Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
( для учащихся 7 - 9 классов)
Тема урока: « Слова – «приятели»
Тип урока: проверка знаний, умений, навыков
Цели:
- проверка знаний, умений, навыков по теме;
- расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь синонимов,
активизация словарного запаса;
- развитие языкового чутья, памяти, связной речи;
- воспитание любви к русской речи.
Оснащение:
- презентация (экран, проектор, указка, стол, компьютер)
- таблицы, тексты
- степлер
- доски с магнитами
- карточки с буквами из пластилина
- платки для завязывания глаз
- артисты в роли волка, лисы, медведя, зайца.
Ход урока
1. Организационный момент. | |
Речь и действия учителя | Речь и действия учащихся |
- Каждый день – всегда, везде: На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Все ли готовы? Проверьте, включены ли ваши слуховые аппараты. 1. Речевая разминка ( на экран выводится стихотворение) Бураны, вьюги, метели… Как много с ними канители. Как много шума, толкотни, Как надоели мне они. - Прочитайте это стихотворения про себя. Теперь прочитайте его все вместе, выразительно. Прочитайте первую строчку. - Похожи ли эти слова внешне?
- Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный набор букв. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран? ( на экран выводятся слова метель, вьюга, буран) - Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем слова – « приятели» ( на экране появляется таблица СЛОВА – « ПРИЯТЕЛИ») - Скажите, на какой вопрос отвечают слова «буран», «метель», «вьюга»? - Что они обозначают? - Верно, слова- «приятели» могут обозначать предметы. - Слова, обозначающие предметы как называются? 2. Проводится игра « Почувствуй букву». ( на карточках из картона из пластилина помещены буквы, детям завязывают глаза и просят почувствовать и угадать букву) - А сейчас послушайте сказку. Рос дуб. Дуб был большой, огромный, громадный, гигантский. (на экран проецируются слова - дуб, большой, огромный, громадный, гигантский) Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. (на экран проецируются слова - заяц, трусливый, боязливый, несмелый) Хитрая, лукавая, плутоватая – лиса (на экран проецируются слова - лиса, хитрая, лукавая, плутоватая) Злой, сердитый, коварный – волк. (на экран проецируются слова – волк, злой, сердитый, коварный) Неуклюжий, неловкий, косолапый медведь. (на экран проецируются слова – медведь, неуклюжий, неловкий, косолапый) - Они были разные, но дружили. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем. ( трое из зверей держат сердцевины цветов, на который написаны слова: Маленький Смелый Морозная (учащимся раздаются лепестки, на который написаны слова): крошечный ледяная небольшой храбрый мужественный холодная неустрашимый отважный карликовый бесстрашный мерзлая ледяная - Поляна получилась красивая, прекрасная, живописная. ( на экране появляются слова – поляна, красивая, чудесная, прекрасная, живописная). - На какой вопрос отвечают эти слова? - Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? - Слова- «приятели» могут обозначать признаки предмета. - Как называются слова, обозначающие признаки предмета? 3. Работа с текстом - Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться. ( на экране появляется текст: Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.) - Прочитайте текст. Заменим выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок. ( на экране появляются слова – ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе) - Прочитаем получившийся рассказ: Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе. - На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал», « торжествовала», «веселился»? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что делал? Что делает? - Значит слова- «приятели» могут обозначать действия предмета. - Как называются слова, обозначающие действие предмета? 4. Проводится игра «Найди пару» (на экран выводятся две колонки со словами) Воин печальный Грустный аккуратный Чистый боец
Прыгать сказать Говорить скакать - Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой колонки. | - Мы готовы. ( учащиеся последовательно выполняют каждое задание) - Нет, не похожи. ( Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос устно, дактильно. В особо трудных случаях учащиеся могут помогать себе жестами). - Эти слова отвечают на вопрос «что»? - Предметы. - Слова, обозначающие предметы, называются существительными. (учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е.правильно подобрать синонимы, а звери закрепляют лепестки степлером). - Какая? Какое? Какой? - Эти слова обозначают признаки. - Слова, обозначающие признаки предмета, называются прилагательными. (идет поиск и замена слов) Учащиеся читают: - Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе. - Эти слова отвечают на вопрос: Что делал? Что делала? - Они обозначают действие предмета. - Слова, обозначающие действие предмета, называются глаголами. Учащиеся выполняют задание. |
2. Итог занятия. | |
- С какими словами мы познакомились? - На какие вопросы могут отвечать эти слова? - Какими членами предложения могут быть «слова-приятели»? - Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. | Учащиеся отвечают на вопросы. |
3. Домашнее задание. | |
- Вы получили карточки со словосочетаниями. Впишите в другой столбик «слова-приятели». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Лексическое значение слова"
«Существует несколько способов объяснения лексического значения слова:1). Рисунок.2). Подбор синонимов.3). Краткое толкование....
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Конспект урока русского языка в 8 классе . Тема урока: Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры....
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Морфемика. Корень слова»
Данный урок предполагает дать учащимся возможность систематизировать знания по теме "Морфемика", проверить прочность знаний данной темы, убедить в необходимости понимания изученного материал...
План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: "Части слова и орфограммы в них".
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.Способствовать развитию орфографической зоркости через...
Урок по русскому языку в 5 классе. Тема: Морфемный разбор слова.
Урок «открытия» нового знания расширяет представления обучающихся о морфемном разборе слова....