Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Бабенко Наталия Еманоиловна

Данный урок приурочен к  70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok_sravnenie_drobey_5_klass.zip2.58 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Учитель математики

МОУ «СОШ № 13 »  г. Воркута

республика Коми

Бабенко Наталия  Еманоиловна

Урок математики в 5 классе.

Тема: Сравнение дробей.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • закреплять понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа;
  • на основе  ранее изученного материала ввести правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающие:

  • развивать грамотную математическую речь учащихся, умение давать лаконичные формулировки.
  • развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в различных  ситуациях;  

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся аккуратность;
  • воспитывать  патриотизм на примере героического прошлого народа;
  •  воспитывать  бережное  отношение к хлебу.

Оформление:     эпиграф урока «При сытости помни голод»,  презентация урока, дидактический материал (карточки с заданиями).

Оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, мел, листы с печатной основой.

Ход урока.

I Этап Организационный момент (5 мин)

Учитель  Прозвенел уже звонок,

  Начинаем наш урок!

  Книжки, ручки и тетрадки

  На столе лежат в порядке!

  Ровненько встали, спинки выпрямили.

  Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

    Обратите внимание кроме учебных принадлежностей   у вас на столе лежат карточки с заданиями. С ними мы будем работать  во время урока. Я очень надеюсь на ваше внимание и поддержку. Сегодня на уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями, но сегодняшний урок будет необыкновенным, он  будет посвящен трагическому моменту в нашей историй. ( Слайд №1) И, по этому эпиграфом нашего урока я выбрала «При сытости помни голод». Звучит музыка «Аве Мария». В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

Ученик читает стихотворение  Р. Рождественского( Слайд №2) 

        Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь...

Лежащий здесь - у ваших ног.

       Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

        Кто предал хлеб?

Учитель: Ребята скажите, к какому моменту из истории посвящён  наш урок? (Блокада  Ленинграда )

А кто знает, в каком году Ленинград оказался полностью блокированным  фашистами? (8 сентября 1941году)

Ученик читает стих;

Предполагавший город взять с разбега.

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом. 

II Этап Актуализация знаний. (8 мин.)

Учитель; Я вам предлагаю выполнить устную работу (один ученик выходит к доске и записывает ответы) (Слайд №3)

1) Вычислите устно:

 от 54 дней,  от 280 лет,   от 1800 дней и ночей?

Учитель:

Скажите эти числа вам говорят о чём то? ( 18 января 2014 года исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады  города - героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.)

    70 лет недавно в нашем городе звучала это дата.( Юбилей г. Воркуты)

И вы все знайте о том что,  наш город, как и вся страна помогал  Ленинграду в его героической борьбе. (Слайд № 4)

В этом году официально день  полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады  праздновался  27 января.(Слайд № 5)

 900 дней и ночей длился этот кошмар.(Слайд № 6) 

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой. (Слайд № 7)

2) Вычислите; (работа в тетради)

рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по   кг =? г.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было  единственное питание ленинградцев.

          Сколько будет    кг,    кг?  Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

3) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 8) (приложение №1)

 Ребята найдите между карточками приложение № 1 и в первом прямоугольнике закрасите 1/8 а во втором прямоугольнике  1/4.  С чем  можно связать эти прямоугольники? (в первом  прямоугольнике закрашена  доля  хлеба ленинградского ребенка, а во втором доля хлеба для рабочих)

Скажите, а вы слышали про Дорогу жизни? ( Слайд № 9) (дорога, которая работала зимой через Ладожское  озеро).

Гибли на Ладоге отважные войны, водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. И не смотря на то, что фашисты  и днем и ночью обстреливали. Дорога работала и благодаря этому, увеличивали норму  выдачи хлеба.

 III Этап  Изучения нового материала. ( 8 мин)

4) Закрасить. ( работа с дидактическим материалом) (Слайд № 10) (приложение №2)

Найдите приложение № 2  и закрасьте 2/8 прямоугольника.

Поставьте  рядом приложение 1 и 2, что вы заметили? (1/4 и 2/8  показывают одинаковые части)

Что можно сказать про дроби 1/4  и 1/8 (1/8=1/4)

Обратите внимание на прямоугольники на которых изображены 1/8 и 2/8 части, что вы можете сказать? (1/8 меньше2/8) (Слайд № 11)

Для того чтобы найти отличите или равенство между закрашенными частями  что вы делали? (сравнивали)

Как назовём тему нашего урока? (сравнение дробей)

5) Работа по учебнику;( Рассматриваются рисунки  из учебника  и с помощью них ученики выводят правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями) (Слайд № 13)

Кто желает сформулировать правила сравнения обыкновенных дробей?

IV Этап Закрепление нового материала( 10 мин)

№ 940 устно,

№ 941 письменно,

№ 943 к доске выходят 2 ученика класс делятся на два варианта;

а) для 1 варианта,

 б) для 2 варианта.

 № 945 первые 5 учеников  выполнивших первыми получают оценки.

V Этап Физминутка( 2 мин ) ( Слайд № 14)

VI Этап Рефлексия( 8 мин)

Учитель Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями, а сейчас подведём итоги;

С какой темой познакомились сегодня на уроке?

Вспомним правила сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

В каких случаях дроби равны?

Найдите на приложение №3( Слайд № 15) ( приложение №3 )

 На выполнения работы 1 минута.

Поменяйтесь работами и проверьте, 1 бал за  каждый правильный  ответ. ( Слайд № 16)

Вернёмся к тем суровым дням блокады Ленинграда. Не смотря на голод и лютые холода, школы не переставали работать. Во время блокады работали 39 школ.

Дети и учителя умирали во время уроков. ( Слайд № 17)

Ученик читает стихотворение     Ю. Воронов       

          Девчонка руку протянула

          И головой –        

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ученик читает стихотворение     ( Слайд № 18)

         Дневник Тани Савичевой.    

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«. Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12 часов 30 минут утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

А в ночь  пронзает

Острый свет прожекторов,

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилке не согреться

 Карандаш дрожит в руке,

     Но  выводит кровью сердце

 В сокровенном дневнике:                                            

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

 Учитель  641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...» ( Слайд № 19,20)

Закончить урок хочу  этими  стихами

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я зорство.    

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась. Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: « При сытости помни голод».( Слайд 21)

VII Этап Домашняя работа (2мин) (Слайд№ 22)

Читать п.24 стр. 146 (выучить правила),

 № 965, 966,957.

Дополнительно № 968.

( Слайд № 23) (2мин)

Литература.

1.  Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Вленкин ,В.И. Жохов –М. : Просвещение, 2011.

4. Физминутка  

              http://yadi.sk/d/L8vTPhE62SoyI

5. Картинки с Интернет.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/54537257.1/0_8958f_27ae10e4_XL


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения интегрированного урока по математике в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей"

В материале представлен конспект интегрированного урока по математике в 5 классе "Умножение десятичных дробей" "Берегись пожара"...

Интегрированный урок по теме" Обыкновенные дроби и музыка"

Этот урок является обобщением изученных тем по музыке и математике.Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление изученного материала....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...

Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями

Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...

Интегрированный урок по математике и информатике "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"

Интегрированный урок по математике и информатике по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с использованием графического редактора Paint"...

Путешествие в сказку. Интегрированный урок по математике в 5 классе по теме: "Десятичные дроби"

Данный урок направлен на формирование умений и знаний учащихся выполнять арифметические действия над десятичными дробями, на развитие  мышления, внимания, , находчивости, на воспитание грамотной ...

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 5 классе на тему “Имя прилагательное. Действия с десятичными дробями”

Цели:- обобщить знания по темам «Имя прилагательное» и «Действия с десятичными дробями»;- отработать умения и навыки по данным темам;- развивать познавательную деятельность уча...