Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
статья на тему

В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках  математики»

Вахрина Ольга Ивановна

Учитель математики 1кв. категории МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161»

Советского района г.Казани

     Перед российской образовательной системой стоит очень важная задача: необходимо добиться, чтобы каждый ученик был не только образованным, воспитанным и здоровым, но и способным на проявление инициативы и творческого подхода к любому делу. Выпускнику учебных заведений, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства, нужно быть востребованным и конкурентно-способным работником. Ему необходимо:  

  • быстро адаптироваться к новым условиям
  • проявлять гибкость и творчество
  • находить оптимальные решения сложных вопросов
  • не теряться в ситуации неопределенности
  • уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми при этом оставаться нравственным человеком.
  • быть готовым жить в высокотехнологичном, конкурентном мире.
  • потребность в познании нового
  • уметь находить и обрабатывать нужную информацию
  • самостоятельно принимать решения, быть способным решать задачи коллектива.

       В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их,  работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.

    При формировании таких качеств, столь необходимых успешному современному человеку, огромную роль играет такая школьная дисциплина как математика.  А достижение необходимого развивающего эффекта обучения возможно только при реализации деятельностного подхода, который способствует интенсификации учебного процесса.

    Анализы результатов ЕГЭ  и ОГЭ по математике свидетельствуют о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера. Однако их результаты  при выполнении заданий на применение знаний в жизненных  ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме, гораздо ниже. Обучающиеся показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение.

     Размышляя об этом, передо мной возникли следующие вопросы:

  • Как повысить уровень математической компетентности обучающихся для решения широкого диапазона жизненных задач?
  • Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учить творчески и самостоятельно?
  • Каким способом спроектировать учебный процесс, в котором каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?

      Решению данных проблем способствует использование системно - деятельностного подхода в обучении математики.

     А целью моей работы является - используя новый педагогический инструментарий, научиться проектировать урок  в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат.

      Необходимыми условиями реализации этого является

  • Непрерывное самообразование и личностный рост через повышение собственной квалификации, участие в методических семинарах, конкурсах педагогического мастерства
  • Современное оснащение учебно-образовательной среды техникой и методической литературой, способствующее интенсификации учебного процесса  
  • Современные педагогические технологии, используемые на уроках
  • Методическая поддержка районных и городских методических центров.  
  • Единомышленники: администрация, коллеги, родители, тесная связь которых является огромным стимулом для достижения хороших результатов

Важным этапом в работе педагога является изучение педагогической и психологической  литературы, список которой я представляю

Предмет изучения

Источники

Системно-деятельностный подход, деятельность, ведущая роль деятельности в развитии человека

Работы  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина

Математическая деятельность, реализация деятельностного подхода на уроке и в частности на уроке математики, теория обучения математике с использованием учебных задач

Работы  Г.В. Дорофеева, Ю.М. Колягина,  А.А. Столяра, А.Н. Колмогорова, В. Д. Шадрикова, Хуторского А.В. , О.Б.  Епишевой

Самостоятельная учебная деятельность

Работы И.А. Зимней  И.А.,  П.И. Пидкасистого

Развитие ребенка, формирование способов действия

Работы  Е.Мурашовой, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, В.П. Зинченко, А.Г. Асмолова

Учебная самостоятельность

Работы А.Ф. Дистервега, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, Г.А.Цукерман, В.В. Гузеева, Е.В. Бондаревской

Изучая методическую литературу можно сформулировать следующие этапы    построения современного урока по логике учебной деятельности

  1. Учитель ставит проблему
  2. Ученик принимает проблемную ситуацию
  3. Совместное выявление ситуации
  4. Учитель управляет поисковой деятельностью
  5. Ученик осуществляет самостоятельный поиск
  6. Обсуждение результатов.

      Составляя проект очередного урока, я ставлю вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

       На своих уроках я стараюсь использовать все возможные приемы для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск, элементы исследования, различная творческая работа. С этими приемами я хотела бы вас познакомить.

Этапы урока

Название приема

Форма работы

Проверка домашнего задания

«5 задач соседу»

Работа в парах на составление вопросов по теме и взаимопроверку.

«Мини-экзамен»

Ученик вытягивает билет с вопросом по пройденной теме.

«Конверт  идей»

Предлагается задача, которую можно решить разными способами. В конверт на стенде ученики вкладывают идеи решения задания. Задание предлагается на длительный срок.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, постановка проблемы

«График ответов»

Ответом на вопросы являются графические элементы, а результатом – изображение. Работа индивидуальная.

«Минута славы»

Индивидуальный проект - зашифровка названия своего увлечения с помощью вычислительных примеров

«Ребус-тема»

Тема урока или ключевые понятия зашифровываются в виде ребуса

Принятие проблемной ситуации

Лабораторная работа

Работа  в группе или паре с измерениями и вычислениями на основе различных моделей

«Кубик»

Бросается кубик, на гранях которого написаны задания. Таким образом определяется,  в каком ракурсе группа должна рассмотреть ту или иную ситуацию.

«Инфо-поиск»

Работа индивидуально и в группе на поиск информации в различных источниках

Изучение новых знаний и способов действий

«Фишбоун»

На «голове» рыбы обозначается проблема,  на верхних и нижних косточках – вопросы и пути их решения.  Групповая форма работы по заполнению бланка.

«До и после»

 (A/R Guide)

Ученик заполняет бланк  ответов на поставленные вопросы до и после получения информации

«Модель Фрейер»

Ученики в  групповой форме заполняют бланк  на понимание и осознание  понятий и концепций

Первичная проверка понимания изученного

«Лирические минутки»

Сочинение стишков в парах или группах с использованием терминов, изученных на уроке

«Учитель-ученик»

Работа в паре, поочередные вопросы друг другу

«Живая модель»

Моделирование в группе изученных  объектов из подручных средств.

Применение  знаний и способов действий

«Конструирование задач»

Ученик составляет задачу по теме, моделируя ситуацию и подбирая исходные данные

«Задачи с лишними данными»

Задачи заведомо содержат лишние данные. Ученики выбирают необходимые.

«Задачи с открытым вопросом»

Ученики формулируют вопросы к заданиям, исходя из предложенных в них данных.

«Мини-проекты»

Групповая форма работы по достижению поставленной цели.

Контроль

«Лови ошибку»

В групповой форме ученики ищут ошибку в предложенном задании. Результат передают учителю.

«В связке»

Задания даются в несколько этапов, где результат одного является исходным данным другого.  Осуществляется взаимопроверка в группе.

«Компьютерное тестирование»

Индивидуальное прохождение тестов на компьютере с получением результата,  оценки и указанием ошибок.

Рефлексия

«Плюс, минус, интересно»

Заполнение таблицы с указанием положительных и отрицательных результатов усвоения материала

«3М»

Ученик называет или описывает три момента, которые у него получились на уроке.

«ЛТС»

Прием карандашной пометки на полях «Легко/Трудно/Сомнения»

 

       Моя задача как учителя - выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово. Это является важной ступенью к формированию глобального мышления и самосовершенствованию личности. А те приемы о которых говорилось выше помогают сделать это. Преимущества  этих приемов заключаются в следующем:учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий. У ребят растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению. Появляется возможность развития разносторонних навыков: новый тип мышления, нахождение ответов на поставленные вопросы, работа в коллективе, общение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реали...