Внеурочные занятия интеллектуального направления «Проценты в жизни»
рабочая программа по математике (8 класс)
Изучение процентных исчислений включает в себя материал, необходимый для получения свободного использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsenty_na_vse_sluchai_zhizni.8_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметный элективный курс по математике
«Проценты на все случаи жизни»
Автор: Иванова Галина Григорьевна, учитель математики МБОУ «СОШ №8г.Томмот»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа курса «Проценты на все случаи жизни» рассчитана на изучение процентных исчислений и включает в себя материал, необходимый для получения свободного использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни
Основная цель изучения курса:
- расширение представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач;
- способствование осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учеников 8-9 классов.
Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими точными и естественными науками (математикой, химией, физикой, информатикой), бытовыми и производственными сферами жизни. Программа рассчитана на 34 часа.
Основные задачи курса:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о процентах;
- совершенствовать практические навыки при решении различных типов задач на простые и сложные проценты;
- выявить связи математики с реальной действительностью.
Программой предусмотрен контроль, который осуществляется в виде тестовых заданий, проведения устного тренинга, позволяющего дифференцировать возможности каждого обучающегося. Этим же целям служат листы самоконтроля, разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой, различные творческие работы.
Вводный диктант, лист самоконтроля, устные тренинги, варианты тестовых заданий, ключ к тестам, задания для проведения практических занятий и эталоны решений вы сможете найти в дидактических материалах.
Изучение курса завершается выполнением творческих работ по выбору учащихся, отвечающих на запросы сегодняшнего дня, требующих применения полученных знаний, оформлением их в виде презентации, буклета или отчета в электронном варианте или на бумажном носителе, а также кратким сообщением каждого учащегося по выбранной теме.
В результате изучения элективного курса
учащийся должен знать:
- понятие «процент» и основные понятия, связанные с ним;
- различные типы задач на «проценты»;
- разные способы решения каждого типа задач;
- универсальный способ решения задач на «проценты», с помощью составления пропорций.
Учащийся должен уметь применять полученные знания:
- для решения практических задач (например, обоснование выбора наиболее выгодного для вложения денежных средств банка, в каком банке выгоднее оформить кредит на приобретение товара, во что выгоднее вложить капитал сегодня: в ценные бумаги, банк или недвижимость?) и расчетных задач, в том числе с использованием простейших вычислительных устройств;
- для устной прикидки и оценки результата вычислений;
- для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы.
Учащийся должен иметь представления:
- о возможности грамотно размещать деньги в выгодное дело и жить на проценты;
- о возможности использовать сеть Интернет и персональный компьютер при поиске необходимой информации;
- о принципах работы по отбору необходимого материала по теме;
- об общих принципах составления краткого сообщения по теме;
- о создании и защите проекта по выбранной теме;
- о видах представления результатов своей творческой работы.
Программа апробирована на базе «СОШ№ 151» в 2003-2004 учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
№ п./п. | Наименование разделов и тем | Учебное время |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Введение Знаете ли вы проценты? Что надо знать о процентах? То надо знать о процентах?. Проценты в арифметике. Проценты в физике. Проценты в экономике. Формула сложных процентов. Знание проверяет ЭВМ. Контроль знаний. Проценты на экзаменах. Создание проекта – презентации, публикации по выбранной теме. Защита проекта. | 1 2 2 2 5 4 5 5 1 4 2 1 |
Итого: 34 часа.
1.Введение.(1ч).
Роль и значение процентов. Область применения процентов. Структура курса. Информация об итоговом занятии.
2.Знаете ли вы проценты? (2ч).
Особые названия дробей (половина, треть, четверть, процент). Определение процента. Обозначение процента. История появления обозначения процента. Правило выражения числа в процентах. Правило выражения процентов в виде десятичной дроби. Нахождение процента от данного числа составлением пропорции. Нахождение процента от данного числа (как решение задачи на нахождение дроби от числа). Нахождение числа по его процентам составлением пропорции и сведением к задаче на нахождение числа по известной его части (дроби). Правило нахождения процентного отношения двух чисел.
Вводный тест. Практикум: решение задач на проценты (три простейших типа задач - тремя основными способами)
3.Что надо знать о процентах? (2ч).
Задачи, решаемые с помощью уравнений и неравенств (с подробным объяснением составления уравнений.) Занимательные задачи для кружковой работы. Задачи, предлагаемые на уроках химии (смеси, сплавы, растворы). Задачи, предлагаемые на уроках физики (работа, КПД двигателя, КПД рычага).
Практикум: решение задач с помощью уравнений и неравенств, занимательных задач для кружковой работы.
Знание проверяет ЭВМ. Контроль знаний.(1ч)
Практикум решения задач.
4. Проценты на экзаменах.(4ч)
Задачи на выпускном письменном экзамене в 9-м классе: задачи в общеобразовательных классах, задачи в классах с углубленным изучением математики и профильных классах.
5. Создание и защита проекта по выбранной теме. (5ч).
Обзор и обсуждение основных частей презентации, выбор темы.
Практическая работа: работа в библиотеках, изучение рекламных проспектов банков, чтение периодической литературы, моделирование.
Исследовательская работа: что выгоднее – купить товар за наличные или в кредит; в каком из перечисленных магазинов выгоднее купить электротехнику «Сибвез», «Телетекст», «Электронный рай», выгодно ли попасть в десяточку(10% - первый взнос, 10% -годовых, 10 месяцев рассрочка кредита)?
Планирование и создание презентации, буклета.
6.Демонстрация и защита проектов.(1ч)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Введение.(1ч)
Лекция. Подготовительный этап – актуализация базовых знаний и умений. Вводный математический диктант с самопроверкой, обзор темы по вопросам. Объяснение и мотивация цели предстоящей работы.
2. Знаете ли вы проценты? (2ч).
Учащиеся должны знать:
- определение процента;
- обозначение процента;
- способы перевода чисел в проценты и обратно;
- способы решения задач по нахождения процента от данного числа, числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.
Учащиеся должны уметь:
- выражать число в процентах;
- выражать проценты в виде десятичной дроби;
- находить процент от данного числа различными способами;
- находить число по его процентам различными способами;
- находить процентное отношение двух чисел;
- решать простейшие задачи на проценты.
Основное содержание.
- Демонстрация приемов решения задач основных типов на характерных примерах и выполнение упражнений: решение задач на проценты (три простейших типа задач - тремя основными способами).
- Контроль знаний теории (вводный тест) и умение ее применять в стандартных ситуациях: заполнение тренинг-таблиц (устная работа на время с самооценкой), ответ на вопросы листа самоконтроля.
3. Что надо знать о процентах? (5ч)
Учащиеся должны знать:
- основные приемы составления уравнений и неравенств для решения сложных задач на проценты;
- различные ситуации, где применяются проценты в физике, химии, географии, производстве.
- приемы решения задач на процентное усыхание грибов, замерзание и увеличение объема воды.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на прибыль, прирост продукции, задачи о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании путем составлением уравнения;
- решать задачи на смеси, сплавы и растворы, предлагаемые на уроках химии и физики.
Основное содержание.
- Решение задач с помощью уравнений и неравенств (подробное объяснение составления уравнений.)
- Занимательные задачи для кружковой работы.
- Простые и сложные проценты. Вычисление процентной ставки.
- Концентрация вещества, процентное содержание, процент отходов.
Практикум с самопроверкой по предложенному решебнику.
Знание проверяет ЭВМ. Контроль знаний.(2ч)
Учащиеся должны знать:
- фактический материал понятия «процент».
Уметь:
- производить простейшие логические операции.
Основное содержание.
Формулировки задач отвечают специфике применения ЭВМ для оценки уровня подготовки по математике. Приведены три уровня сложности задач.
Учащийся сам выбирает уровень сложности, решает задачи выбранного уровня, затем проверяет правильность своего решения и в соответствии с набранным количеством баллов выставляет себе оценку.
4. Проценты на экзаменах.(1ч)
Общая направленность.
Коллективное, групповое и индивидуальное решение задач, предлагаемых на выпускном письменном экзамене в 9-м классе.
5. Создание и защита проекта по выбранной теме.(5ч)
Общая направленность.
- Обзор и обсуждение основных частей презентации, и выбор темы.
- Практическая работа: работа в библиотеках, изучение рекламных проспектов банков, чтение периодической литературы.
- Исследовательская работа: обзор литературы и электронных источников.
- Распределение работы между учащимися (работа под руководством, коллективная и самостоятельная).
- Планирование и создание презентации.
- Демонстрация и защита проектов.
Основное содержание.
Возможные темы:
- Что значит: жить на проценты?
- Доходность.
- Цепные вклады.
- Государственные краткосрочные облигации. (Или другие).
6.Демонстрация и защита проектов.(1ч)
Устное выступление каждого учащегося.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Для учителя.
- Дорофеев В.Г., Кузнецов Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б.Изучение процентов в школе // Математика в школе. – 2002. -№1.
- Пойа Д. Математическое открытие. – М. Наука, 1970.
- Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику.- М. Наука,1989.
- Б.М. Ивлев и др. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. -4 –е изд. – М. Просвещение, 2000.
- Вопросы экономики. 2000.№4 с. 99-119. №2 с.107-116.
- Финансы. 2000. №1.с. 38-41.
- Абчук В.А. Коммерция. Учебн. – СПб. Изд. Михайлова В.А.,2000.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы (с решением).В 2 кн.кн.1 Алгебра под. Ред.М.И.Сканави – 9-е изд. перераб. и доп.-М.ОНИКС.Альянс – В.,1999
- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике( курсА) и алгебре и началам анализа(курс В) за курс средней школы. 11 класс/ Г.В.Дорофеев, и др. – 5-е изд.- стереотип. – М.Дрофа,2002
- Математика №3,2003 с.50 -60.
Для учащихся.
- «Квант» для младших школьников: Математика 6-8 –М. Бюро Квантум, 1988
- Россия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефона. – Лениздат, 1991.
- Алгебра и начала анализа. Учебн. Пособие для 9-10 кл.ср. шк./под ред.А.Н.Колмогорова. -8-е изд. – М. Просвещение,1988
- Алгебра и начала анализа. Учебн. Пособие для 9-11 кл.ср. шк./под ред.А.Н.Колмогорова. -2-е изд. – М. Просвещение,1991.
- Алгебра. Учебн. Для 7 кл.ср.шк./Ш.А.Алимов и др. – 2-е изд. – М.Просвещение.1993
- Алгебра. Учебн. Для 8 кл.ср.шк./Ш.А.Алимов и др. – 2-е изд. – М.Просвещение.1994.
- И.Н.Петрова Практикум. Проценты на все случаи жизни. Южно-уральское кн. изд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "За страницами учебника истории".
Данный материал может быть полезен учителям истории, занимающимся внеурочной деятельностью в 5 классе....
Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"
Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Така...
Программа внеурочного занятия социальной направленности "Школьное радио" 2017 -18 учебный год.
Данная программа расчитана для занятий с детьми в общеобразовательных учреждениях как внеурочные занятия социальной направленности. Программа создана на 3 учебных года разновозрастных детей 6 -8 класс...
Примерная программа внеурочной деятельности (Интеллектуальное направление) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА
Программа внеурочной деятельности "Занимательная ономастика" направлена на расширение знаний обучающихся в области филологии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»
Цель и задачи курса.Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...
Авторская педагогическая адаптационная программа внеурочной деятельности интеллектуальной направленности по английскому языку «Клуб любителей игры «Scrabble»»
Развивающая интеллектуальная игра «Scrabble» представляет собой одну из наиболее приоритетных форм организации досуга для детей, изучающих английский язык. Интеллектуальные игр...
внеурочное занятие по направлению "Я и моя Родина" для воспитанников 7 класса школы 8 вида "Белоствольная березка - символ Родины моей"
тема занятия: "Белоствольная березка - символ Родины моей"...