Урок математики в 6 классе «Сравнение целых чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sravnenie_tselyh_chisel.docx | 266.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия новых знаний
Предмет: математика
Авторы учебника: Никольский
Класс: 6
Учитель: Иванова О.В.
Тема урока: «Сравнение целых чисел»
Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока: сформировать навыки сравнения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
- познакомить учащихся с правилом сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками
- тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
- повторить и закрепить правила по данной теме;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
- тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Вид урока: урок-игра «Путешествие на планету положительных и отрицательных чисел»
Формы работы учащихся: Фронтальная, в паре, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для практической работы, магнитная доска, листы самооценки, «золото» в сундучке.
Ход урока:
I. Организационный этап (5мин)
Вступительное слово учителя: (1 слайд)
Здравствуйте ребята, я получила приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода, который проходит сегодня на планете «Отрицательных и положительных чисел». Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль.
(2 слайд)
- На каком из них мы совершим своё путешествие – предстоит выбрать вам самим: 1 корабль « -3 + 2», 2 корабль « -287 > -300», 3 – «-3 * 2».
(Выбирают корабль)
- какое действие с целыми числами вам знакомо? ( Сравнение)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Сравнение положительных и отрицательных чисел).
- значит чем мы будем заниматься во время путешествия? А можете ли вы утверждать, что данная запись « -287 > -300» верна?
(Сравнивать положительные и отрицательные числа; нет)
- можете ли вы с помощью координатной прямой узнать, какое число из них расположено левее, а какое правее? (Это не возможно. Нужно найти правило, которое нам поможет)
- что мы должны для этого сделать?
(Повторить, какие числа относят к положительным, отрицательным; какие числа называют противоположными; как расположены числа на координатном луче; повторить, как сравнить числа с помощью координатного луча).
- Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? (Найти правило, которое нам поможет сравнить числа с разными знаками)
- итак цель нашего увлекательного путешествия: (3 слайд)
Научиться сравнивать числа с разными знаками
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею, Я буду стараться,
У меня всё получится.
- необходимо перед полетом проверит готовность нашего экипажа. Проведем экзамен на готовность к полету.
- Возьмите маршрутные карты экипажа, после каждого испытания оцените себя и своего товарища, в конце путешествия мы посмотрим, кто как оценил свою работу, и совпадет ли оценка с оценкой вашего друга.
(Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки).
- оцените себя по 1 пункту в листе самооценки (Оценивают себя)
2. Актуализация знаний. (Слайд 4)
Устно:
- Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы:
-234, 35, 0, 12, -5, -17, 1, -1, 23, -500, 499, -35
- Перечислите положительные числа
- Перечислите отрицательные числа
- Назовите пары противоположных чисел
- Назовите какое из данных пар чисел правее, левее т.е. больше, меньше: -7 и 12,
-10 и -4, 0 и 15, -13 и 0, 21 и -17
(Отвечают на вопросы).
- оцените в маршрутных картах вашу готовность к полету:
Все верно называл «2б»
Были небольшие затруднения «1б»
Многое непонятно «0б»
Думаю, что к полету вы готовы. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету «Отрицательных и положительных чисел». (5 слайд)
Внимание, с планеты поступил сигнал SOS: «пиратами похищен магистр отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите». Поможем? (да)
Решено! Корабль меняет курс к планете пиратов. Экипажу быть в полной боевой готовности.
Внимание. Справа по курсу планета «Ветряных мельниц». (6 слайд) Пираты побывали здесь, они испортили механизм мельниц. Жители планеты просят, чтобы мы им помогли исправить поломку. Возьмите по 1 сломанному механизму:
(Выполняют задания на карточке, проговаривают ответы вслух)
Проверим ваши решения. (7 слайд)
Оцените в маршрутных картах ваш результат:
все верно выполнил «2б»
1 ошибка - «1б»
2 ошибки - «0б»
Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Продолжаем наш полёт. Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе, мы пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия. (8слайд)
- определите, какое созвездие повстречалось на нашем пути.
(Срывают звезды с заданиями, расшифровывают название созвездия (волк))
(работа в паре) 1 звезда: записать числа -4, 0,11,-3 в порядке возрастания. Варианты ответа: а) 0, -3,-4,11 б) 11,0,-3,-4 в) -4,-3,0,11.
А) | Б) | В) |
л | к | в |
2 звезда: какие из точек расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчета: А(-5), В(15), С(10), Е(5), К(9), Д(-18)
А и Е | А и К | В и Д |
о | е | а |
3 звезда: выбрать наибольшее и наименьшее число:
а) -16, б) -33 в) -43 г) -11
В) и г) | Г) и в) | А) и б) |
В | Л | К |
4 звезда: сравни числа: а) -5 и 5 б) 0 и -10 в)-1236 и 2056
К | М | В |
<, >, < | <, <,< | =, >, > |
Получилось созвездие южного полушария - «ВОЛК»(9-10 слайд)
Оцените себя:
Участвовал в работе – 1б
Не участвовал в работе – 0б
Удобно ли сравнивать такие числа с помощью координатной прямой? Как же разрешить нам эту проблему? (Оценивают себя)
3. Планирование действий по достижению цели. (Фронтальная работа)
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?
Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать?
(Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…)
- Т.е. найти правила, которые нам помогут без труда сравнить любые числа (Можно найти в учебнике, в интернете)
4. Изучение нового материала (сам.работа, работа в паре)
Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сравнения чисел с разными знаками.
- Просмотрите слайд-лекцию, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы;
(11 слайд) (Выполняют работу в парах, делают выводы в печатных тетрадях)
- попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.
- Поработайте в паре, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры, проверьте правильность решения. (Работают в паре, сравнивают формулировки, решают примеры товарища, оценивают)
- Поставьте баллы в лист самооценки:
Все верно называл «2б»
Были небольшие затруднения «1б»
Многое непонятно «0б»
5. Первичное осмысление и закрепление знаний.
(написано на доске)
Давайте вернемся к заданию на звезде: сравнить числа -1236 и 2056 , проговорить правила, приводя примеры на доске:
А) -1236 и 2056
Б) -12 и -105
В) -1005 и 0
Г) 125 и 0
(проговаривают правило (отрицательное число всегда меньше положительного т.к. оно лежит левее), решают неравенство)
Внимание экипажу! Впереди по курсу Планета «Горы Мозгодрома», совершаем посадку для разведки. (12 слайд)
Задача экипажу: необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов «Пиратские острова». Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности:
1). Чтобы подняться в гору нужно как следует размяться.
(физкультминутка
- я читаю утверждение, если оно верное – 3 прыжка,
если неверное – 2 приседания:
5 – положительное число, -(-3) – отрицательное число, а и –а – противоположные числа, |-25|=-25
- если число принадлежит промежутку от -3 до 5 , то руки вверх, если нет – то руки в стороны….
Числа: 2, -4; 0, 6; 3….
А теперь прогнулись и друг другу улыбнулись. Продолжим наше путешествие? Прошу всех сесть на своё место.
2).Поднимаемся медленно в гору, на пути огромные глыбы камней, мимо них не пройти, не обойти, будем преодолевать препятствия.
(работа у доски) сравнить числа № 238, 239, 241
3).Итак, мы на вершине! Не забывайте про самооценку. (Выставляют баллы).
Сделал все примеры сам- 2б
Сделал больше половины сам- 1б
Сделал меньше половины сам- 0б
6. Закрепление полученных знаний. (13 слайд)
Внимание! Мы подлетаем к планете «Пиратские острова». Угадайте, кого уважают пираты? Храбрых? Нет! Ловких? Нет! Больше всего они любят математику и математиков, ведь без математиков они не смогли бы сосчитать сокровища. Пираты согласились отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, чтобы мы выполнили их задания, а ещё они пообещали дать придачу немного золота.
- Работа с тестом на ноутбуках вариант 19.1, вариант 19.2
( Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку).
- оцените себя: 10-11 баллов оценка «5»
8 – 9 баллов оценка «4»
5– 7 баллов оценка «3»
0 – 4 баллов оценка «2»
Молодцы! Вы справились с заданием, пираты согласились отпустить магистра благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости.
- А вот и обещанный сундучок (конфеты в сундучке)
- магистр спасен, миссия выполнена, пора возвращаться домой.
Прошу занять свои места, корабль держит курс на планету «Земля».
(14 слайд)
- полет прошел нормально. Посадка прошла успешно. Вот мы с вами и дома!
- Владимир Мономах сказал такие слова: «Что умеете хорошего, то не забывайте, чего не умеете – учитесь…» (15 слайд)
- относятся ли эти слова к нашей теме урока: сравнение целых чисел? ( Да, если научились сравнивать числа с разными знаками – не забывайте, если что-то не усвоили – учитесь, разбирайтесь.)
7. итог урока (16 слайд)
- понравилось путешествие?
- какую цель мы поставили в начале путешествия? (Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правила)
- достигли ли вы этой цели? (Да)
- закончите предложение: «Я знаю по теме…» (что числа можно сравнить с помощью координатной прямой и без неё (с помощью правила)
«Я знаю, что любое положительное число…..»
(больше отрицательного; больше нуля)
« Я знаю, что нуль больше….» ( любого отрицательного числа)
«Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..»
(которое стоит левее)
«я умею по теме..»
(сравнить числа с разными знаками, с одинаковым знаком, с нулём)
8. Домашнее задание. (16 слайд)
Вы можете записать домашнее задание на выбор:
п.2.3 (стр. 50) выучить правила
1) стр. 51, № 240, 242 (на оценку «3»)
2) стр.51, № 240, 242 и тест (на оценку «4»)
3) придумать творческое задание по теме (тест, сказка, игра и т.д.). (на оценку «5»).
9. Рефлексия.
В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то наполняйте свою голову математикой,
пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь
во всей вашей работе.
(М.И. Калинин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".
Данный урок приурочен к 70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады....
Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа
В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...
Технологическая карта урока математики на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс)
Технологическая карта урока математики на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс). Место урока в теме : « Сравнение десятичных дробей»Тип урока : урок отк...
Разработка урока по математике 6 класс "Сравнение чисел".
Дәреслек авторы: Н. Я.Виленкин. Җиһазлау: интерактив такта, компьютер, презентация Power Point, демонстрация термометры, мэнэджмэт....
Урок математики 6 класс "Сравнение чисел"
Урок в 6 классе...
Конспект урока математики по теме "Сравнение натуральных чисел" 5 класс
Конспект урока математики по теме "Сравнение натуральных чисел" 5 класс...
Урок математики 6 класс "Сравнение целых чисел"
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.Цель урока: создание условий учащимся для формирования навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, воспитания познавательного ин...