Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Данный урок приурочен к 70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_sravnenie_drobey_5_klass.zip | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики
МОУ «СОШ № 13 » г. Воркута
республика Коми
Бабенко Наталия Еманоиловна
Урок математики в 5 классе.
Тема: Сравнение дробей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: интегрированный урок.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- закреплять понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа;
- на основе ранее изученного материала ввести правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Развивающие:
- развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки.
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся аккуратность;
- воспитывать патриотизм на примере героического прошлого народа;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оформление: эпиграф урока «При сытости помни голод», презентация урока, дидактический материал (карточки с заданиями).
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, листы с печатной основой.
Ход урока.
I Этап Организационный момент (5 мин)
Учитель Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Книжки, ручки и тетрадки
На столе лежат в порядке!
Ровненько встали, спинки выпрямили.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Обратите внимание кроме учебных принадлежностей у вас на столе лежат карточки с заданиями. С ними мы будем работать во время урока. Я очень надеюсь на ваше внимание и поддержку. Сегодня на уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями, но сегодняшний урок будет необыкновенным, он будет посвящен трагическому моменту в нашей историй. ( Слайд №1) И, по этому эпиграфом нашего урока я выбрала «При сытости помни голод». Звучит музыка «Аве Мария». В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.
Ученик читает стихотворение Р. Рождественского( Слайд №2)
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь...
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Учитель: Ребята скажите, к какому моменту из истории посвящён наш урок? (Блокада Ленинграда )
А кто знает, в каком году Ленинград оказался полностью блокированным фашистами? (8 сентября 1941году)
Ученик читает стих;
Предполагавший город взять с разбега.
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.
II Этап Актуализация знаний. (8 мин.)
Учитель; Я вам предлагаю выполнить устную работу (один ученик выходит к доске и записывает ответы) (Слайд №3)
1) Вычислите устно:
от 54 дней, от 280 лет, от 1800 дней и ночей?
Учитель:
Скажите эти числа вам говорят о чём то? ( 18 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады города - героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.)
70 лет недавно в нашем городе звучала это дата.( Юбилей г. Воркуты)
И вы все знайте о том что, наш город, как и вся страна помогал Ленинграду в его героической борьбе. (Слайд № 4)
В этом году официально день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады праздновался 27 января.(Слайд № 5)
900 дней и ночей длился этот кошмар.(Слайд № 6)
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой. (Слайд № 7)
2) Вычислите; (работа в тетради)
рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по кг =? г.
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.
Сколько будет кг, кг? Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.
3) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 8) (приложение №1)
Ребята найдите между карточками приложение № 1 и в первом прямоугольнике закрасите 1/8 а во втором прямоугольнике 1/4. С чем можно связать эти прямоугольники? (в первом прямоугольнике закрашена доля хлеба ленинградского ребенка, а во втором доля хлеба для рабочих)
Скажите, а вы слышали про Дорогу жизни? ( Слайд № 9) (дорога, которая работала зимой через Ладожское озеро).
Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. И не смотря на то, что фашисты и днем и ночью обстреливали. Дорога работала и благодаря этому, увеличивали норму выдачи хлеба.
III Этап Изучения нового материала. ( 8 мин)
4) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 10) (приложение №2)
Найдите приложение № 2 и закрасьте 2/8 прямоугольника.
Поставьте рядом приложение 1 и 2, что вы заметили? (1/4 и 2/8 показывают одинаковые части)
Что можно сказать про дроби 1/4 и 1/8 (1/8=1/4)
Обратите внимание на прямоугольники на которых изображены 1/8 и 2/8 части, что вы можете сказать? (1/8 меньше2/8) (Слайд № 11)
Для того чтобы найти отличите или равенство между закрашенными частями что вы делали? (сравнивали)
Как назовём тему нашего урока? (сравнение дробей)
5) Работа по учебнику;( Рассматриваются рисунки из учебника и с помощью них ученики выводят правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями) (Слайд № 13)
Кто желает сформулировать правила сравнения обыкновенных дробей?
IV Этап Закрепление нового материала( 10 мин)
№ 940 устно,
№ 941 письменно,
№ 943 к доске выходят 2 ученика класс делятся на два варианта;
а) для 1 варианта,
б) для 2 варианта.
№ 945 первые 5 учеников выполнивших первыми получают оценки.
V Этап Физминутка( 2 мин ) ( Слайд № 14)
VI Этап Рефлексия( 8 мин)
Учитель Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями, а сейчас подведём итоги;
С какой темой познакомились сегодня на уроке?
Вспомним правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
В каких случаях дроби равны?
Найдите на приложение №3( Слайд № 15) ( приложение №3 )
На выполнения работы 1 минута.
Поменяйтесь работами и проверьте, 1 бал за каждый правильный ответ. ( Слайд № 16)
Вернёмся к тем суровым дням блокады Ленинграда. Не смотря на голод и лютые холода, школы не переставали работать. Во время блокады работали 39 школ.
Дети и учителя умирали во время уроков. ( Слайд № 17)
Ученик читает стихотворение Ю. Воронов
Девчонка руку протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
Ученик читает стихотворение ( Слайд № 18)
Дневник Тани Савичевой.
В осажденном Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«. Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12 часов 30 минут утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
А в ночь пронзает
Острый свет прожекторов,
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилке не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Учитель 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...» ( Слайд № 19,20)
Закончить урок хочу этими стихами
Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь.
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала
Даже хлеба крошка...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал
Тебе я зорство.
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не могу простить
Лишь одного-
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась. Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».( Слайд 21)
VII Этап Домашняя работа (2мин) (Слайд№ 22)
Читать п.24 стр. 146 (выучить правила),
№ 965, 966,957.
Дополнительно № 968.
( Слайд № 23) (2мин)
Литература.
1. Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.
2. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.
3. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Вленкин ,В.И. Жохов –М. : Просвещение, 2011.
4. Физминутка
http://yadi.sk/d/L8vTPhE62SoyI
5. Картинки с Интернет.
- http://www.wardates.ru/fotos_raznoe_091102174032.html
- http://www.greenmama.ru/dn_images/01/69/54/74/1233038326hleb_blokadi.jpg
- http://cs304713.vk.com/u3832889/-14/x_5c0148c6.jpg
- http://top.oprf.ru/storage/c/2011/06/22/1308698658_067959_77.jpg
- http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/3/2729/2729_html_m5166b6d.jpg
- http://img15.nnm.ru/f/4/3/d/d/755665c27042a7ccb8088cddb6c.jpg
- http://img11.nnm.ru/8/1/a/7/8/4e223c53394bf2df03332281280.jpg
- http://s42.radikal.ru/i098/0901/54/014c63e0cd71.jpg
- http://i.pixs.ru/storage/1/0/8/image4d3eb_1223875_2393108.jpg
- http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/09/war05.jpg
- http://newzz.in.ua/uploads/posts/2010-04/1272622294_blokada.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/800/38800662_1.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/murzavio.b/0_26dc1_13a7abb0_L.jpg
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/48/500/48500028_Piskarjovskoe_kladbishe_RodinaMat_18042003.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/54537257.1/0_8958f_27ae10e4_XL
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения интегрированного урока по математике в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей"
В материале представлен конспект интегрированного урока по математике в 5 классе "Умножение десятичных дробей" "Берегись пожара"...
Интегрированный урок по теме" Обыкновенные дроби и музыка"
Этот урок является обобщением изученных тем по музыке и математике.Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление изученного материала....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год
Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...
Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями
Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...
Интегрированный урок по математике и информатике "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"
Интегрированный урок по математике и информатике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"...
Путешествие в сказку. Интегрированный урок по математике в 5 классе по теме: "Десятичные дроби"
Данный урок направлен на формирование умений и знаний учащихся выполнять арифметические действия над десятичными дробями, на развитие мышления, внимания, , находчивости, на воспитание грамотной ...
Интегрированный урок по математике и русскому языку в 5 классе на тему “Имя прилагательное. Действия с десятичными дробями”
Цели:- обобщить знания по темам «Имя прилагательное» и «Действия с десятичными дробями»;- отработать умения и навыки по данным темам;- развивать познавательную деятельность уча...