Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Двойнова Александра Михайловна

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Такая возможность заключается как в публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, так и в активных участиях в математических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Потому возникает необходимость в метапредметной проектной деятельности.

Занятия клуба рассчитаны на 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, в том числе интерактивных, посещение музеев, познавательных  мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx85.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________/________________/

Протокол №     от___________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________ /_________________/

от_________________________

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №5

_________/_________________/

Приказ №____ от____________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

(интеллектуальное направление)

Клуб «Занимательная математика»

для 7 «А» класса

Составил: Двойнова Александра Михайловна,

учитель математики

Королёв, 2016


Рабочая программа внеурочной деятельности

(интеллектуальное направление)

Клуб «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Активные методы и формы обучения во внеклассной работе помогут подготовить учеников, обладающих необходимым набором знаний, умений позволят им уверенно чувствовать себя в жизни.

В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и, овладевая приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели, то есть мыслить, тем самым добиваться результатов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.

Удачным с этой точки зрения представляется применение одного из самых востребованных и продуктивных видов эвристической деятельности - исследование.

Сколько времени продолжается исследование? Можно потратить час и почувствовать, что ты сделал достаточно. А можно потратить день и, в конце концов, обнаружить, что, хотя ты и ответил на некоторые вопросы, гораздо больше их еще осталось, или что внезапно открываются новые пути.

Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время.

Параллельно осуществляется и воспитательный процесс: работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности, ценностные ориентиры школьников, отвечающие современным потребностям общества.

Занятие состоит из двух частей: сначала коллективно разбирается заранее запланированная тема, а затем идет основная часть занятия – индивидуальные консультации и практика.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в не владение приемами и методами решения, в недостаточной изученности задачи и т.д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д.

Педагогу необходимо заинтересовать, привлечь внимание всех обучающихся, а не только детей, обладающих определенными математическими способностями, таким образом, повышая мотивацию каждого независимо от степени подготовки. Привлечь интерес детей к предмету помогут театральные постановки, в которых отражается история развития науки, идут повествования о великих математиках и их заслугах. Знакомство с историческими сведениями через театрализацию - один из интереснейших и надежных способов качественного усвоения знаний. Вместе с тем театральная работа способствует не только развитию познавательного интереса учащихся, воображения, эрудиции, самостоятельности, но и создает условия, обеспечивающие творческую деятельность обучаемых. Именно театральная деятельность позволит объединиться детям разной степени подготовки, а значит, легче будет вместе преодолевать психологический барьер перед сложной наукой. Изучая математику через театральную деятельность, прививаем интерес к предмету, а значит, повышаем мотивацию.

Зачастую значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося, Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах, математических проблемах и фактах и способах их познания.

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Такая возможность заключается как в публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, так и в активных участиях в математических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Потому возникает необходимость в метапредметной проектной деятельности.

Занятия клуба рассчитаны на 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, в том числе интерактивных, посещение музеев, познавательных  мероприятий.

В ходе работы клуба будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Основные цели и задачи

Занятия клуба «Занимательная математика» направлены на достижение следующих целей:

  • развитие уверенности в своих способностях и творческих возможностях;
  • развитие системы повышения системы качества образования в в условиях реализации ФГОС;
  • формирование у обучающихся потребности в образовании и развитии;
  • развитие системы организации воспитательной деятельности;
  • совершенствование практики использования здоровьеформирующих технологий;
  • формирование желания открывать для себя что-то новое;
  • приобретение знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности;
  • освоение ими основных приемов исследовательской работы;
  • раскрытие и развитие собственного потенциала, в создании благоприятных условий для реализации природных способностей учащегося;
  • развитие высокой позитивной мотивации обучающегося.

Занятия клуба «Занимательная математика» направлены на решение следующих задач:

  • разобрать основные виды задач практико-ориентированного содержания;
  • проанализировать задачи по геометрии на построение, перекраивание и разрезание;
  • научить воспитанников оперировать различными чертежными инструментами;
  • познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;
  • научить искусству отличать математическое доказательство от «правдоподобных рассуждений» посредством применения логики;
  • познакомиться с планиметрическими фигурами, некоторыми многогранниками и телами вращения и изучить их взаимосвязи;
  • научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал;
  • сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;
  • сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, используя различные источники информации (книги, интернет, музейные экспонаты, рассказы музейных гидов и т. д.), научить извлекать нужную информацию и применять ее в исследованиях и решении задач;
  • познакомить ребят с разнообразием задач разных исторических периодов и разных народов мира;
  • изучая историю развития математики через театрализованные постановки, развивать воображение, интеллект, самостоятельность, эрудицию и другие качества личности.

Содержание тем учебного курса

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.

Математический фольклор.

Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира.

Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами.. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.

Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.

Решение задачи аль-Хорезми на взвешивание. Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений.

Задачи.

Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:

  • решение задач на составление систем линейных уравнений;
  • практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);
  • приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;
  • на переливание;
  • на площади и объемы;
  • практикум – исследование решения задач (индивидуальные задания);
  • задачи на встречное движение двух тел;
  • задачи на движение в одном направлении;
  • задачи на движение тел по течению и против течения;
  • практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);
  • задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
  • задачи на нахождение процентов от числа;
  • задачи на нахождение числа по его процентам;
  • задачи на составление буквенного выражения;
  • практикум- исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания);
  • решение задач на совместную работу;
  • задачи на обратно пропорциональные величины;
  • практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур.

Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки.

Исследование задач геометрического характера:

  • практическая работа с чертежными инструментами;
  • задачи на построение фигур линейкой и циркулем;
  • задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);
  • задачи на вычисление площадей;
  • задачи на перекраивание и разрезания;
  • исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям);
  • паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Знакомство с мозаиками М. Эшера;
  • практическое занятие с выходом в город с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты).

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.

Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач.

Знакомство со способами решения доступных задач из раздела Т.В.. Разбор некоторых олимпиадных задач.

  • решение софизмов, парадоксов;
  • задачи на случайную вероятность;
  • решение задач на вероятность событий практико-ориентированного содержания: «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»;
  • решение задач на графы;
  • решение логических задач с помощью составления таблиц;
  • решение логических задач из коллекции математических праздников.

Предполагаемые результаты освоения программы

Предметные результаты

После завершения обучения по данной программе ученики будут

Знать:

  • о развитии науки математики в разные исторические периоды;
  • о математических открытиях и изобретениях некоторых великих математиков;
  • об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
  • о свойствах геометрических фигур и их элементов;
  • принципы построения геометрических фигур по заданным элементам с помощью различных чертежных инструментов;
  • формулы для вычисления площадей фигур на плоскости;
  • об отличии равновеликих и равносоставленных фигур;
  • формулы объемов некоторых многогранников и тел вращения;
  • принцип золотого сечения, способ его построения и применение золотого сечения в некоторых областях человеческой деятельности ;
  • об особенностях и уникальности задач народов мира;
  • о возникновении оригами и его применении в современном мире;

  • принцип и необходимые условия составления паркета;
  • как измерять расстояния и углы на местности между недоступными объектами;
  • как выполнить некоторые геометрические построения с помощью подручных средств;
  • о существовании и значении симметрии и асимметрии в окружающем мире;
  • о вреде азартных игр , в том числе игровых автоматов.

Уметь: 

  • использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня;
  • работать с различными чертежными инструментами;
  • выполнять построения необходимых чертежей с помощью инструментов разного уровня сложности;

  • складывать базовые фигуры оригами;
  • читать схемы сложения оригами и выполнять модели разного уровня сложности;
  • применять различные способы решения нестандартных задач ;
  • находить точку Золотого Сечения некоторых объектов;
  • составлять паркеты;
  • измерять на местности длины и углы;
  • выполнять некоторые геометрические построения с помощью некоторых подручных средств;
  • узнавать среди многогранников правильные и полуправильные и находить объемы некоторых из них;
  • узнавать тела вращения и находить объемы некоторых из них;
  • разгадывать и составлять разного уровня сложности математические головоломки;
  • определять степень возможного выигрыша в лотерею;
  • работать с различными источниками информации (книгой, интернет, научными сотрудниками, музейными экспонатами и т.д.) с дальнейшим использованием полученной информации;
  • работать парами и в группе;
  • работать самостоятельно.

Личностные результаты

  • ответственно относиться к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
  • развить эстетическое сознание через освоение художественного наследие России и мира.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,  эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для
  • объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
  • мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
  • препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
  • деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
  • выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
  • ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
  • поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
  • распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
  • непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

по теме

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Как возникли слова «Математика, алгебра, геометрия». (исторический лекторий)

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного.        Выражать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества, оценивать свою учебную деятельность. Умение самостоятельно став

Изучение этапов развития математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения

2.

Экскурсия по г. Королеву по теме: «Геометрия в архитектуре зданий»

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная творческая  исследовательская работа на свежем воздухе.

Геометрия вокруг нас. Практическое занятие с выходом в город с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты).

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

3.

Изготовление наглядных пособий по геометрии (лабораторная работа)

Формулируют определения основных геометрических фигур, находят сходства и различия математических объектов, выполняют практические задания. Понимают важность практического применения приобретённого умения.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа на построение наглядных пособий по геометрии.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

4.

Оригами, как математические модели (практическая работа)

Формулируют определения основных геометрических фигур, находят сходства и различия математических объектов, выполняют практические задания. Понимают важность практического применения приобретённого умения.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа «Оригами». Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

5.

Математика Востока (исторический лекторий)

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного.

Изучение развития математики в разных странах на разных исторических этапах.

Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

6.

Задачи на разрезание и перекраивание

Работа с дополнительным материалом, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов. Решают задания. Оценивают качество своих вычислительных умений, планируют самокоррекцию.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа с чертежными инструментами;

задачи на построение фигур линейкой и циркулем;

задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);

задачи на перекраивание и разрезание.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения

7.

Шахматы (игра)

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного, игра.

Решение задач на шахматной доске. Изучение алгоритмов игры в шахматы. Шахматные задачи.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

8.

Математика в стихах и сказках (конкурс)

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение, творческое задание.

Возможность использования математических знаний в повседневной жизни, творчестве и других областях человеческой жизнедеятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

9.

Решение логических задач

Работа с дополнительным материалом, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Что такое логика.

Великие                

Личности в        о

логике.        Значение

Логика                для

некоторых        

профессий.        

Элементы теории

вероятностей

(Т.В.).                

Знакомство с        с

элементами        

логики,        теории

вероятности,

комбинаторики, решение логических задач с помощью составления таблиц;

решение логических задач из коллекции математических праздников.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

10.

Практическая работа  «Орнаменты»

Формулируют определения основных геометрических фигур, находят сходства и различия математических объектов, выполняют практические задания. Понимают важность практического применения приобретённого умения.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа с чертежными инструментами;

задачи на построение фигур линейкой и циркулем;

задачи на построение некоторых геометрических фигур.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

11.

Конкурс поделок и рисунков «Математика в реальной жизни»

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного, творческое задание.

Возможность использования математических знаний в повседневной жизни, творчестве и других областях человеческой жизнедеятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

12.

Задачи со спичками

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Знакомство со способами решения доступных задач из раздела ТВ. Разбор некоторых олимпиадных задач.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

13.

Проектная работа по теме: «Площади, объемы, длины»

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: проектная работа.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа с чертежными инструментами; задачи на вычисление площадей, измерение длин и объемов различных фигур.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

14.

Треугольник

Формулируют определения основных геометрических фигур, находят сходства и различия математических объектов, выполняют практические задания.

Систематизировать знания о треугольнике. Научиться решать задачи по теме, строить различные  треугольники.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

15.

Геометрическая игра «Дорисуй картинку» (построение проекций фигур)

Понимают важность практического применения приобретённого умения. Формирование умения работать по составленному предписанию.

Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Геометрические головоломки.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

16.

Интересные построения в координатах

Формирование умений построения и реализации новых знаний, коллективная исследовательская работа.

Выработка навыков решения определенных видов задач: решение заданий в координатной плоскости.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

17.

Веселая викторина по математике

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная исследовательская работа, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Возможность использования математических знаний в повседневной жизни, творчестве, игре и других областях человеческой жизнедеятельности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

18.

Математические фокусы

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного.

Знакомство со способами решения доступных задач из раздела ТВ. Разбор некоторых олимпиадных задач. Знакомство с математическими фокусами, их объяснение.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

19.

Алгебра и космические путешествия

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности: решение алгебраических задач на космическую тематику.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

20.

Задачи на составление уравнений

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности: решение задач на составление уравнений.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Осваивают новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

21.

Интересные свойства чисел

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного.

Решают задания. Оценивают качество своих вычислительных умений, планируют самокоррекцию.

Понимание необходимости использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Изучение свойств чисел.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

22.

Куб и его свойства

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная исследовательская работа, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Исследование задач геометрического характера: изучение геометрического тела – куб и его свойств.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

23.

Геометрические головоломки

Формирование умения работать по составленному предписанию. Формирование умений построения и реализации новых знаний, коллективная исследовательская работа.

Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Исследование задач геометрического характера: решение геометрических головоломок.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

24.

Ребусы

Формирование умений построения и реализации новых знаний, коллективная исследовательская работа.

Знакомство с алгоритмами решения. Решение математических ребусов.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

25.

Денежные расчеты

Решают задания. Оценивают качество своих вычислительных умений, планируют самокоррекцию.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

26.

Как научиться решать задачи?

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

27.

Лист Мёбиуса

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная исследовательская работа, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Работа по доказательству некоторых свойств ленты Мёбиуса. Изучение свойств ленты на наглядных примерах, изготовление листа Мёбиуса своими руками.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения

28.

Решение задач на движение

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности: решение задач на движение.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

29.

Игра «Математическое ралли»

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного.

построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Возможность использования математических знаний в повседневной жизни, творчестве, игре и других областях человеческой жизнедеятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

30.

Геометрические софизмы и парадоксы

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная исследовательская работа, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Знакомство со способами решения доступных задач из раздела ТВ. Разбор некоторых олимпиадных задач:

решение софизмов, парадоксов.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

31.

Удивительный квадрат

Формулируют определения основных геометрических фигур, находят сходства и различия математических объектов, выполняют практические задания.

Исследование задач геометрического характера:

практическая работа с чертежными инструментами;

задачи на построение квадратов с помощью подручных средств, изучение свойств квадрата,

задачи на вычисление площади квадрата.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

32.

Космические путешествия

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная исследовательская работа, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности на космическую тематику.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

33.

Решение задач на совместную работу

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности: решение задач на совместную работу.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных; составляют план и последовательность действий

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

34.

Задачи-шутки

Работа с дополнительным материалом по теме, составление опорного конспекта, структурирование материала, классификация изучаемых объектов.

Формирование умения работать по составленному предписанию.

Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели
и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные:учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

35.

Итоговое занятие «Праздник математики»

Формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективное обсуждение изученного, творческие выступления.

Возможность использования математических знаний в повседневной жизни, творчестве, игре и других областях человеческой жизнедеятельности.

Познавательные: используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Оценивают
собственную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

Перечень учебно-методического обеспечения (для учителя и обучающегося)

Для обучающихся:

  1. Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Александрова Э., Левшин В. В лабиринте чисел. – М.: Детская литература, 1977.
  3. Александрова Э., Левшин В. Стол находок утерянных чисел. – М.: Детская литература,1988.
  4. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища школа, 1982.
  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
  8. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 1999.
  9. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Перли Б.С., Перли С.С. Москва и ее жители. – М.: Просвещение, 1997.
  11. Пойя Д. Как решать задачу? – М.: Педагогика, 1961.
  12. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи? – М.: Просвещение, 1999.

Для учителя:

  1. Агаханов Н.Х. и др. «Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993-2006 «М., издательство МЦНМО,2007;
  2. Блинков А.Д. Горская Е.С., Гуровиц.В.М. «Московские математические регаты», М. издательство МЦНМО, 2007;
  3. Бородуля И Г. «Тригонометрические уравнения и неравенства, М, «Просвещение»,1989.
  4. Генкин С.А. и др. «Ленинградские математические кружки», Киров,1994;
  5. Гусев Д.А. ,Удивительная логика, М, ЭНАС,2010;
  6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994;
  7. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., «Как решают нестандартные задачи»,М. издательство,МЦНМО,2009;
  8. Кноп К.А. «Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам» М, издательство МЦНМО,2011;
  9. Мерзон Г.А., Ященко И.В., «Длина, площадь, объем.(6-11 кл.), М, издательство МЦНМО,2011;
  10. Сергей Федин «Логические задачи для юного сыщика»-М. Айрис-Пресс,2008;
  11. Смирнова Е.С. « Интеллектуальный театр в школе 5-11 класс», М.,УЦ «Перспектива»,2008
  12. Спивак А.В. «Математический кружок 6-7кл»,М, издательство МЦНМО,2010;
  13. Том Тит «Научные развлечения»,издательский Д Мещерякова 2011;
  14. Фарков А В « Внеклассная работа по математике»5-11 кл, М, Айрис-Пресс, 2009;
  15. Харламова Л.Н., элективные курсы, «Математика8-9 кл. Самый простой способ решения непростых неравенств», Волгоград, издательство « Учитель»,2006;
  1. Чулков П.В. «Арифметические задачи», М, издательство МЦНМО. 2009;

  1. Шевелева Н.В., Математика (алгебра, элементы статистики и теории вероятностей) 9 кл.;
  2. 18 Шейнина О.С., Соловьева Г.М. «Занятия школьного кружка 5-6 кл.»,М, издательство НЦ ЭНАС,2007;
  3. Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство
  4. «Глобус»,2010;
  5. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник» М., издательство МЦНМО,2005;
  6. Ященко И В.,Семенов А.В., Захаров П.И., «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9», М, издательство МЦНМО,2011;
  7. Мультимедиа «Витаминный курс. Математика 7 кл.», «Руссобит-М;
  8. Мультимедиа «Математика 6 кл.» универсальный тренажер, издательство « Экзамен»;

  1. Мультимедиа «Я умею строить графики» интерактивный тренажер, ЗАО 1С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Примерная программа внеурочной деятельности (Интеллектуальное направление) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА

Программа внеурочной деятельности "Занимательная ономастика" направлена на расширение знаний обучающихся в области филологии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»

Цель и задачи курса.Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...