Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (7 класс)

Никулина Валентина Александровна

Цель и задачи курса.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

  1. Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  2. Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

1.Дать учащимся  конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.

2.Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.

3.Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Данный курс направлен на:

- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- развитие общих геометрических представлений учащихся;

- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_7_klass_ot_20.09.18.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любучанская средняя общеобразовательная школа

городской округ Чехов Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

                                                                        Директор МБОУ Любучанской СОШ

__________________

                                                                                /Е.М.Жданкина/

                от «01» сентября  2018 года

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

интеллектуального направления

«Занимательная математика»

                                                                                    Срок реализации: 1 учебный год

                                                                                     Возрастная категория: 7 классы

                                                                                         Составитель:

                                                                                          Никулина В.А., учитель    математики  ,    

                                                                                           высшая  квалификационная категория

                                         2018г.

     

Цель и задачи курса.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

  1. Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия для развития творческого потенциала личности таких школьников.
  2. Разработать научно-методическое обеспечение диагностики, обучения и развития одаренных детей.

Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.

Задачи:

1.Дать учащимся  конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.

2.Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.

3.Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся.

Данный курс направлен на:

- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- развитие общих геометрических представлений учащихся;

- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

 

1.Планируемые результаты освоения курса.

 

                                                                                   Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

-интерес к изучению математики;

-интерес и способность к самоорганизации;

-умения самостоятельно делать обобщения и выводы;

у учащихся могут быть сформированы:

-навыки практической деятельности на материале простых увлекательных задач

                                                                                                    Метапредметные результаты:

регулятивные УУД

учащиеся научатся:

       - самоорганизации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • активности и самостоятельности;

познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • лучше усваивать изучаемый материала
  • применять теорию в решении задач.
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  • определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  • воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  • анализировать полученную информацию.
  •  использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  • иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  • использовать полученные выводы в конкретной ситуации.

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • овладеть знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  • овладеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • овладеть умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • освоить на наглядном уровне знания о свойствах плоских и пространственных фигур;
  • понимать и использовать информацию, представленную в форме таблицы.

коммуникативные УУД

учащиеся получат возможность научиться:

  • готовности к сотрудничеству;
  • умению вести диалог;
  • обосновывать свою точку зрения.

                                                                          2.    Содержание курса

Раздел №1.  Занимательные задачи(12ч.)

Вводное занятие.  Теория. Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Практика. Тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.

Занимательные задачи. Решение задач-шуток, задач-загадок.

Волшебные квадраты. Числовые ребусы. Решение математических головоломок, ребусов. Выявление закономерностей, алгоритмов.

Зашифрованные действия. Выявление алгоритмов решения  примеров на сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел с пропущенными символами.

Задачи, решаемые без вычислений. Решение логических задач  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

Некоторые старинные задачи. Разбор способов решений старинных задач.

Математический КВН.

Переливания. Взвешивания. Решение задач на переливания и взвешивания путём проб.

Проценты. Решение задач на проценты.

Пятое математическое действие. Степень. Решение задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух.

Раздел №2.  Логика в математике(14ч.)

Математические высказывания. "НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные условия. Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Прямые и обратные утверждения.

Математические софизмы. Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

Задачи на планирование. Решение простейших задач на планирование.

Применение графов к решению логических задач. Понятие графа. Использование графов при решении задач.

Математическая сказка. Составление сценария «Математической сказки»

Чётность. Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары.

Комбинаторика. Подсчёт возможных вариантов. Сочетания. Понятие факториала. Перестановки. Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов.

Принцип Дирихле. Задача о клетках и кроликах. Решение задач.

Математическая игра «Занимательная математика»

Математическая игра «Математический марафон»

Раздел № 3.  Геометрические задачи(9ч)

Геометрические головоломки. Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания.

Разрезание на части. Решение задач на разрезание по заданным условиям.

Вычерчивание фигур одним росчерком. Решение задач на вычерчивание заданных фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Выявить закономерности возможности и невозможности таких построений.

Задачи на построения. Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями.

Решение практических задач. Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение  высоты трубы, определение  ширины  предполагаемого озера (лужи).

Замечательные кривые. Знакомство с разнообразием кривых.

Геометрические софизмы. Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

Геометрическая викторина. Конкурс на лучший результат в викторине.

Итоговое занятие.

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

 -участие в дистанционных математических олимпиадах;

 -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах

 -подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов .

3.Календарно-тематическое планирование.

урока

Раздел, тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности,

виды контроля

Дата

   7б

   7а

Раздел №1.  Занимательные задачи.

1

Вводное занятие.

1

Проведение диагностики с целью выявления уровня подготовленности учащихся.

4.09

7.09

2

Занимательные задачи.

1

Решение задач-шуток, задач-загадок.

11.09

14.09

3

Волшебные квадраты. Числовые ребусы.

1

Решение математических головоломок, ребусов. Выявление закономерностей, алгоритмов.

18.09

21.09

4

Зашифрованные действия.

1

Выявление алгоритмов решения  примеров на сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел с пропущенными символами.

25.09

28.09

5

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Решение логических задач  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

2.10

5.10

6

Задачи, решаемые без вычислений.

1

Решение логических задач  типа «Кто есть кто?» путём графов и таблиц.

16.10

19.10

7

Некоторые старинные задачи.

1

Разбор способов решений старинных задач.

23.10

26.10

8

 Всероссийская олимпиада по математике

1

 Решение заданий  Всероссийской олимпиады по математике

30.10

2.11

9

Математический КВН.

1

Проведение математической игры КВН

6.11

9.11

10

Переливания. Взвешивания.

1

Решение задач на переливания и взвешивания путём проб.

13.11

16.11

11

Проценты.

1

Решение задач на проценты.

27.11

30.11

12

Пятое математическое действие

1

Степень. Решение задач на сравнение астрономических чисел, горение без пламени и жара, сколько весит воздух.

4.12

7.12

Раздел №2.  Логика в математике.

13

Математические высказывания.

1

"НЕ", "И", "ИЛИ" в математических высказываниях, необходимые и достаточные условия.

11.12

14.12

14

Математические высказывания.

1

Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Прямые и обратные утверждения.

18.12

21.12

15

Математические софизмы.

1

Понятие софизма. Знакомство с математическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

25.12

28.12

16

Задачи на планирование.

1

Решение простейших задач на планирование.

15.01

11.01

17

Применение графов к решению логических задач.

1

Понятие графа. Использование графов при решении задач.

22.01

18.01

18

Математическая сказка.

1

Составление сценария «Математической сказки»

29.01

25.01

19

Математическая сказка.

1

Проведение  «Математической сказки»

5.02

1.02

20

Чётность.

1

Понятие чётности. Решение задач с использованием чётности и нечётности, разбиения на пары.

12.02

8.02

21

Комбинаторика.

1

Подсчёт возможных вариантов. Сочетания.

26.02

15.02

22

Комбинаторика.

1

Понятие факториала. Перестановки.

5.03

1.03

23

Комбинаторика.

1

Решение различных комбинаторных задач. Решение задач с помощью графов.

12.03

5.03

24

Принцип Дирихле.

1

Задача о клетках и кроликах. Решение задач.

19.03

15.03

25

 Математическая игра «Занимательная математика»

1

Участие в игре, конкурс на лучший результат.

26.03

22.03

26

«Математический марафон»

1

Участие в  игре «Математический марафон»

2.04

29.03

Раздел № 4.  Геометрические задачи.

27

Геометрические головоломки

1

Решение задач со спичками, логических задач геометрического содержания.

16.04

5.04

28

Разрезание на части

1

Решение задач на разрезание по заданным условиям.

23.04

19.04

29

Вычерчивание фигур одним росчерком

1

Решение задач на вычерчивание заданных фигур, не отрывая карандаша от бумаги. Выявить закономерности возможности и невозможности таких построений.

30.04

26.04

30

Задачи на построения

1

Решение задач на построения с помощью чертёжного угольника и (или) циркуля. Построения с ограничениями.

7.05

7.05

31

Решение практических задач.

1

Решение геометрических задач на местности (пришкольном участке): определение  высоты трубы, определение  ширины  предполагаемого озера (лужи).

14.05

17.05

32

Замечательные кривые.

1

Знакомство с разнообразием кривых.

21.05

24.05

33

Геометрические софизмы.

1

Знакомство с геометрическими софизмами, нахождение ошибок в логике рассуждений.

28.05

31.05

34

Геометрическая викторина.

1

Конкурс на лучший результат в викторине.

Рассмотрено

на заседании__________________

_____________________________

_____________________________

Рук. ____________ (_____________)

«___» ________________ 2017 г.

Согласовано

__________________

зам. директора по ОВВР

Синельникова И.Ю.

«___» _______________2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...

Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Така...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс

Программа  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способству...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...