Технологическая карта урока математики "Степень числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

В данном материале представлена технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Степень числа". Урок является уроком открытия нового знания, ориентирован на учебник Е.А.Бунимовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stepen.docx243.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Базовый учебник: Е.А.Бунимович

Тема: Степень числа

Цель  урока: открытие понятия степени числа.

Задачи урока:

 Образовательные:

- дать понятие  степени;

- формировать умение возводить в степень натуральное число.

Развивающие:

- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять логическую последовательность мыслей

- развивать грамотную математическую речь;

- тренировать способность к рефлексии своей деятельности и деятельности своих одноклассников

Воспитательные:

- воспитание настойчивости, целеустремленности, умения оценивать свои знания;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем;

- способствовать формированию математической компетентности учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.

Методы:  проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: доска, компьютер, экран .

Планируемые результаты:

предметные: умение возводить число в степень;

личностные: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

метапредметные: умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Основные понятия: степень, основание, показатель степени, квадрат числа, куб числа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Эмоциональный настрой на урок:

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.

Вступают в общение с учителем. Настраиваются на урок.

Личностные:

– самоопределение;

 эмоционально-положительный настрой на урок.

Коммуникативные:

–  планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3 мин.

Начнем с устного счета:

5+5+5+5

6+6+6+6+6

10+10+10+10+10+10+10+10+10+10

4+4+4+4+4+4

Ребята, а как вы считали эти примеры?

Каким действием заменяем сумму одинаковых слагаемых? Что дает замена сложения умножением?

А любую сумму можно заменить произведением?

Посмотрите на запись: 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2

Сравните ее с предыдущими примерами.

-Она удобна? Свой ответ обоснуйте.

-Упростите это выражение, сделайте короче.

Мы с вами выполняли когда-нибудь подобные задания?

-Умеем ли мы с вами это делать?

 

Выполняют задания устного счета

Отвечают на вопросы:

Заменяли сложение умножением.

При замене суммы произведением можно сосчитать быстрее.

Нет, только сумму одинаковых слагаемых.

Сходство: числа одинаковые

Различие: действие умножения

Нет, может быть слишком длинная.

Не умеем!

Личностные:

– развитие произвольного внимания. Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

– умение устанавливать аналогии;

– умение действовать по алгоритму.

– анализ объектов с целью выделения признаков;

3

Выявление места и причины затруднений

1мин

- Вы не смогли сделать запись произведения одинаковых множителей короче. Значит, вам не все математические действия с натуральными числами известны.

-Так что вы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте возникшую проблему.

-Составим план решения проблемы.

- Если мы знакомимся с новым арифметическим действием, что нам необходимо о нем знать?

Мы должны узнать как можно записать короче произведение одинаковых множителей

Выдвигают предположение о теме урока.

Высказывают свое мнение.

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной учебной цели.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные:: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе диалога.

Личностные :планирование учебной деятельности

4

Построение проекта выхода из затруднений

2 мин

Помогает наводящими вопросами сформулировать все пункты плана, записывает их на доске, после чего выводит слайд на экран.

1. Научиться записывать короче произведение одинаковых множителей

2. Изучить новое арифметическое действие:

 Как называется?
Как записывается?
Как читается?

-Поможет решить вам проблему изучение темы, название которой я предлагаю вам отгадать.

Ребус

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Запишите ее в тетради.

Пытаются сформулировать пункты плана урока.

Отгадывают ребус. Формулируют тему урока.

Тема урока «Степень числа», записывают в тетрадь.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: формулирование проблемы,

выполнение построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

5

Реализация построенного проекта

6 мин

-Ребята, произведение одинаковых множителей записывают короче так: 5*5*5*5=

2*2*2*2*2*2=.

-Это и есть новое математическое действие степень числа. Запишите в тетрадь.

-Как вы думаете, почему эти цифры используются в записи?

-Ребята, чтобы грамотно говорить, мы должны правильно называть и само выражение и каждое число в нем.

Здесь пропущены некоторые слова.  Заполнить пробелы вам поможет учебник, стр.56.

                             

        

Это выражение читают так: «….»

                                   

Делают записи в тетради.

Высказывают свое мнение.

Работают с учебником, находят в учебнике нужную информацию.

Размышляют, высказывают свои предположения.

Переносят полученную схему в тетрадь.

Читают степень, называя основание и показатель.

Регулятивные:

 Целеполагание, умение искать дополнительную информацию в учебнике

Личностные:

самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других;

умение устанавливать аналогии;

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

10 мин

Ребята, попробуем применить то знание, что мы открыли.

Устная работа:

Прочитайте

75 

94 

46 

87 

108 

32 

53

Работа в парах:

Заполни пропуски.

1. В выражении 74  число __  основание степени, число __ - показатель степени.

2. _________________ степени – это повторяющийся множитель,  а ____________________ равен числу одинаковых  множителей.

3. У степени ____основание равно 5, а показатель равен 2.

Фронтальная работа:

Запишите в виде степени, назовите показатель и основание.

№176, стр 58

Итак, ребята, степень –это новое математическое действие, у которого также находят значение, выполним №178, стр 58.

«Семь в пятой степени»

«Девять в четвёртой степени»

«Четыре в шестой степени»

«Восемь в седьмой степени»

«Десять в восьмой степени»

«Три во второй степени» или «Три в квадрате»

«Пять в третьей степени» или «Пять в кубе»

Работают в парах

Выполняют письменно в тетради , два ученика по очереди работают у доски.

Выполняют в тетради и одновременно по очереди у доски  №178.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Регулятивные: формирование умений, навыков и компетентностей в практической деятельности, контроль, оценка.

7

Физкультминутка

2 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин

Тест «Степень числа»                 ФИ __________________

1. Как называется число 5 в записи ?

  1. Основание степени
  2. Показатель степени
  3. Степень

2. Как называется число 9 в записи ?

  1. Основание степени
  2. Показатель степени
  3. Степень

3. Запишите произведение  в виде степени:

       1) 4*4*4 =

     а)                   б)                            в)                  г) 64

      2)  5*5*5*5*5*5 =

а)  5 6                       б)  15625          в)  30                 г) 6 5

4. Вычислите:

1)  7 2  =                                                                        

                                                                                     а) 49           б) 14           в) 56

 2) 1 12  =                                                                        

                                                        а) 120           б) 12           в) 1

Выполняют проверочный тест.

Меняются работами, проверяют по эталону.

Выставляют оценки.

Регулятивные:

 формирование умений, навыков и компетентностей в практической деятельности, контроль, оценка

Личностные:

обеспечение успешного усвоения знаний.

Познавательные:

умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя шаблон.

9

Включение в систему знаний

6 мин

Попробуем применить новое действие в решении заданий: №179(а,б,в)

Работают на месте и у доски.

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

10

Домашнее задание. Рефлексия учебной деятельности

4 мин

Ребята, запишите задание на дом.

Прочитать п. «Понятие степени», стр.56 в учебнике. Знать, что такое степень, показатель, основание.

Выполнить №175,179(г) на «3»

                    №175,179(г,д,е) на «4»

                    №177,180 на «5»

Творческое задание (по желанию): продолжить  сказку.

«Жили-были четыре брата Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. И вот однажды к ним в гости приехала тетушка Степень. …………»

Подведём итоги

- что такое 5 в выражении 57?

- 7-это что?

-как записать данную степень в виде произведения?

- как читается выражение 57?

- как читается выражение 53?

- как читается выражение 52?

А теперь продолжите любое из высказываний

■ Сегодня на уроке я узнал…

■ Сегодня на уроке я научился…

■ Сегодня на уроке мне запомнилось…

■ Сегодня на уроке у меня получилось…

■ Сегодня на уроке у меня не получилось…

Спасибо за урок!

(основание)

(показатель степени)

(в виде произведения семи множителей, каждый из которых равен 5)

(Пять в седьмой степени) (Пять в кубе)

(Пять в квадрате)

Коммуникативные:

оценивание учебного сотрудничества.

Личностные:

– проведение самооценки работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Степень числа"

Представлена технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Степень числа"...

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №1)

Предлагаю Вам технологическую карту и презентацию урока по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» для учащихся 5 класса.Это первый урок из предложенного проектного модуля....

Технологическая карта урока: Решение задач по теме «Нахождение процентов от числа и числа по его процентам» (урок №2)

Технологическая карта и презентация урока по теме "Нахождение процентов от числа и числа по его процентам" Материал будет полезен для учителей, работающих в 5 классах, так как технологическая кар...

Технологическая карта урока "Смешанные числа"

Данная разработка предназначена для применения учителем на уроке при изучении темы "Смешанные числа"...

Технологическая карта урока "Смешанные числа" 5 класс + презентация+самостоятельные работы

Данная разработка урока по математике в 5 классе представлена технологичской картой урока по теме "Смешанные числа", презентацией, комплектом самостоятельных работ...

Технологическая карта урока "Смешанные числа"

Самоанализ урока.  Урок по теме «Смешанные числа. Преобразование неправильной дроби в смешанное число» входит в систему уроков в разделе «Обыкновенные дроби». Этот урок от...