Разработка урока по теме "Степень числа"(5 класс). Учебник Г.В Дорофеев, Л.Г. Петерсон Математика. 5 класс.
методическая разработка по математике (5 класс)
План урока по теме "Степень числа"( 5 класс) составлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Степень числа" 5 класс | 35.1 КБ |
презентация "Степень числа" 5 класс | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Адиева Любовь Петровна
Место работы
МОБУ СОШ №10
Должность
Учитель математики
Предмет
математика
Класс
5 А
Тема и номер урока в теме
Степень числа (первый урок).
Базовый учебник
Г.В Дорофеев, Л.Г. Петерсон Математика. 5 класс. Часть 1 – М.: Мнемозина, 2013
Цели урока:
– сформировать понятие степени, способность к чтению, записи выражений со степенями, вычислению степеней чисел;
– повторить и закрепить смысл умножения натуральных чисел, понятия простого и составного числа, зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, тренировать вычислительные навыки, способность к анализу и решению задач
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «степень числа», «основание степени», «показатель степени»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию, делать выводы; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с самостоятельной работой, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Садитесь.(слайд 1)
Учитель: Математика наука не из легких. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Я желаю вам удачи!
Надеюсь, У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
На партах лежат «Оценочные листы», с которыми вы будете работать в течение урока, подпишите их. Критерии, как обычно, без ошибок - 5, одна ошибка - 4, две ошибки- 3, три и более- 2, в конце урока каждый получит оценку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель: Что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках?
- Мы узнали, что натуральные числа состоят из простых и составных чисел
Учитель: Какие числа называются простыми?
- Числа, имеющие только два делителя (единицу и само себя) называются простыми числами
Учитель: Какие числа называются составными?
- Числа, которые имеют больше двух делителей, называются составными
Учитель: Чему мы ещё научились?
- Мы научились раскладывать числа на простые множители
Учитель: Разложите на простые множители число 8, 35, 40
- 8=2*2*2, 35=7*5, 40=2*2*2*5 (слайд 2)
Учитель: Приведите пример числа, который можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых? трех одинаковых слагаемых? четырех одинаковых слагаемых? пяти одинаковых слагаемых
– 40=20+20; 50=25+25; 45=15+15+15; 40=10+10+10+10; 40=8+8+8+8+8; 45=9+9+9+9+9; 50=10+10+10+10+10; 55=11+11+11+11+11; y+ y+y+y
На доске должны появиться соответствующие равенства.
Учитель: Как короче можно записать получившиеся суммы?
( Учитель пишет по мере ответов учащихся).
- 20*2; 25*2; 15*3; 10*4; 8*5; 9*5; 10*5; 11*5; 4y
– А сумму n слагаемых, каждое из которых равно а?
- а·n
Учитель: Общий вид записи выглядит так:
а + а + … + а = а · n (слайд 3)
n раз
Учитель: Посмотрите на ряд выражений
5; 5*5; 5*5*5; 5*5*5*5; 5*5*5*5*5; ……..(слайд 4)
Учитель: Что интересного в данном ряду?
- Все выражения составлены из одинаковых цифр.
- В каждом следующем на один множитель больше.
Учитель: Сколько множителей содержит выражение, стоящее на 3-ем месте (3); на 15-ом (15), на 100-ом месте (100)
Учитель: А сможем мы записать в тетрадь выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-м месте.(!)
Ответы детей
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Учитель: Почему мы не сможем выполнить задание?
- В таком произведении будет 1000 множителей, которые не поместятся в тетрадях.
Учитель: Так какую же проблему урока нам предстоит решить?
- Как записать произведение множества одинаковых множителей
- Нужен новый способ записи произведения одинаковых множителей
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Ребята! Какие идеи, гипотезы, предложения есть по решению проблемы?
Учитель: Традиционную математическую запись придумать сложно, в математике принято записывать:
5=51 , 5·5=52
– Как записать следующие произведения?
5*5*5=53; 5*5*5*5=54; 5*5*5*5*5= 55
Учитель: Что означает 5 в каждой записи?
- Множитель.
Учитель: Что означают числа 2, 3, 4, 5?
- Количество множителей. (слайд 5)
Учитель: Записанные выражения в математике называются степенью числа. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Степень числа).
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Учитель пишет на доске)
Учитель: Сформулируйте цели нашего урока?
(Если учащиеся не смогут ответить, то напомнить, что мы делали, когда надо было записать сумму одинаковых слагаемых: придумали новый способ записи – сложения).
- Найти новый способ записи произведения одинаковых множителей, научиться использовать новую форму записи этого произведения, научиться вычислять степени чисел
Учитель читает выражение 51: первая степень числа 5, пять в первой степени.
Пять во второй степени
Учитель: В математике принято 2 в такой записи называть квадратом, читаем, пять в квадрате.
А почему такое название – квадрат?
Ведь у нас никаких геометрических фигур здесь не появилось.(слайд 6)
Фигура сейчас появится. И именно квадрат. Рассмотрим квадрат со стороной 5 см. его площадь равна 5∙5=52(кв.см) (слайд 7)
Учитель: В математике принято 3 в такой записи называть кубом, читаем, пять в кубе.(слайд 8) А почему такое название? Рассмотрим куб со стороной 5 , его объем: 5∙5∙5 =53
(слайд 9)
Учитель: Что показывает число 5? (слайд 10)
–Какой множитель в произведении
Учитель: Это число называется основанием степени
Учитель: Что показывают числа: 2, 3, 4, 5?
- Сколько в произведении множителей.
Учитель: Эти числа называются показателями степени
Учитель: Как же записать число на 1000-ом месте в ряду?
- 51000
Учитель: Как мы можем записать общий вид для а множителей?
а · a ·…· a= an
n раз n > 1
(слайд 11)
Учитель: Степенью числа a с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а (слайд 12)
Учитель: Какое самое маленькое число множителей должно быть в произведении, чтобы мы могли записать это произведение в виде степени?
- В произведении должно быть не меньше двух множителей.
Учитель: Значит n должно быть больше, какого числа?
- Больше 1
Учитель: Как называется an?
- Степень числа а
Учитель: Как называются а и n?
- а – основание степени, n – показатель степени.(слайд 13)
Как вы думаете чему равно a1?
a1= a (пишут в тетрадь)
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: Давайте откроем учебники на странице 146
№ 718(2,4,6,8) выполняем устно с проговариванием
№ 719 на доске (один ученик) и в тетрадях (остальные)
№ 720 на скрытой доске (один ученик) и в тетрадях (остальные).
№ 720 (проверяет каждый у себя сам)
Учащиеся выставляют себе оценку за №720.
Как вы думаете, понятие степени числа используется только в математике? А в каких других науках?
Интересные факты:
Масса земли ≈ 6∙1021 тонн
Расстояние от Земли до Солнца ≈15∙107 км
Масса Солнца ≈2∙1027 тонн
Что больше масса Земли или масса Солнца?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Кто закончит раньше выполняет на черновике №766,767) (слайд 14)
- Запиши выражение короче:
а) 3 · 3 · 3 · 3 · 3; б) 34 · 34 · 34
- Найдите значение степени:
а) 112; б) 73 в) 24
3. Вычисли площадь квадрата, если его сторона равна 13.
На доске закрыт эталон:
1) а) 35; б) 343;
2) а) 112 = 11 · 11 = 121; б) 73 = 7 · 7 · 7 = 243. в) 24=2 · 2 · 2 · 2 =16
3) 132 = 169
Учащиеся проверяют по эталону, поменявшись тетрадками, выставляют оценки. (слайд 15)
- Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Мы с вами на прошлых уроках научились раскладывать числа на простые множители. Давайте вспомним, как это делается (слайд 16)
Задание 1. Разложить число 1980 на простые множители и короче записать разложение чисел, на простые множители, используя все те знания, которые мы получили сегодня на уроке. (Каждый выполняет сам, затем проверяет командир группы, ставит оценку, объясняет тем, у кого были ошибки)
1980 2 · 5
198 2
99 3
33 3
11 11
1
1980 = 2 · 2 · 3 · 3 · 5 · 11(слайд 17)
1980 = 22 · 32 · 5 · 11 (Проверяют командиры групп, выставляют оценки)
Задание 2. Найти значение выражения
42 - (24 + 3·62) : 31 (ответ 12) Кто сделает раньше, выполняет №727 (слайд 18)
Учитель: Такие задания мы с вами научимся решать на следующих уроках
- Рефлексия деятельности
Учитель: Давайте вернёмся к проблеме урока. Какое понятие мы будем использовать для записи произведения одинаковых множителей?
- понятие степени числа
Учитель: Можем ли мы сказать, что новым способом записи произведения одинаковых множителей является степень числа?
- Да
Учитель: Как называется а?
- Основанием степени.
Учитель: Как называется число n?
- Показателем степени.
Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке. Посчитайте общее количество баллов. Максимально вы могли набрать 15 баллов.
14-15 баллов - оценка 5;
11-13 баллов - оценка 4;
8-10 баллов - оценка 3;
меньше 8 баллов – оценка 2.(слайд 19)
Поднимите руку те, у кого «пятерки», у кого – «четверки», «тройки» есть? А «двойки»?
Домашнее задание
Учитель:
- Если сегодня на уроке вам было все понятно, вы легко справлялись со всеми заданиями без затруднений, то возьмите розовый листок с заданием.
- Если сегодня на уроке при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите голубой листок с заданием.
Если потеряете листочки – не беда, посмотрите в электронном дневнике .
Учитель: Молодцы!
Как вы думаете, понятие степени числа используется только в математике? А в каких других науках?
Интересные факты:
Масса земли ≈ 6∙1021 тонн
Расстояние от Земли до Солнца ≈15∙107 км
Масса Солнца ≈2∙1027 тонн (слайд 20)
Что больше масса Земли или масса Солнца?
Я вам всем желаю дальнейших успехов в достижении поставленных целей! Спасибо за урок!
Сейчас пожалуйста встаньте те, кому урок понравился, кто уходит с хорошим настроением. У кого настроение после урока ухудшилось, продолжают сидеть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разложите на простые множители числа 8, 35, 40 8=2∙2∙2, 35=7∙5, 40=2∙2∙2∙5
а + а + … + а = а · n n раз
∙
5=5; 5 ∙ 5=5²; 5 ∙ 5 ∙ 5=5³; 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5=5⁴; 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5∙5=5⁵.
Фигура сейчас появится, и именно квадрат. Рассмотрим квадрат со стороной 5 .
Его площадь равна
Третью степень называют – Куб. Запись 5 3 читают: «Пять в кубе». Рассмотрим куб, ребро которого имеет длину 5.
Объем куба равен
5=5; 5 ∙ 5=5²; 5 ∙ 5 ∙ 5=5³; 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5=5⁴; 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5∙5=5⁵.
а · a ·…· a= a n n раз, n > 1
Степенью числа a с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а
Степень числа показатель степени a n основание степени
1.Запиши выражение короче: а) 3 · 3 · 3 · 3 · 3; б) 34 · 34 · 34 2.Найдите значение степени: а) 11 2 б) 7 3 в) 2 4 3.Найдите площадь квадрата, если его сторона равна 13.
1) а) 3 5 ; б) 34 3 ; 2) а) 11 2 = 11 · 11 = 121; б) 7 3 = 7· 7 · 7= 343; в) 2 4 =2 · 2 · 2 · 2 =16; 3) 169.
Разложить число 1980 на простые множители, записать произведение с помощью степеней.
1980 2 · 5 198 2 99 3 33 3 11 11 1 1980 = 2 · 2 · 3 · 3 · 5 · 11
Найти значение выражения 4 2 - (2 4 + 3·6 2 ) : 31
Оценки 14-15 баллов - оценка 5; 11-13 баллов - оценка 4; 8-10 баллов - оценка 3; меньше 8 баллов – оценка 2.
Интересные факты: Масса земли ≈6∙10 21 тонн Расстояние от земли до солнца ≈15∙10 7 км Масса солнца ≈ 2∙10 27 тонн
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков математики в 5 классе. учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.
планирование представлено в виде таблицы, указаны тема, количесво часов на каждую тему, тип урока, результаты обучения и оборудование для урока....
Разработка урока английского языка в 4 классе учебник « Enjoy English » М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева
Открытый урок в 4 классе на тему: «School is fun»Урок составил: учитель английского языка Пономарева АВ второй квалификационной категории.Цели:Закрепление навыков чтенияЗакрепление навыков письм...
Урок математики в 5 классе по теме: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. (по учебнику Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон)
Тема урока: Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока: Получить универсальный способ нахождения наибольшего общего делителя чис...
Разработка урока по теме "Продукты", 5 класс, учебник М.З Биболетова "Enjoy English"
Разработка урока по теме "Продукты", 5 класс...
Тематическое планирование по математике 5 класс, учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю.
Предлагаю Вашму вниманию Тематическое планирование по математике 5 класс, учебник Г.В.Дорофеев, Л.Г. Петерсон, «Математика 5 класс», 5 часов в неделю в соответствии с ФГОС...
Методическая разработка урока "Школа и школьные правила" к учебнику Starlight 5 класс («Звёздный английский язык 5 класс»)
Методическая разработка урока к учебнику Starlight 5 класс («Звёздный английский язык 5 класс») Тема: School and school rule...
Технологическая карта урока "Умножение смешанных чисел" в 5 классе по учебнику Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровень
Тема урока «Умножение смешанных чисел»(3 из 5 уроков по теме «Умножение дробей»)Учебник: Г. В. Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5 класс», углубленный уровен...