Какая точка расположена на координатном луче левее?
N ( ) или M ()
- N
- M
4). Какая точка расположена на координатном луче правее?
A ( ) или C ( )
- A
- C
Учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным___________________скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
Интегрированный урок математики : класс
Интегрированный урок математики и экологии...
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...
Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»
Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...