Технологическая карта урока математики по теме "Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 "
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Гафарова Мадине Юнусовна

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя: создать условия для получения новых знаний, организация проверки знаний обучающихся.

Предметная цель: научиться умно­жать десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д., применять свой­ства умножения для упрощения вычислений

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: уметь устанавливать при­чинно-следственные связи.  Формирование познаватель­ного интереса к изучению нового

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, плакаты с правилами, индивидуальные задания для каждой команды, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

                                                                  Технологическая карта урока математики в 5- А классе.

                                                   Урок №111 «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»                         Дата: 28.02.2018г

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя: создать условия для получения новых знаний, организация проверки знаний обучающихся.

Предметная цель: научиться умножать десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д., применять свойства умножения для упрощения вычислений

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.  Формирование познавательного интереса к изучению нового

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, плакаты с правилами, индивидуальные задания для каждой команды, презентация.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу,  условия  для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмём же ручки и мелок

И вместе сочиним урок.

Ребята, скажите, пожалуйста, что пригодится для успешной работы?

- А что еще может понадобиться нам на уроке?   -

Девиз урока «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»» - Мудрая сова.

- Если все готово, то можно открыть тетради и записать сегодняшнее число, классная работа.

Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона «Без знания десятичных дробей никто не может признаваться сведующим в математике». 

- Как вы думаете, почему такая важность придается десятичным дробям?

-  Действительно, в науке, промышленности, в сельском хозяйстве,   при расчетах, в быту десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

-  Взаимопроверка. 

 

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания.

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старание.

знания, взаимовыручку, взаимопомощь, товарищество и т.д.

Записывают в тетради высказывания Цицерона.

Ответы обучающихся.

Проверяют домашнее задание.

Коммуникативные: Участие в диалоге, монологические высказывания.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение изученного материала. Необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

- Какие правила действий с десятичными дробями вам уже знакомы? (Нам уже знакомы действия сложения и вычитания, умножения на натуральное число).

 

     - Чему уделяем большое внимание, когда работаем с десятичными дробями?

- Знакомы ли вы, с какими- то правилами умножения десятичных дробей?

Ребята обсуждают задания,  озвучивают ответ.

- Когда работаем с десятичными дробями большое внимание надо уделять местоположению запятой.

(умножение на натуральное число) 

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока. Обсуждение затруднений «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит  ответить, или в виде темы урока.

Решим примеры устно (на интерактивной доске)

3*10=                            0,3*10=

25*100=                        0,25*100=

412*1000=                    0,412*1000=                                     

 - Посмотрите на экран?

- Что вы видите?

- Что общего в этих выражениях?

- А в чем их различие?

- Как же умножить натуральное число на 10, 100, 1000

- Кто найдет значение следующего выражения?

- Как вы думаете, как связаны эти примеры с темой нашего урока?

- Сформулируете тему урока, цель урока.

- Запишите в тетрадях Тема «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 …»

Почему возникли затруднения?

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

 4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Знакомство с правилом. Осмысление нового правила. Решение устных задач и обсуждение проекта её решения

Работа по группам

1-2 группа

Выполнить умножение столбиком

  0,3*10=                 0,25*100=                     0,412*1000=         

Проанализировать ответы.                            

3 группа

Учебник стр. 204 прочитать правило

Выполнить умножение

  0,3*10=                 0,25*100=                     0,412*1000=                                     

Проанализировать ответы.                            

4 группа

Дана дробь    4,000

Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд вправо?

  _____________________

Число увеличится в _____ раз.

Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз?

 _______________      на 10.

Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда вправо?

_____________________

Число увеличится в _____ раз.

Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 100 раз?

__________________ на 100.

Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100 и т.д.

Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на разрядную единицу, достаточно перенести запятую в дроби на столько разрядов вправо, сколько нулей в разрядной единице.

        Если в десятичной дроби число разрядов справа от запятой меньше, чем нулей в разрядной единице, то справа к дробной части десятичной дроби можно дописать необходимое количество нулей.

Применяли правило умножения десятичных дробей на натуральное число. Озвучивают правило. Выявляют закономерность, делают выводы, формулируют новое правило.

Работа по учебнику с правилом.

Анализируют ответы

Число увеличится в _____ раз.

 _______________      на 10.

Число увеличится в _____ раз.

__________________ на 100.

Формулируют правило

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: выстраивают логическую цепь размышлений, выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи, анализируют, сравнивают,

умеют вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 Физкультминутка

5. Первичное закрепление.

Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала.

Первичный

контроль усвоения.

- Проверим результаты

0,3*10= 3                0,25*100=25                     0,412*1000= 412      

Учебник, №1310(а), №1311 стр. 204

 

Ученик проговаривает правило по шагам, применяя его к заданию.

Ученики в группах выполняют задание. По истечении 5-6 минут представитель из группы выносит результаты на доску. Когда все результаты на доске записаны, проверяем вместе, всем классом.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: Ученик владеет способами решения проблемы,

может проанализировать ход и способ действий.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа

действия и его

результата с заданным

эталоном с целью

обнаружения

отклонений и отличий

от эталона;

-коррекция - внесение

необходимых

дополнений.

Задание на дом

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Запишите дом.задание.  Выучить правило, с. 204, № 1331, №1333 на выбор

Записывают задания в дневник.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Самостоятельная работа, слайд№21,

самопроверка слайд №22.

Проговаривают новые правила про себя.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Создать положительный эмоциональный фон, способствовать развитию у детей интереса к урокам.

Посмотрите на доску, прочитайте задание.

На какие группы можно разделить данные выражения?

-Найдите из набора заданий только те, которые относятся к теме нашего урока.

  -Прочитайте, решите.

97,5 • 100 =9750

0,019 • 1000=19

37,814 • 23=869,722

218,01+29,9 = 247,91

10,578 • 10=105,78

А теперь те, которые остались.

Предлагаю вам провести математическую эстафету. Капитаны каждой команды получают задания, раздают участникам.

1.6,789х7=47,523

2.5,236х8=41,888

3. 763500:100 =7635

4. 192:8=24

5. Винни - Пух съел 10 горшочков мёда, по 0,85 кг в каждом. Сколько кг мёда съел Винни – Пух?

0,85х10=8,5 (кг) – мёда

5баллов-кто решит первым, 4 балла -вторым, 3балла –третьим. За каждый правильно решённое задание -1 балл.

Подводим итоги.

Читают.

Находят.

Читают, решают.

Слушают, работают в паре.

Обмениваются заданиями и проверяют.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и

 всего класса.

 Какую задачу ставили? 

Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? 

Какие получили результаты? 

Что нужно сделать ещё? 

Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? 

- Слышим, как звенит звонок.

  Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

                                     



Предварительный просмотр:

       

                                                                  Технологическая карта урока математики в 5- А классе.

                                                   Урок №111 «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»                         Дата: 28.02.2018г

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя: создать условия для получения новых знаний, организация проверки знаний обучающихся.

Предметная цель: научиться умножать десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д., применять свойства умножения для упрощения вычислений

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.  Формирование познавательного интереса к изучению нового

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, плакаты с правилами, индивидуальные задания для каждой команды, презентация.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу,  условия  для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмём же ручки и мелок

И вместе сочиним урок.

Ребята, скажите, пожалуйста, что пригодится для успешной работы?

- А что еще может понадобиться нам на уроке?   -

Девиз урока «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»» - Мудрая сова.

- Если все готово, то можно открыть тетради и записать сегодняшнее число, классная работа.

Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона «Без знания десятичных дробей никто не может признаваться сведующим в математике». 

- Как вы думаете, почему такая важность придается десятичным дробям?

-  Действительно, в науке, промышленности, в сельском хозяйстве,   при расчетах, в быту десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

-  Взаимопроверка. 

 

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания.

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старание.

знания, взаимовыручку, взаимопомощь, товарищество и т.д.

Записывают в тетради высказывания Цицерона.

Ответы обучающихся.

Проверяют домашнее задание.

Коммуникативные: Участие в диалоге, монологические высказывания.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение изученного материала. Необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

- Какие правила действий с десятичными дробями вам уже знакомы? (Нам уже знакомы действия сложения и вычитания, умножения на натуральное число).

 

     - Чему уделяем большое внимание, когда работаем с десятичными дробями?

- Знакомы ли вы, с какими- то правилами умножения десятичных дробей?

Ребята обсуждают задания,  озвучивают ответ.

- Когда работаем с десятичными дробями большое внимание надо уделять местоположению запятой.

(умножение на натуральное число) 

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока. Обсуждение затруднений «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит  ответить, или в виде темы урока.

Решим примеры устно (на интерактивной доске)

3*10=                            0,3*10=

25*100=                        0,25*100=

412*1000=                    0,412*1000=                                     

 - Посмотрите на экран?

- Что вы видите?

- Что общего в этих выражениях?

- А в чем их различие?

- Как же умножить натуральное число на 10, 100, 1000

- Кто найдет значение следующего выражения?

- Как вы думаете, как связаны эти примеры с темой нашего урока?

- Сформулируете тему урока, цель урока.

- Запишите в тетрадях Тема «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 …»

Почему возникли затруднения?

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

 4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Знакомство с правилом. Осмысление нового правила. Решение устных задач и обсуждение проекта её решения

Работа по группам

1-2 группа

Выполнить умножение столбиком

  0,3*10=                 0,25*100=                     0,412*1000=         

Проанализировать ответы.                            

3 группа

Учебник стр. 204 прочитать правило

Выполнить умножение

  0,3*10=                 0,25*100=                     0,412*1000=                                     

Проанализировать ответы.                            

4 группа

Дана дробь    4,000

Что произойдет с числом, если запятую перенести на 1 разряд вправо?

  _____________________

Число увеличится в _____ раз.

Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз?

 _______________      на 10.

Что произойдет с числом, если запятую перенести на 2 разряда вправо?

_____________________

Число увеличится в _____ раз.

Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 100 раз?

__________________ на 100.

Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100 и т.д.

Правило. Чтобы умножить десятичную дробь на разрядную единицу, достаточно перенести запятую в дроби на столько разрядов вправо, сколько нулей в разрядной единице.

        Если в десятичной дроби число разрядов справа от запятой меньше, чем нулей в разрядной единице, то справа к дробной части десятичной дроби можно дописать необходимое количество нулей.

Применяли правило умножения десятичных дробей на натуральное число. Озвучивают правило. Выявляют закономерность, делают выводы, формулируют новое правило.

Работа по учебнику с правилом.

Анализируют ответы

Число увеличится в _____ раз.

 _______________      на 10.

Число увеличится в _____ раз.

__________________ на 100.

Формулируют правило

Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: выстраивают логическую цепь размышлений, выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи, анализируют, сравнивают,

умеют вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 Физкультминутка

5. Первичное закрепление.

Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала.

Первичный

контроль усвоения.

- Проверим результаты

0,3*10= 3                0,25*100=25                     0,412*1000= 412      

Учебник, №1310(а), №1311 стр. 204

 

Ученик проговаривает правило по шагам, применяя его к заданию.

Ученики в группах выполняют задание. По истечении 5-6 минут представитель из группы выносит результаты на доску. Когда все результаты на доске записаны, проверяем вместе, всем классом.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: Ученик владеет способами решения проблемы,

может проанализировать ход и способ действий.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа

действия и его

результата с заданным

эталоном с целью

обнаружения

отклонений и отличий

от эталона;

-коррекция - внесение

необходимых

дополнений.

Задание на дом

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Запишите дом.задание.  Выучить правило, с. 204, № 1331, №1333 на выбор

Записывают задания в дневник.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Самостоятельная работа, слайд№21,

самопроверка слайд №22.

Проговаривают новые правила про себя.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Создать положительный эмоциональный фон, способствовать развитию у детей интереса к урокам.

Посмотрите на доску, прочитайте задание.

На какие группы можно разделить данные выражения?

-Найдите из набора заданий только те, которые относятся к теме нашего урока.

  -Прочитайте, решите.

97,5 • 100 =9750

0,019 • 1000=19

37,814 • 23=869,722

218,01+29,9 = 247,91

10,578 • 10=105,78

А теперь те, которые остались.

Предлагаю вам провести математическую эстафету. Капитаны каждой команды получают задания, раздают участникам.

1.6,789х7=47,523

2.5,236х8=41,888

3. 763500:100 =7635

4. 192:8=24

5. Винни - Пух съел 10 горшочков мёда, по 0,85 кг в каждом. Сколько кг мёда съел Винни – Пух?

0,85х10=8,5 (кг) – мёда

5баллов-кто решит первым, 4 балла -вторым, 3балла –третьим. За каждый правильно решённое задание -1 балл.

Подводим итоги.

Читают.

Находят.

Читают, решают.

Слушают, работают в паре.

Обмениваются заданиями и проверяют.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

 Осознание обучающимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и

 всего класса.

 Какую задачу ставили? 

Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? 

Какие получили результаты? 

Что нужно сделать ещё? 

Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем ещё надо поработать? 

- Слышим, как звенит звонок.

  Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта к уроку "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Технологическая карта урока по теме «Умножение десятичных дробей».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Умножение десятичных дробей».Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:- в личностно...

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Учитель: Кобзистый Анатолий Юрьевич, учитель математики СОШ № 660 ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробейТип урока: изучение нового материалаКласс: 5Дата проведения: 02.0...

Технологическая карта урока на тему: " Сравнение десятичных дробей" с самоанализом

Технологическая карта урока на тему: "Сравнение десятичных дробей" в 5 классе с самоанализом. Тип урока :" Изучение новых знаний" ....

Технологическая карта урока математики по теме "Десятичные дроби и действия с ними"

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий....