Конспект урока математики в 9 классе (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».
план-конспект урока по математике (9 класс)
Открытый урок по математике для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проведён в рамках предметной недели по математике для учащихся 9 класса. Тема урока "Объём прямоугольного параллелепипеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike.docx | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Волжская школа-интернат»
Конспект урока математики в 9 классе
(для учащихся с интеллектуальными нарушениями).
Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда».
Дата проведения: 10.03.2021
Подготовила и провела: Сазонова Елена Николаевна, учитель математики, учитель - олигофренопедагог.
Цель урока:
- Образовательные: Закрепить знания учащихся об элементах прямоугольного параллелепипеда; понятия объема и формулы объема прямоугольного параллелепипеда; отработать умение решать задачи практического содержания, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Коррекционно-развиваюшие: Развитие мыслительных процессов, речи.
- Воспитательные: Формирование положительной мотивации к учению, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в жизни.
Ожидаемые (планируемые) результаты.
Предметные: учащиеся закрепят умения выполнять устно и письменно действия с числами и десятичными дробями, применять формулу вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда в решении задач.
Познавательные: учащиеся получат возможность научиться осознанно и самостоятельно выбирать наиболее эффективный способ решения задач.
Регулятивные: учащиеся учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль.
Коммуникативные: учащиеся учатся отвечать на вопросы, формулировать ответ.
Личностные: у учащихся будет сформирована ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
События связанные с 10 марта.
Сегодня 10 марта. 69 день по григорианскому календарю. До конца года 296 дней.
С 8 марта началась Масленица.
Чтобы удача не покидала человека весь год, проводить зиму и встретить весну нужно весело.
Сегодня среда – «Лакомка».
Масленичную среду принято называть также «тещиными блинами».
Именно в среду зять отправляется к теще на блины.
Приметы на Масленицу
Чем больше блинов в доме испекут на Масленицу, тем богаче в доме станет.
Кто на Масленицу на угощения скупится, тот за год разорится.
Если на Масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки.
На Масленицу старое простить – в жизнь новое впустить.
- Актуализация знаний. Подведение к теме урока
На 7 сентября установлена одна из памятных дат Организации Объединённых Наций, которая носит название – Международный день чистого воздуха для голубого неба (International Day of Clean Air for blue skies). В 2020 году она отмечается впервые.
Памятная дата призвана обратить внимание всех стран мира на проблему загрязнения воздуха. Учёные медики подтверждают, что до трети причин смертей человека от инсульта, хронических респираторных заболеваний, рака лёгких и даже сердечно-сосудистых заболеваний обусловлены именно загрязнённым состоянием атмосферы.
Воздух – один из тех источников жизни, без которого эта жизнь угасает мгновенно.
"Математика как воздух нам нужна"
А как вы думаете, нужен ли воздух при изучении математики? И какой должен быть воздух?
Давайте почувствуем это. Представьте лето . Жара. Мы в переполненном автобусе. Душно. Кислорода мало. Вокруг неприятные запахи. Температура воздуха высокая, мы все потные.
Что мы чувствуем?
А теперь окажемся на берегу моря, реки, океана. Дует прохладный ветер. Воздух свежий, чистый, прозрачный. Что мы чувствуем сейчас?
Где человеку лучше? Там где свежий воздух.
Вывод. Для человека важен не просто воздух, а свежий воздух.
Воздух необходим для всего живого на планете. Без воздуха нет жизни, поэтому он должен быть чистым.
Давайте этот вывод оставим в голове.
А поговорим о воздухе и математике. (Грязный воздух мешает математике.)
Факты о воздухе.
- Ежедневно человек вдыхает около 20 кг воздуха.
А сколько кг воздуха вдыхает 2 человека, 10 человек?
- Около от 20 кг всего вдыхаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.
Сколько кг идёт на питание головного мозга?
- Ежеминутно 10 человек вдыхает около 50 литров воздуха.
Сколько воздуха вдыхает один человек?
- Человек может обходиться без еды 30 дней, без воды 10 дней, а сколько времени может человек обходится без воздуха?
(5 мин)
- В 2010 году Стиг Северенсен поставил рекорд, пробыв под водой более …….
Посчитайте, сколько он пробыл под водой, если его время в 4 раза больше ?
И ещё несколько фактов
- Внутри помещений воздух в среднем в 25-30 раз грязнее, чем на улице.
- Среди всех стран мира в среднем самый грязный воздух наблюдается в Китае, а самый чистый — в Швейцарии .При этом местом с самым чистым на Земле воздухом считается австралийский остров Тасмания.
- При каждом вдохе в наши лёгкие попадают пыльца, пыль, плесень, бактерии, и другие мелкие частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии.
А как вы думаете изменился ли воздух в помещении класса после начала урока?
Учёные обнаружили такие факты: в классе, если помещение не проветривать, углекислого газа к 11 часам утра становится почти в 3 раза больше, чем перед началом занятий.
Количество ошибок к концу занятий в таком помещении увеличивается в 2 – 2,5 раза!
В непроветриваемом классе самочувствие учеников ухудшается, работоспособность уменьшается, ребята часто отвлекаются, появляются жалобы на головную боль.
А как узнать хватит нам свежего воздуха до конца урока или надо будет открыть форточки?
Итак, наша задача на уроке определить необходимый объем приточного воздуха в помещении.
При каждом вдохе здоровый взрослый закачивает в легкие примерно 0,5 л воздуха. В среднем в минуту совершается 15 - 16 вдохов, следовательно, всего лишь за минуту через органы проходят 8-9 л, за час – около 500 л, за сутки – 12 000 л или 12 кубометров воздуха. Такой объем весит 14 кг.
ВЫВОД: За час 540 , 0,54 объём воздуха который не ухудшает самочувствия человека. На свежем воздухе.
Но в помещениях нормы изменяются.
Условия микроклимата | Жилые и спальные комнаты, расход наружного воздуха ( в с на 1 человека) | Жилые и спальные комнаты, расход наружного воздуха ( в ч на 1 человека) |
Повышенные | ||
Оптимальные | ||
Допустимые |
Очевидно, что он будет зависеть от ОБЪЁМА воздуха в помещении класса и количества людей здесь присутствующих.
Чтобы нам это узнать, давайте повторим с вами все знания объёма.
- Повторение правил. Проверка понимания изученного.
Параллелепипеды бывают разные, но мы сегодня будем говорить о прямоугольном параллелепипеде. С ним вы знакомы.
Какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда?
Давайте вспомним всё, что мы знаем про прямоугольный параллелепипед.
Перед вами прямоугольный параллелепипед. Это геометрическое тело, многогранник ограниченный прямоугольниками.
- А как называются прямоугольники у параллелепипеда? (грани)
- Сколько граней у параллелепипеда? (6)
- Как называется нижняя грань? (нижнее основание)
- Как называется верхняя грань? (верхнее основание)
- Как называются отрезок, общий для двух граней параллелепипеда? (ребро)
- Сколько рёбер у параллелепипеда? (12)
- Как называется точка, в которой сходятся три ребра параллелепипеда? (вершина)
- Сколько вершин у параллелепипеда? (8)
У прямоугольного параллелепипеда шесть граней, двенадцать рёбер и восемь вершин.
Но разную длину могут иметь лишь 3 ребра. Их называют измерениями параллелепипеда.
Что это за измерения? (длина, ширина и высота)
Каждое тело имеет объем, который можно измерить с помощью выбранной единицы. Объем – положительное число, которое показывает, сколько единиц измерения объемов и частей единицы содержится в данной части.
Объём это количественная характеристика пространства, занимаемого телом. Объём тела определяется его размерами и формой.
Объём обозначают латинской буквой V. На латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём.
На Руси в качестве единицы объёма использовали кадь (14 пудов пшеницы), позже за единицы объёма принимали бочку, ведро, четверик, четверть, стакан, бутылку. При этом 1 бочка была равна 40 вёдрам, 1 ведро -20 бутылкам, 1 четверик -25 литрам, 1 четверть- 200 литрам.
В настоящее время при измерении объёма в качестве единицы измерения берётся куб, ребро которого равно единице измерения длины. Такие меры называются кубическими.
Задание №1
Вспомним соотношение мер объёма
Вспомним соотношения мер объёма
=
=
=
Единицы объёма имеют и другие названия.
Задание №2
Найдите ошибки
=
=
Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда умели уже в древней Греции во времена Архимеда.
Видео сюжет.
Архиме́д (др.-греч. Ἀρχιμήδης; 287—212 годы до н. э.) — древнегреческий учёный и инженер. Родился и бо́льшую часть жизни прожил в городе Сиракузы на Сицилии.
Зако́н Архиме́да — один из законов статики жидкостей (гидростатики) и газов (аэростатики): на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая или подъёмная сила, равная весу объёма жидкости или газа, вытесненного частью тела, погружённой в жидкость или газ. Закон открыт Архимедом в III веке до н. э. Выталкивающая сила также называется архимедовой или гидростатической подъёмной силой.
С жизнью Архимеда связаны несколько легенд. Широкую известность получил рассказ о том, как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона полностью из золота, выданного царём для этого заказа, или нанятый ювелир сжульничал, подмешав в расплав серебро. Размышляя о поставленной задаче, Архимед пришёл в баню и, погружаясь в ванну, обратил внимание на поведение уровня воды. В этот момент его осенила идея о приложении вытесняемого объёма к весу, которая легла в основу гидростатики. С криком «Эврика!» Архимед выскочил из ванны и голым побежал к царю. Сравнив объёмы воды, вытесненные короной и слитком золота равного с ней веса, учёный доказал обман ювелира.
А как вычисляется объём прямоугольного параллелепипеда? ( по формуле)
Какие измерения необходимо выполнить или знать, чтобы вычислить объем куба? (длина, ширина, высота, или глубина)
(Объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется, как произведение a на b и на c. При этом мы считаем, что длина, ширина и высота выражены натуральными числами и измерены в одинаковых линейных единицах.)
Эта формула будет верна и при дробных a, b и c.
V = a ∙ b ∙ с
Задание №3
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 5 см, 4см, 2 см.
МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ !
Упражнения для легких
Дыхательные упражнения – хороший способ укрепить и поддержать легкие как после COVID-19, так и после любых пневмоний в процессе реабилитации. Возможны занятия и в острый период дыхательных инфекций, но требуется дополнительная консультация вашего лечащего врача.
1. Дыхание по методу Бутейко
Оно заключается в том, чтобы периодически задерживать дыхание и медленно выдыхать. Схема такая:
- 2 секунды вдох;
- 4 секунды задержка дыхания при наполненных легких;
- 4 секунды выдох.
Это дыхание оптимально не только для развития легких, но и для стабилизации нервной системы, повышения спокойствия. Его же, только с более длительными этапами, можно использовать тем, кто страдает бессонницей и перед сном не может расслабиться. Около 7-10 подходов помогут настроиться на отдых.
2. Дыхание с ритмичными поворотами головы
Поворачивать голову влево – и сделайте короткий, шумный вдох только носом. Вдох должен быть именно коротким, при котором вы наберете чуть-чуть воздуха в легкие, а не резким, когда вы быстро наполните все легкие.
Дальше схема такая: после короткого вдоха голову нужно повернуть вправо (не останавливаясь) и вдохнуть еще чуть-чуть – еще один короткий вдох, но не до полных легких. Повторите это действие снова – и так 4-6 раз до полного наполнения легких: каждый маленький вдох с новым поворотом головы. Затем верните голову в исходное положение и медленно выдохните.
IV. Проектирование новых знаний. Обобщение и систематизация.
Решение задачи.
Вернёмся к началу урока и вспомним какую задачу мы поставили ?
Узнать хватит ли нам свежего воздуха?
Давайте составим задачу. Вспомогательные вопросы для составления задачи.
Какую форму имеет класс? (прямоугольный параллелепипед)
Из предыдущих уроках мы знаем,
что длина класса - 5 м,
ширина класса –6 м,
высота класса- 3м. ( «Технический паспорт»)
Сколько человек в классе? (13+…..)
Начнём с условия задачи.
Класс имеет длину - 5 м, ширину - 6м, высоту- 3 м. В классе ….. человек.
Вопрос задачи.
Найдите количество воздуха в классе приходящегося на одного человека?
Задача.
Класс имеет длину - 6,5 м, ширину - 6 м, высоту- 3 м. В классе ….. человек. Найдите количество воздуха в классе, приходящегося на одного человека?
Составляем план решения задачи.
Для начала необходимо вычислить общий объем помещения в метрах кубических, используя формулу объёма.
Решение задачи. Запись задачи в тетради и на доске.
Как избавиться от углекислого газа в помещении?
Ученые советуют делать сквозное проветривание путем открывания форточек или фрамуг и дверей в перерывах между уроками, до начала занятий.
Проветривая помещение, необходимо придерживаться следующих требований.
Наружная температура, 0С | Длительность проветривания помещений в малые перемены (мин) | Длительность проветривания помещений до уроков, или в большие перемены (мин) |
От + 10 до + 6 От + 5 до 0 От 0 до – 5 От -5 до – 10 Ниже – 10 | 4-10 3-7 2-5 1-3 1-1,5 | 25 – 35 20 – 30 15 – 25 10 – 15 5– 10 |
V. Контроль и самоконтроль, коррекция .
Самостоятельная работа (дифференциация учащихся на группы по уровню обучения).
I группа учащихся (учатся на «4-5») | II группа учащихся (учатся на «3-4») | III группа учащихся (учатся на «3») |
Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина125 м, ширина 38 м, высота 1,2 м. | Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина12 м, ширина 8 м, высота 2 м. | Вычислите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 5 м, ширина 4 м, высота 2 м. |
125х38х1,2 | 12х8х2 | 5х4х2 |
VI.Итог урока. Рефлексия.
Продолжите фразу:
- Я сегодня на уроке узнал про……
- Свежий воздух - это…….
- На уроке лучше всего у меня получалось…….( устные ответы, решение примеров, нахождение объёма, решение задачи)
- Своей работой я……(доволен, недоволен)
- Сейчас у меня настроение…… ( лучше чем до урока, хуже чем до урока)
- Кого бы вы хотели похвалить?
Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знания будут вам впрок. Пусть вам пригодятся все знания объема, когда вы ремонт затеете дома, когда собираете в путь чемодан, когда задвигаете в угол диван, когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”.
Удачи! Хорошего здоровья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода».Тема:«Пропорции».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема: «Пропорции»....
План-конспект урока в 5 классе (автор учебника- Верещагина И.Н.) Тема урока - "Мир в опасности".
План- коспект урока в 5 классе (автор учебние Верещагина И.Н.) Тема урока- "Мир в опасности". Цели урока: развитие монологической речи по теме "Проблемы окружающей среды"; расширение лексического запа...
Конспект урока в 5 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Сезонная одежда и обувь"
Конспект урока в 5 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Сезонная одежда и обувь"...
Конспект урока в 8 классе по чтению и развитию речи . Тема урока: «А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ...
Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....
Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»
Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы: системно-деятельностный, пробле...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...