Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
статья на тему
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики»
Вахрина Ольга Ивановна
Учитель математики 1кв. категории МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161»
Советского района г.Казани
Перед российской образовательной системой стоит очень важная задача: необходимо добиться, чтобы каждый ученик был не только образованным, воспитанным и здоровым, но и способным на проявление инициативы и творческого подхода к любому делу. Выпускнику учебных заведений, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро меняющегося информационного пространства, нужно быть востребованным и конкурентно-способным работником. Ему необходимо:
- быстро адаптироваться к новым условиям
- проявлять гибкость и творчество
- находить оптимальные решения сложных вопросов
- не теряться в ситуации неопределенности
- уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми при этом оставаться нравственным человеком.
- быть готовым жить в высокотехнологичном, конкурентном мире.
- потребность в познании нового
- уметь находить и обрабатывать нужную информацию
- самостоятельно принимать решения, быть способным решать задачи коллектива.
В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.
При формировании таких качеств, столь необходимых успешному современному человеку, огромную роль играет такая школьная дисциплина как математика. А достижение необходимого развивающего эффекта обучения возможно только при реализации деятельностного подхода, который способствует интенсификации учебного процесса.
Анализы результатов ЕГЭ и ОГЭ по математике свидетельствуют о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме, гораздо ниже. Обучающиеся показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение.
Размышляя об этом, передо мной возникли следующие вопросы:
- Как повысить уровень математической компетентности обучающихся для решения широкого диапазона жизненных задач?
- Как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учить творчески и самостоятельно?
- Каким способом спроектировать учебный процесс, в котором каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Решению данных проблем способствует использование системно - деятельностного подхода в обучении математики.
А целью моей работы является - используя новый педагогический инструментарий, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат.
Необходимыми условиями реализации этого является
- Непрерывное самообразование и личностный рост через повышение собственной квалификации, участие в методических семинарах, конкурсах педагогического мастерства
- Современное оснащение учебно-образовательной среды техникой и методической литературой, способствующее интенсификации учебного процесса
- Современные педагогические технологии, используемые на уроках
- Методическая поддержка районных и городских методических центров.
- Единомышленники: администрация, коллеги, родители, тесная связь которых является огромным стимулом для достижения хороших результатов
Важным этапом в работе педагога является изучение педагогической и психологической литературы, список которой я представляю
Предмет изучения | Источники |
Системно-деятельностный подход, деятельность, ведущая роль деятельности в развитии человека | Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина |
Математическая деятельность, реализация деятельностного подхода на уроке и в частности на уроке математики, теория обучения математике с использованием учебных задач | Работы Г.В. Дорофеева, Ю.М. Колягина, А.А. Столяра, А.Н. Колмогорова, В. Д. Шадрикова, Хуторского А.В. , О.Б. Епишевой |
Самостоятельная учебная деятельность | Работы И.А. Зимней И.А., П.И. Пидкасистого |
Развитие ребенка, формирование способов действия | Работы Е.Мурашовой, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, В.П. Зинченко, А.Г. Асмолова |
Учебная самостоятельность | Работы А.Ф. Дистервега, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, Г.А.Цукерман, В.В. Гузеева, Е.В. Бондаревской |
Изучая методическую литературу можно сформулировать следующие этапы построения современного урока по логике учебной деятельности
- Учитель ставит проблему
- Ученик принимает проблемную ситуацию
- Совместное выявление ситуации
- Учитель управляет поисковой деятельностью
- Ученик осуществляет самостоятельный поиск
- Обсуждение результатов.
Составляя проект очередного урока, я ставлю вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
На своих уроках я стараюсь использовать все возможные приемы для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск, элементы исследования, различная творческая работа. С этими приемами я хотела бы вас познакомить.
Этапы урока | Название приема | Форма работы |
Проверка домашнего задания | «5 задач соседу» | Работа в парах на составление вопросов по теме и взаимопроверку. |
«Мини-экзамен» | Ученик вытягивает билет с вопросом по пройденной теме. | |
«Конверт идей» | Предлагается задача, которую можно решить разными способами. В конверт на стенде ученики вкладывают идеи решения задания. Задание предлагается на длительный срок. | |
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности, постановка проблемы | «График ответов» | Ответом на вопросы являются графические элементы, а результатом – изображение. Работа индивидуальная. |
«Минута славы» | Индивидуальный проект - зашифровка названия своего увлечения с помощью вычислительных примеров | |
«Ребус-тема» | Тема урока или ключевые понятия зашифровываются в виде ребуса | |
Принятие проблемной ситуации | Лабораторная работа | Работа в группе или паре с измерениями и вычислениями на основе различных моделей |
«Кубик» | Бросается кубик, на гранях которого написаны задания. Таким образом определяется, в каком ракурсе группа должна рассмотреть ту или иную ситуацию. | |
«Инфо-поиск» | Работа индивидуально и в группе на поиск информации в различных источниках | |
Изучение новых знаний и способов действий | «Фишбоун» | На «голове» рыбы обозначается проблема, на верхних и нижних косточках – вопросы и пути их решения. Групповая форма работы по заполнению бланка. |
«До и после» (A/R Guide) | Ученик заполняет бланк ответов на поставленные вопросы до и после получения информации | |
«Модель Фрейер» | Ученики в групповой форме заполняют бланк на понимание и осознание понятий и концепций | |
Первичная проверка понимания изученного | «Лирические минутки» | Сочинение стишков в парах или группах с использованием терминов, изученных на уроке |
«Учитель-ученик» | Работа в паре, поочередные вопросы друг другу | |
«Живая модель» | Моделирование в группе изученных объектов из подручных средств. | |
Применение знаний и способов действий | «Конструирование задач» | Ученик составляет задачу по теме, моделируя ситуацию и подбирая исходные данные |
«Задачи с лишними данными» | Задачи заведомо содержат лишние данные. Ученики выбирают необходимые. | |
«Задачи с открытым вопросом» | Ученики формулируют вопросы к заданиям, исходя из предложенных в них данных. | |
«Мини-проекты» | Групповая форма работы по достижению поставленной цели. | |
Контроль | «Лови ошибку» | В групповой форме ученики ищут ошибку в предложенном задании. Результат передают учителю. |
«В связке» | Задания даются в несколько этапов, где результат одного является исходным данным другого. Осуществляется взаимопроверка в группе. | |
«Компьютерное тестирование» | Индивидуальное прохождение тестов на компьютере с получением результата, оценки и указанием ошибок. | |
Рефлексия | «Плюс, минус, интересно» | Заполнение таблицы с указанием положительных и отрицательных результатов усвоения материала |
«3М» | Ученик называет или описывает три момента, которые у него получились на уроке. | |
«ЛТС» | Прием карандашной пометки на полях «Легко/Трудно/Сомнения» |
Моя задача как учителя - выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово. Это является важной ступенью к формированию глобального мышления и самосовершенствованию личности. А те приемы о которых говорилось выше помогают сделать это. Преимущества этих приемов заключаются в следующем:учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий. У ребят растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению. Появляется возможность развития разносторонних навыков: новый тип мышления, нахождение ответов на поставленные вопросы, работа в коллективе, общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.
В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...
Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики
Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка
Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....
Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Перед педагогическим коллективом Пансиона стоит непростая задача – воспитать не только женщину, будущую мать, хранительницу очага, но и всесторонне развитую, творческую личность, способную реали...