Рабочая программа по математике 5 класс ВиленкинН.Я.
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для учащихся 5 класса. На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 175 часов за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_5_kla_vilenkin.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Согласовано Утверждено
Руководитель МО Директор школы
( Тимофеева М.Н.) (Сергеева И.Е.)
Протокол № 1 Приказ № 264
от 30 августа 2021г. от 30 августа 2020 г
Рабочая программа по математике
5 «Г», «Д», «К» классы
Учитель математики Сайфиева А.Р.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для учащихся 5 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015года №1577 "О внесении изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1577.
- Учебного плана и ООП ООО МКОУ «Колодезянская СОШ»;
- Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2014.
Место предмета.
На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, итого 175 часов за учебный год. В конце года предусмотрен резервные уроки, которые используется для решения практико- ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов дискуссий. Предусмотрены 13 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Выпускник получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Содержание учебного предмета (175 часа)
1.Повторение курса начальной школы (5 часов)
2. Натуральные числа и шкалы(14 часов)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
3.Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часа)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
4.Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
5.Площади и объемы (15 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
6. Обыкновенные дроби (25 часов)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
7.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 часов)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей
8.Умножение и деление десятичных дробей (28 часа)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
9. Инструменты для вычислений и измерений (13 часов)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
10.Повторение. Решение задач.(10 часов)
Тематическое планирование
Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1. Повторение курса начальной школы | 6 | Выполнять арифметические действия с натуральными числами. Проверять правильность вычислений. Решать примеры на сложение, вычитание, умножение и деление. Решать несложные текстовые задачи. |
2. Натуральные числа и шкалы | 10 | Описывать свойства натурального ряда чисел. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами. Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки. Сравнивать натуральные числа. |
3. Сложение и вычитание натуральных чисел | 18 | Формулировать свойства сложения и вычитания натуральних чисел. Записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений , формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстове задачи с помощью составления уравнений. |
4. Умножение и деление натуральных чисел | 25 | Заменять действие умножения сложением и наоборот. Находить неизвестные компоненты умножения и деления. Умножать и делить многозначные числа столбиком. Выполнять деление с остатком. Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. Решать уравнения, которые сначала надо упростить. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. Вычислять квадраты и кубы чисел. Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). |
5. Площади и объемы | 17 | Читать и записывать формулы. Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. Решать задачи, используя свойства равных фигур. Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. |
6. Обыкновенные дроби | 28 | Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. Понятия правильной и неправильной дроби. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. Распознавать и решать три основные задачи на дроби. Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. Выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. Складывать и вычитать смешанные числа. |
7. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 20 | Иметь представление о десятичных разрядах. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. Изображать десятичные дроби на координатном луче. Складывать и вычитать десятичные дроби. Раскладывать десятичные дроби по разрядам. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. |
8. Умножение и деление десятичных дробей | 29 | Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. |
9. Инструменты для вычислений и измерений | 13 | Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. Вычислять проценты с помощью калькулятора. Распознавать и решать разные виды задач на проценты: находить проценты от числа, число по его процентам. |
10. Итоговое повторение курса математики 5 класса. | 10 | |
Итого | 175 |
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр.раб. |
I | Повторение курса математики начальной школы | 6 | 1 |
II | Натуральные числа и шкалы | 10 | 1 |
III | Сложение и вычитание натуральных чисел | 18 | 2 |
IV | Умножение и деление натуральных чисел | 25 | 2 |
V | Площади и объемы | 17 | 1 |
VI | Обыкновенные дроби | 28 | 2 |
VII | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 20 | 1 |
VIII | Умножение и деление десятичных дробей | 29 | 2 |
IX | Инструменты для вычислений и измерений | 13 | 2 |
X | Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся | 10 | 1 |
Итого | 175 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
Лист корректировки рабочей программы.
Название раздела темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК ВИЛЕНКИН Н.Я. 5-6 КЛАСС
Данная программа разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, расчитана на 6 часов в неделю, за год 204 часа...
Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:· Федераль...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа по математике УМК Виленкин 5 класс
Рабочая программа по математике УМК Виленкин 5 класс...
Рабочая программа по математике УМК Виленкин 6 класс
Рабочая программа по математике УМК Виленкин 6 класс...
Рабочая программа по математике 5 Виленкин Н.Я.
Рабочая программа по математике 5 класс на основе авторской программы Виленкина Н.Я....
Рабочая программа по математике ФГОС Виленкин
Рабочая программа по предмету математика для 5 класса разработана на основе:1. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Детский дом-школа №95»;2....