Конспект урока в 8 классе по чтению и развитию речи . Тема урока: «А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
план-конспект урока (8 класс) на тему
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_a.pushkin_nyane.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе по чтению и развитию речи .
Тема урока: «А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
Цель урока: рассказать о роли Арины Родионовны в жизни и творчестве А.С.Пушкина, познакомить со стихотворением А.С.Пушкина «Няне».
Задачи:
Образовательные: учить вслушиваться в поэтическое слово, понимать его смысл и многозначность, донести до детей суть взаимоотношений А.С.Пушкина и няни, женщины с истинно русской душой, обратить внимание на народность, образность языка поэта.
Коррекционно- развивающие: развивать память, речь, мышление, пополнять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта, заботу и любовь к ближнему.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование: презентация к уроку, портрет Арины Родионовны, романс Г Свиридова на стихотворение А.Пушкина «Няне» в исполнении Д.Хворостовского ( фонограмма ).
Ход урока.
Слайд 1. ( Тема урока ).
Слайд 2.
Эпиграф: Да будет же ей, этой няне от лица русского общества вечная благодарная память. ( И.С.Аксаков ).
I.Организационный момент.
II.Сообщение цели и задач урока.
III.Вступительное слово учителя. (Слайд 3 ) Портрет няни.
Учитель. Арина Родионовна… Простая русская женщина, имя которой известно каждому школьнику. Не красавица, не звезда, как принято сейчас называть прославленных людей, не отважная героиня, совершившая подвиг. Она выпестовала великого поэта, который стал национальной гордостью, воплощением русского духа- Александра Сергеевича Пушкина. Это о ней он написал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Свирель, ставшая символом вдохновенной поэзии Пушкина, подарена ему еще во младенчестве его няней, которая владела богатейшими сокровищами народной речи:
Слайд 4.
Мастерица ведь была
И откуда что брала?
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
IY.Рассказ об Арине Родионовне.
«Арина Родионовна- была музой А.С.Пушкина. Рядом с ней определилось и окрепло слово зрелого Пушкина. Она ввела русскую песню и русскую сказку в его опыт и душу. Когда Пушкин еще не умел читать, она питала его творческий дар; и она была его первой слушательницей, когда к нему пришла зрелость. Его русская речь во многом воспитана ею»,- пишет известный пушкинист В.С.Непомнящий.
Еще Арина Родионовна была наделена величайшим даром, каким только может обладать человек,- даром любви и преданности.
Слайд 5.
Учитель. Арина Родионовна любила всю семью Пушкиных, которым принадлежала как крепостная крестьянка, вынянчила мать поэта Надежду Осиповну и троих ее детей- Ольгу, Александра и Льва. А когда ей в 1799 году Мария Алексеевна Ганнибал ( бабушка будущего поэта ) предложила вольную, она отказалась ( «На что мне, матушка, вольная…» ), будто знала о той великой миссии, которую ей предстояло выполнить: ведь именно в этот год родился Александр Сергеевич, ставший ее любимцем.
Слайд 6. ( Строки из писем Арины Родионовны к Пушкину ).
Учитель. К нему обращены трогательные строки ее письма: «…вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю…
Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава Богу, здорова, цалую (авторское ) ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
Слайд 7.
Учитель. И поэт любил ее всей душой, любил ее родственной, неизменной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. Михайловский крестьянин вспоминал: «Он все с Ариной Родионовной, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть: «Здорова ли мама?» Он ее все мамой называл. А она ему бывало, эдак нараспев:»Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?»- Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила».- И уже чуть старуха занеможет там что ли, он уж все за ней».
Слайд 8.
Учитель. Няня вводила его в мир старины и народных преданий, пела ему песни и сказывала сказки. Поэту было интересно, как няня воспринимала написанное им.
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Слайд 9.
Учитель. В дни изгнания Арина Родионовна заменила ему и семью, и друзей, и возлюбленных. Она утешала, поддерживала и вдохновляла его. И здесь, в Михайловском, рядом с «наперсницей волшебной старины». Любящей и заботливой, окреп его гений и подарил нам много произведений стихотворения «Роняет лес багряный свой убор…», «Зимний вечер», «Пророк» и др. Здесь со слов няни поэт записал сказки: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и работнике его Балде».
Слайд 10.
Учитель. Поэт Николай Языков, как и его друг Пушкин, восхищался няниной речью и посвятил Арине Родионовне стихотворение, в котором писал:
Ты занимала нас- добра и весела-
Про стародавних бар пленительным рассказом;
Мы удивлялися почтенным их проказам.
Мы верили тебе- и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал.
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!
Учитель. Но, наверное, самые задушевные и трогательные строки, посвященные няне, мы читаем в незаконченном стихотворении «Няне».
Y.Работа над стихотворением «Няне».
Слайд 11. ( Показ видео. Чтение стихотворения «Няне». )
Слайд 12.
Вопросы:
1.Какое чувство пронизывает стихотворение?
( Дети говорят о любви и нежности поэта к своей няне ).
2.Прочитайте строчки, в которых особенно ярко выражены эти чувства.
3.Подумайте, что прочитывается за задушевными, нежными обращениями «подруга дней моих суровых,/Голубка дряхлая моя».
( Слово подруга свидетельствует о дружеских, теплых отношениях няни с поэтом, а уточнение дней моих суровых- о том, что няня разделила с поэтом тяжелые для него времена, помогла преодолеть их, справиться с трудностями. В обращении же голубка чувствуется нежность поэта: ведь так называют только очень близких, дорогих людей. То есть уже самые первые строчки стихотворения позволяют нам понять, какими были отношения поэта и старой няни. )
4.Какие картины представляются вам при чтении произведения. Опишите их.
( Чаще всего ученики рисуют няню «под окном своей светлицы». За окном уже темнеет, но няня не зажигает лучины: она всматривается вдаль. Вспоминаются строчки из «Сказки о мертвой царевне»:
Ждет- пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи…
В руках у нее вязание, но спицы то и дело замирают, а клубок падает с колен на пол, где его тут же подхватывает серый кот. Но няня не замечает, как кот путает нитки: мысли ее далеко…
Некоторым ребятам у темного окна представляется и сам поэт: он видит, как метет снег, слышит, как завывает ветер.
На подоконнике горит свеча, потрескивает. Поэт смотрит сквозь ее пламя в окно и представляет далекую свою деревню, нянину светелку, где он так любил слушать сказки, и саму няню, тоскующую по своему питомцу.
Другие дети описывают маленькую избушку, полузаметенную снегом, с сугробом у крыльца. Она окружена высокими соснами, кажется затерянной в лесу, и только слабое мерцание огонька в окне говорит о том, что в избушке кто- то живет, кто- то не спит и кого- то ждет. Ярко светят зимние звезды, тихо, только где- то далеко слышен лай собаки.)
5.Какой вам видится сама няня?
( Няня старенькая, ее лицо в морщинах, глаза немножко слезятся, потому что старушка все время всматривается в темноту. Из- под платка выбились седые волосы. Няня вяжет, старается уйти от грустных мыслей, но они все равно приходят, потому что она давно не видела своего любимца и скучает по нему. )
6.Прочитайте те строчки стихотворения, которые дают нам представление о том, как тоскует няня, как сильна нянина тоска. Какие слова особенно передают это чувство?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…», «забытые вороты», «черный отдаленный путь», «горюешь, будто на часах», «тоска, предчувствия, заботы…»
7.Подумайте, почему нянино ожидание охарактеризовано такими словами: «горюешь, будто на часах».
Объяснить выражение учащимся.
Стихотворная строчка Пушкина отсылает нас к выражению «стоять на часах», то есть быть часовым, нести службу в карауле. Значит, слова «горюешь, будто на часах» рассказывают нам о том, что няня много времени проводит у окна «своей светлицы», ожидая приезда поэта; время тянется долго, как во время караульной службы, а долгожданного гостя все нет и нет. Ведь не зря же сказано: «Давно, давно ты ждешь меня», а ворота в усадьбу названы забытыми.
8.Почему «медлят поминутно спицы» в няниных руках?
( Замирают они в тот момент, когда няня вспоминает Александра Сергеевича, когда возникает в ее памяти какой- то момент, связанный с ним. Тогда старушка улыбается или смахивает слезу. А может быть, она думает, где он сейчас, не случилось ли с ним какой беды, не обидел ли кто, не заболел ли… Вот тогда «тоска, предчувствия, заботы теснят» сердце няни…)
9.Почему ей путь за забытыми воротами кажется «черным, отдаленным»?
( Когда долго смотришь в одну точку и думаешь только об одном, все становится одноцветным до того момента, пока не увидишь на дороге то, что ожидаешь. А может быть, это время распутицы- поздняя осень или ранняя весна, когда проселочные дороги становятся вязкими от грязи, черными и порой даже непроезжими. Тогда одиночество и тоска чувствуются сильнее )
10.Какие слова стихотворения усиливают мотив одиночества?
( «Одна в глуши лесов сосновых…» Они создают ощущение заброшенности, оторванности от мира и прежде всего от любимого человека. )
Слайд 13.
Учитель. Арина Родионовна действительно очень тяжело перенесла разлуку с поэтом, когда в августе 1826 года его неожиданно по царскому приказу увезли в Москву. Друг Пушкина Антон Дельвиг писал ему: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобою». Один из крестьян рассказывал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет».
Слайд 14.
Учитель. Радости няни не было предела, когда осенью этого же года он приехал в Михайловское. Оттуда он писал своему другу П.Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни- ей богу приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждения, самолюбия, рассеянности и пр.»
Последний раз Пушкин видел свою няню в сентябре 1827 года в Михайловском. После этого она не прожила и года и 31 июля 1828 года отошла в мир иной.
Слайд 15.
Учитель. Пушкин и его друзья с грустью восприняли смерть Арины Родионовны. Особенно тяжело было поэту, когда он приезжал в Михайловское, где не было уже старой няни, которая всегда ждала его и радовалась его приезду больше всех. В 1835 году он писал жене: «В Михайловском нашел я все по- старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей…»
Уж старушки нет- уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора!
Какое горькое чувство утраты слышится в этих словах!
YI.Рассматривание миниатюры к стихотворению «Няне» палехского художника К.Бокарева.
Слайд 16.
Учитель. Каким образом передана здесь тоска няни по своему любимому Александру?
Няня сгорбилась на маленьком стульчике, подперла рукой подбородок и неотрывно смотрит вдаль, ожидая своего любимца.
Какое настроение вносят в миниатюру изображение погоста (кладбища ), монастыря, саней с гробом?
Они усиливают печаль, помогают нам угадать невеселые нянины мысли, почувствовать ее тоску. Будто она предчувствует судьбу поэта…
Погост и храм изображены здесь не случайно. Это Святогорский монастырь, расположенный неподалеку от Михайловского, где не раз бывал Пушкин, когда находился в ссылке, и куда был привезен гроб с его телом. Здесь и покоится прах великого поэта. ( Слайд 17 ). Таким образом, миниатюра рассказывает не только о няниной тоске, но и о посмертной судьбе ее воспитанника.
Слайд 18.
(Памятник «Пушкин и крестьянка» .Скульптор Олег Комов. )
Учитель. В Пскове в1983 году поставлен памятник, который официально называется «Пушкин и крестьянка», а народ дал ему другое название- «Пушкин и Арина Родионовна».
Как вы думаете, почему народ увидел в этой крестьянке Арину Родионовну? Какой она изображена? А каким мы видим поэта? Что объединяет их?
( Это очень простая русская женщина, немолодая уже, черты ее лица чем- то напоминают черты няни на портрете. Она задумчива, усталые руки сложены на коленях, глаза устремлены куда- то далеко. Может быть, она только что закончила сказывать сказку или допела народную песню и смолкла. Лицо ее просветлено и спокойно. Ей хорошо рядом с поэтом. Поэт тоже задумчив. Возможно, в его мыслях рождается замысел будущего произведения, навеянного няниными рассказами, и он тоже мыслями далеко- далеко… И ему хорошо рядом с близким и родным человеком.
«Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарная память»,- сказал писатель И.С. Аксаков.
Слайд 19.
Стихотворение «Няне» положил на музыку композитор Георгий Свиридов. Давайте послушаем. (Слушается романс в исполнении Дмитрия Хворостовского ).
YII.Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали о жизни и творчестве Пушкина?
С каким произведением поэта познакомились?
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Няне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Урок чтения и развития речи . Тема:И.С. Соколов -Микитов "Весна"
Цель: Расширять круг знаний о приметах весны на основе текста.Задачи: Помочь понять, о каких новых приметах весны говорит автор, какие чувства взывает у ребят прилёт птиц, какие изменения произошли в ...
Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».
Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Урок литературы в 5 классе по теме: Биография А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне".
Урок литературы по технологии "Перевернутый класс" с использованием продуктивных технологий 21 века....
Чтение и развитие речи Тема урока: Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» 6 класс
Урок разработан для 6 класса обучающихся с умственной отсталостью, инте5ллектуальными нарушениями...