Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики
методическая разработка
В статье рассказывается о системно-деятельностном подходе, основных этапов урока с применением данного подхода, а также рассматриваются методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda_na_urokah_matematiki.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно–деятельностный подход на уроках математики.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход. Это переход к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях, а также придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основные этапы урока с применением системно-деятельностного подхода:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Например: можно предложить учащимся прочитать в учебнике, вдумываясь в определение, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». Призыв: «Вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
Не случайно древняя китайская пословица гласит: «Я слышу и забываю, Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю». Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах:
1) Учитель-ученик. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить.
2) Ученик-ученик. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.
Методы обучения при использовании
системно-деятельностного подхода.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
Например, в начале урока можно использовать активный метод «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.
На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Заключение. Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Можно накормить голодного рыбой,
А можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...
Обобщение опыта по теме "Применение системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания как средство повышения творческих способностей обучающихся"
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА город Губкин, Белгородская область...
«Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода».Тема:«Пропорции».
«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема: «Пропорции»....
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Программа работы мастер-класса по теме: «Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики»
Тема: Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики Цель: Повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного п...
Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...
Комментарии
Молодцы!!!
Молодцы!!!