Технологическая карта к уроку математики 9 класс "Арифметические действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (9 класс)

Коротченко Ольга Олеговна

Конспект по математике 9 класс в коррекционной школе VIII вида ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математическое пособие38.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Программа обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет

Математика

Класс

9

Тема урока

«Арифметические действия с десятичными дробями»

Тип урока

комбинированный

Цель

Совершенствовать навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей в процессе выполнения различных упражнений

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

-уметь систематизировать знания о правилах арифметических действий с десятичными дробями;

-уметь анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы.

-уметь обрабатывать информацию;                  -представлять информацию в виде алгоритма, выбирать правила для выполнения действий и способы решения в зависимости от условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-способствовать развитию интереса к математике.

-уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуж-дении проблем;

-интегрироваться в группы со сверстниками и строить про-дуктивное взаимодействие;

-формировать коммуника-тивную компетенцию учащихся;

-воспитывать ответственность и аккуратность;

-формировать  потребность в приобретении знании; пробудить  интерес   к уме-нию применять полученные знания для моделирования математических моделей.

Методы и формы обучения

Методы: словесные (объяснение, подтверждение);

наглядные (демонстрация презентации, индивидуальные карточки, фотографии исторических личностей, опорные наглядности, практические принадлежности);

практические (выполнение практических учебных заданий в рабочей тетради, практические  действия с измерительными приборами, решение арифметических заданий у доски, заполнение карточки практического значения, сбор данных для итоговой  диаграммы).

Формы:индивидуальная, парная, фронтальная.

Формируемые БУД

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

- Осознать значимость изучения данной темы.

Формировать позитивную самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Формировать умения работать самостоятельно.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Определять и формулировать цель урока с помощью учителя.

Составлять план решения задачи совместно с учителем.

Осуществлять поэтапный контроль действий

Анализ условия заданий с целью выделения основных шагов ее решения, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Выполнять вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы.

Планируемые результаты

Личностные:

Предметные:

-самостоятельное создание алгоритмов работы при решении проблем; установление причинно-следственных связей.

 Умение сравнивать и упорядочивать десятичные дроби;

Умение выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;

Умение решать текстовые задачи с использованием десятичных дробей.

Образовательные ресурсы

Учебник: математика, 9 класс, А.П. Антропов, А. Ю. Ходот, Т. Г. Ходот; презентация, опорные  карточки с основными терминами,  таблица «Единицы измерения», алгоритмы решения, индивидуальные карточки с заданиями.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Дидактическая
структура 
урока, цели.

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цель: Организация условий достижения учащимися образо-вательных результатов по заданной теме: безоши-бочное выполнение упражнений; безошибоч-ные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, ока-зывать взаимопо-мощь, формирование метапредметных УУД

ИКТ

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность  к уроку: наличие учебников,  тетрадей.

Учитель:

Число — как много в этом звуке

Для математики, друзья!

Но и в простой, обычной жизни

Без чисел нам никак нельзя!

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, рапортует о готовности класса к уроку.

Обучающиеся организуют своё рабочее место.

Обучающиеся будут уметь: организовы

вать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области

Проверка домашнего задания.

Повторение.

Цель:

Выявить знания учащихся по изученной теме; систематизировать имеющиеся знания.

Доска, учебные тетради.

Таблица с набором дробных чисел.

ИКТ.

Опорные карточки: виды десятичных дробей, алгоритм округления чисел (приложение 1).

ИКТ

Учитель:

- на сегоднешнем уроке вы при оценки выполненного задания, сами берете бонус определенного ранга

- зеленый (все правильно выполненно, весь этап понятен)

- желтый (задание выполнено, но дапущенны ошибки, потребовалась подсказка)

- красный (задание не выполненно, ничего не понятно).

 Предлагает одному из учеников выйти к доске и написать ответы примеров домашнего задания.

Учитель:

- Что вы видите в таблице?

- Какие виды дробей вы различаете?

- Как различаются эти виды дробей?

- Какие виды десятичных дробей различают?

- Выпишите в три отдельные колонки виды десятичных дробей.

Учитель:

- При работе с десятичными дробями требуются объемные арифметические вычисления, поэтому мы будем применять метод округления дробей до десятых долей.

- Вспомним правило округления.

Учащиеся: обмениваются тетрадями , и отмечают правильность выполненного задания, при необходимости исправляя ошибки.

Ответ ученика:

- Дробные числа.

- Обыкновенные и десятичные.

- Запись дробей.

- Конечные, бесконечные, периодические.

К доске выходят трое учеников и выписывают три вида десятичных дробей из предлагаемой таблицы.

Работа на местах: запись дробей в тетради.

Ответ ученика:

Формулирует правило округления.

Раздает опорные карточки каждому ученику.

Будут уметь: анализ и кон-троль решения примеров, взаимоконтроль, субъективно оценивать своих товарищей.

Будут уметь: различать виды дробей; уметь определять виды десятичных дробей по их квалификации.

Будут уметь: определять доли десятичных дробей; пользоваться опорной картой алгоритма округления до определенной доли числа.

Актуализация знаний.

Цель:

Вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент.

ИКТ, индиви-дуальные карточки (приложение 2)

Учитель:

- Как образуют десятичные дроби?

- Где применяются десятичные дроби?

Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к практической стороне нашей жизни.

Работа будет проходить в парах, каждый из вас будет в роли компаньона, один из вас будет практик - запись полученных данных, нахождение алгоритма решение задачи; другой будет теоретик - решить заданный пример.

Вам предложены карточки на выбор, в карточке  задача:

1 этап - произвести измерения

2 этап - записать алгоритм решения

3 этап - решить пример.

У нас присутствует экспертная группа (2 вариант), которая будет контролировать правильность ваших решений с помощью калькулятора.

По ходу выполнения заданий на доске записаны примеры:

1,250× 52=

1,72 -1,60=

4,5 × 3,75=

12,040 + 7,500=

Учитель:

-Итак ребята, теперь вы можете ответить на поставленные вопросы.

- Как получаются десятичные дроби?

- Где применяются десятичные дроби?

- Какие арифметические действия вы применяли?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Учащиеся парами выходят к доске и поэтапно выполняют задания.

Каждый выполненный пример проверяет экспертная группа с помощью калькулятора.

Остальные ребята на местах записывают полученные примеры в тетрадь.

Ответ ученика:

- От измерения величин.

- В арифметических действиях, в практических задачах.

- Сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение.

- Арифметические действия с десятичными дробями.

Будут уметь:

Применять практические действия в решении задачи, выполнять необходимые измерения с помощью измерительных приборов, находить необходимый алгоритм решения, анализировать полученный результат, проверять полученный ответ с помощью калькулятора.

Физкультминутка

Цель:

Соблюдать на уроке охранительный режим.

ИКТ

Учитель:

Раз, два, три, четыре, пять-

Все умеем мы считать,

Раз! Подняться , потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять! Руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

Учащиеся встают и выполняют упражнения, согласно словам стихотворения.

Будут уметь:

чередовать учебный труд и отдых.

Сообщение темы и цели урока.

Цель:

обеспечить восприятие и осмысление обучающимися темы урока.

Изучение нового материала.

Цель:

Дать новые знания о применении арифметических  действий в решении практических задач. Знать алгоритм решения тех или иных действий.  

  1. Объяснение учителя.
  2. Просмотр видео- презентации.
  3. Запись новых терминов.
  4. Практическая работа.

5. Составление и решение задачи.

 ИКТ,

тетрадь.

Тетрадь, картинки

(портреты)

ИКТ

Индивидуальные наглядные пособия (приложение№  )

Учитель сообщает тему урока:

Для решения практических задач в жизни, мы везде сталкиваемся с самыми разнообразными числами: целыми, дробными, полученными при счете, полученными от измерения величин. В различных профессиях, в повседневной жизни, любая наука и великие открытия не могут обойтись без разных видов вычислений.

 Вся эволюция человека - это непрерывный научно - технологический прогресс.

Немного истории.

Презентация на тему «Золотой век прогресса конца IXX начало XX века».

Учитель:

- Как изменился быт человека с приходом технического прогресса?

- Что в 19 веке являлось главным ресурсом человека?

- Что принесло человечеству величайшее открытие электрического поля?

- Запишите имя великого ученого Майкл Фарадей, который открыл электрические волны. На основание его открытия, были в дальнейшем разработаны различные электроприборы.

- Обратите свое внимание на жилищные условия современного человека? Что вы видите, какие жилищные современные коммуникации пришли в наш дом?

- Итак, электричество, играет огромную роль в жизни современного человека. Наш быт невозможно представить без электроснабжения.

Существует прибор для контроля потребления электричества - электросчетчик.

- Сейчас мы с вами заполним расходный лист - квитанция, для оплаты электроэнергии.

- Запишите в тетради новую величину:

электромощность обозначается латинской буквой Р и измеряется в кВт.

- Составим задачу нахождения оплаты за электроэнергию, по данным квитанции.

В ходе решения задачи, мы увидели, где ещё применяется десятичные дроби и арифметические действия над ними.

- Какие выводы мы можем сделать при решении задачи?

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся просматривают презен-тацию, и слушают комментарии учителя.

- Огонь: освещение, приготовление пищи, отопление, бытовые приборы (утюг, щипцы для завивки волос).

- Первая осветительная лампа, телефоны, электродвигатели, электрические приборы, летающие аппараты, покорение космоса и многое другое.

- газ, электричество, водопровод, канализация, интернет, отопление.

Учащиеся рассматривают прибор, и слушают о механизме работы счетчика.

Учащиеся под руководством учителя заполняют квитанции, по образцу.

Учащиеся записывают новый термин и обводят в рамочку.

К доске выходит ученик для решения задачи.

Ученик:

- Все коммуникации имеют контролирующие устройства количества потребления, и оплачиваются по определенному тарифу.

Нужно беречь ресурсы нашей планеты и экономить денежные средства.

Будут уметь: анализировать и делать вывод, устанавливать последовательность событий и  их причины, работать в коллективной деятельности.

Будут уметь: соотносить наглядный материал с текстом, сравнивать и обобщать.

Будут знать: новые физические термины, зрительно воспринимать и читать; знать механизм и прибор для контроля потребления.

Будут уметь: вычислять расход любого ресурса и знать количество расхода денежных средств за потребленную услугу.

Закрепление.

Цель:

Закрепить знания по теме; научить работать самостоятельно и в парах.

Карточки

Приложение №4

Учитель даёт индивидуальную работу на тест - карточке.

- Выбрать из предложенных ответов правильный вариант и подчеркнуть его..

(приложение №4)

Учащиеся выбирают и подчеркивают правильные ответы, затем обмениваются карточками и самостоятельно проверяют их у друг друга.

Будут уметь: работать самостоятельно и в парах.

Подведение итогов

Цель:

учить подводить итог учебной деятельности (самоанализ); определять уровень успешности.

Выставление самостоятельно оценок при подсчете бонусов.

Учитель:

- Ребята прикрепите свои бонусы на «дерево знаний», и вы наглядно увидите на сколько успешно прошел сегодня наш урок в целом.

- красные яблоки - это целостные, спелые плоды; желтые недозревшие - требуют еще времени и полива; зеленые - требуют длительного времени созревания.

Учащиеся подают дневники для выставления отметок.

Будут уметь: объективно оценивать свои результаты  работы на уроке.

Рефлексия

Цель:

-учить анализировать: что получилось, что не получилось.

Ребята, как вы думаете, были ли достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока?

Ребята, повернитесь к своему соседу и сделайте от всей души ему комплимент, похвалите своего соседа за то, как он работал на уроке.

Учащиеся дают анализ уроку. Что получилось.

Будут уметь: делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся.

Домашнее задание

Цель:

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к домашнему заданию

Составить и решить задачу потребления электропотребления для своей семьи, учесть количество проживающих в доме(квартире).

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

 Будут уметь:

планировать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс)

Технологическая карта  урока   математики  на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс). Место урока в теме :  « Сравнение десятичных дробей»Тип урока : урок отк...

Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне

План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями"  в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...

Презентация и технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация и технологическая карта к уроку  математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 "

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель деятельности учителя: создать условия для получения новых знаний, организация проверки знаний обучающихся.Предметная цель: научиться умно­жать деся...

Технологическая карта к уроку "Перенос запятой в положительной десятичной дроби"

Технологическую карту можно использовать при проведении урока по теме "Перенос запятой в положительной десятичной дроби" в 5 и 6 классах. Испльзуются :  сайт Uchi.ru. и...

Урок математики Все действия с десятичными дробями

Урок проводится совместно с уроком географии . Тип урока Изучений закрепление  знаний. Интегрированный урок .. Цель данного урока закрепить знанияя по теме десятичные дроби....