Урок математики 5 класс Сравнение дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Колабутина Ольга Николаевна

Сравнение  дробей 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_5_klass_o.n.kolabutina.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №352
с углубленным изучением немецкого языка
Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая  разработка урока математики в 5 классе по теме:

“Сравнение дробей”

Исполнитель: О.Н.Колабутина, учитель математики

Санкт-Петербург 2022 год

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Базовый учебник: Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина

Тема урока: Сравнение  дробей

           Цели урока:  Закрепить усвоение правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем;

             научить сравнивать дроби с одинаковым числителем;

             с помощью координатного луча выяснить расположение точек с равными дробными координатами.

                                    Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

            развивать устную речь.

                                    Формировать способности к позитивному сотрудничеству;

            воспитывать умение высказывать свое мнение;

            воспитывать умение участвовать в диалоге

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых  знаний

           План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Создание проблемной ситуации для определения темы урока и целеполагания.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа с учебником. Самостоятельная работа. Самопроверка.
  8. Домашнее задание.
  9. Обучающий тест со  взаимопроверкой.
  10. Итог. Рефлексия.

Необходимое оборудование: Мультимедиа (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), раздаточные карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1; ПРИЛОЖЕНИЕ 2; ПРИЛОЖЕНИЕ 3), карточки для рефлексии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)

1

Организационный момент.

Цель – включитьобучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2

Актуализация знаний.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

У доски 3 ученика с индивидуальными заданиями ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

С остальными учащимися – фронтальная устная работа (СЛАЙД 1)

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковым знаменателем

Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Основная часть урока (операционная) (25 мин)

3

4

Создание проблемной ситуации для определения темы урока и целеполагания

Изучение нового материала.

Практическая исследовательская работа в парах

Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

( СЛАЙД 2)  Вопросы к слайду:

Что объединяет эти дроби?

Что вы заметили?

Что будем изучать сегодня?

( СЛАЙД 3)  Как сравнить?

( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Ребята, на карточках вы видите 4 рисунка . Задание: закрасьте часть каждой фигуры, соответствующую дроби , записанной под фигурами и сравните закрашенные части.

(СЛАЙД 4) один из рисунков из практической работы

Сделайте вывод.

(СЛАЙД 5) правило

.

Записывают тему урока

Формулируют правило сравнения дробей с одинаковым числителем

Читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

5

6

7

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Физкультминутка

Изучение нового материала.

Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Индивидуальная работа в тетрадях

- Выполним задания  в тетрадях с пошаговым комментарием.

(СЛАЙД 6) сравнить дроби

(СЛАЙД 7) записать в порядке возрастания

(СЛАЙД 8) Координатный луч

Вопросы к слайду:

-объясните, как отметили точку А с координатой 2/5?

-точку В с координатой 3/5?

-сравните числа 2/5 и 3/5

-обратите внимание на расположение точек А и В

-сделайте вывод

Проверьте правильность ваших рассуждений по учебнику (стр. 147, рис. 119)

№ 943(а)

№948- устно

Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют задание в тетради.

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу вслух.

Комментируют выполнение

Работа с учебником.

Действуют по алгоритму.



Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

 

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Исследовательская работа

(СЛАЙД 10) самопроверка

Отметьте  +  около верно выполненного задания

(СЛАЙД 11) задача про пиццу:

(СЛАЙД 12) координатный луч

Сделайте вывод

Осуществляют самопроверку.

Работа с учебником (стр 146)

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

8

9

Домашнее задание.

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Обучающая тестовая работа

Домашнее задание: стр.150

№965
№968(а)

Даёт комментарии к домашнему заданию

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

(СЛАЙД 14) ответы и критерии оценки

Взаимопроверка

Записывают домашнее задание.

Обменялись тетрадями и поставили + за верные ответы, выставили оценку

Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)

10

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 карточка                                      2 карточка

1). Сравнить                                  1). Расположите дроби в порядке возрастания

и                                                

 и                                              2). Какая дробь меньше?

 и                                              или  

2). Какая дробь больше?

 или   




3 карточка

1). Расположите дроби в порядке убывания

2) Целое разделили на 8 равных частей и взяли 3 такие части.

Какая дробь получилась?



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Практическая работа.

Закрасьте часть каждой фигуры, соответствующую данной дроби и сравните дроби.

Сделайте вывод.

                                           

                                              

                                            

         

                                            



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Тест

Вариант 1

1). Какой знак надо поставить между дробями, чтобы неравенство было верным?

                                                       

  1. >
  2. <

2). Какой знак надо поставить между дробями, чтобы неравенство было верным?

                                                         

  1. <
  2. >

3). Какая точка расположена на координатном луче левее?

                                                   N ( )  или  M ()

  1. N
  2. M

4). Какая точка расположена на координатном луче правее?

                                                    A (  )  или   C (  )

  1. A
  2. C


        Учащимся предлагается поставить значок  +  на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным___________________скучным.

2.Я научился

многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________не доволен.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...