Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_ogorodnikova_l.n.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» Руководитель МО _________/А.Н.Самонина/__________ Протокол №____________ от «_____» _______________ 2013года | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 6» Бавлинского муниципального района РТ _____________/_Г.Р.Залеева «31» августа 2013 года | «Утверждено» директор МБОУ СОШ №6 города Бавлы _____________/Т.А.Малахова/ Приказ № 181от «02» 09. 2013 г. |
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Огородниковой Людмилы Николаевны
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач.
Подготовка к ЕГЭ»
2013-2014 учебный год
Авторская программа факультативного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ»
Программа факультативного курса по русскому языку в 10 классе
«Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю,
итого- 35 часов.
1. Пояснительная записка
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Цель курса:обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, пунктуационной зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
- общеклассная
- групповая
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,
- работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации;
- работа с разнообразными лингвистическими словарями.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
- репродуктивные
- творческие
- подготовительные
- поисковые
Итоговый контроль:
- проверочные работы
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Теоретической основой данной программы являются:
- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения.
- личностно-ориентированное обучение
- тест-технологии
- ИКТ
- технология разноуровневого обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;
- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985
4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2001.
6.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. - М..2002.
7.Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 -11 классы. - М., 2001.
8.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб., 2001.
9.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.
10.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2000.
11.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2001.
12.Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. – М., 1995.
13.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах.- М., 2009
14.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
15.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
16.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984
17.Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация. Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.
18.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 1995.
19. Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
20. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы: – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М.,Просвещение,2007
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-М.,2004
5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
6.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
7.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2003.
8.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2000.
9.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2001.
10.Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.11.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.11
11.Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2006.
12. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М., 2002.
13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка часть. - М., 2002.
14.Ткаченко Н Г. Тесты по грамматике русского языка: Контрольные работы. - М., 2003.
15.Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. - М., 1991.
Электронные и цифровые пособия.
Единая коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Информационная система «Ура! Учим русский язык!» http://lpm.org.ru/russian/static/
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Портал видеоуроковhttp://interneturok.ru/.
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Справочно-информационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Функциональный стили речи (презентации) CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд. «Первое сентября» № 22/2010 г.)
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Электронный тренажер по орфографии CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд.«Первое сентября» № 22/2010 г.)
7.3. Список мультимедийных презентаций и интерактивных плакатов.
- Пунктуационный практикум №1 (Тире в простом предложении)
- . Пунктуационный практикум №2 (Знаки препинания в предложениях с однородными членами)
- . Пунктуационный практикум №3 (Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях)
- . Пунктуационный практикум №4 (Обособленные определения)
- . Пунктуационный практикум №5(Обособленные обстоятельства)
- . Пунктуационный практикум №6(Знаки препинания при слове как)
- . Пунктуационный практикум №7 (Принципы русской пунктуации)
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№ Кол-во часов | Тема урока | Виды и характеристика учебной деятельности | Планируемые результаты | Сроки проведения | Примечания |
1. | О пунктуации. Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация? | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок. репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: составление связного ответа «Что такое пунктуация?» | Знать: что такое пунктуация, для чего служит пунктуация, что она способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей; понимать: что пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, уметь: объяснить ,что такое и зачем нужна пунктуация. | ||
2. | Принципы русской пунктуации. Знаки препинания. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок. репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: составление связного ответа «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания» | Знать: принципы русской пунктуации, основные знаки препинания понимать: что принципы русской пунктуации- это основы современных пунктуационных правил. уметь: с помощью знаков препинания отражать смысловое и структурное членение речи. | ||
3. | Точка. Правила постановки точки. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок. репродуктивная: анализ текстов Д.Лихачева о языке. продуктивная творческая: составление текстов. | Знать: Правила постановки точки понимать: что точка ставится в конце простого повествовательного предложения, перед союзами и,а,но,однако, если они начинают новое предложение. уметь: различать повествовательные предложения. | ||
4. | Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой. | Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, презентация, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений по схемам, составление таблицы «Вот она какая-точка с запятой» продуктивная творческая: Подготовить устное сообщение «Какое место точка с запятой занимает в системе знаков препинания?»,тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: правила постановки точки с запятой, понимать: что точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное без союзов,если они распространены и имеют внутри себя знаки препинания. уметь: правильно определять сложные предложения, в которых ставится точка с запятой. | ||
5. | Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, видеоурок. репродуктивная: объяснительный диктант продуктивная творческая: синтаксический, пунктуационный разбор предложений. тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | Знать: правила постановки запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному, в каких случаях запятая не ставится. понимать: что запятая ставится внутри простых, в ССП,СПП,БСП. уметь: правильно ставить запятые в простых и сложных предложениях. | ||
6. | Запятая между главными и придаточными предложениями. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением. продуктивная творческая: составить схемы предложений, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: группы СПП по значению и строению, понимать: уметь: определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять. | ||
7. | Запятая между однородными членами предложения. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: дополнение предложений однородными членами, составление схем предложений продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя». тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | Знать: признаки однородных членов понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания. | ||
8. | Запятая между повторяющимися словами. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: дополнение предложений повторяющимися словами, составление схем предложений продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверь себя»,тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: признаки одинаковых слов, повторяющихся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества. понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для усиления степени качества. уметь: находить в предложении одинаковые слова, повторяющиеся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества. ть, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с повторяющимися словами , обосновывать постановку знаков препинания. | ||
9. | Запятая при сравнительных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: отсутствие или наличие запятой перед союзом как, сравнительный оборот. продуктивная творческая: синтаксический и пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | Знать: правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах. понимать: постановку знаков препинания при сравнительных оборотах. уметь: опознавать синтаксические конструкции с как,правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов. | ||
10-11. | Запятая при определительных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота,прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, приложение как разновидность определения продуктивная творческая: объяснительный, распределительный диктанты, составить план к теоретическому материалу, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: определение причастного оборота и понятия одиночного причастия, условия выделения запятыми, правила постановки запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям. понимать: понимать отличие зависимого слова от определяемого, постановку запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям. уметь: устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми, согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом; распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. | ||
12-13. | Запятая при обстоятельственных оборотах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, выделение одиночного деепричастия запятыми. продуктивная творческая: комментированный диктант, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ. | Знать: определение «деепричастный оборот» понимать: добавочное действие производится тем же лицом (предметом),что и основное. уметь: разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям. | ||
14. | Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. продуктивная творческая: выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений, синтаксический разбор. | Знать: иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. понимать: правильно расставлять запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении. уметь: опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. | ||
15. | Запятые при вводных предложениях и вводных словах. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: запись вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения),распределение на группы вводных конструкций по значению- вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них. продуктивная творческая: Заполнить таблицу «Значения вводных слов»своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: группы вводных конструкций по значению; понимать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь: выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения, употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | ||
16. | Запятые при обращении. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: обращение, знаки препинания при нем, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением, наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. продуктивная творческая: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няня».Объяснить постановку знаков препинания при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращения можно выразить свое отношение. Какие еще языковые средства(лексические, грамматические)могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. Написать письмо маме, бабушке. Использовать разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку. | Знать: иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи(звательная, оценочная и изобразительная функция обращения); понимать: интонационно правильно произносить предложения; уметь: характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. | ||
17. | Запятые при междометии. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях, запятые при междометиях. продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, где междометия выражали бы разные чувства. | Знать: о интонационном и пунктуационном выделении междометий; понимать: значения междометий в художественных произведениях; уметь: использовать междометия в собственной речи, уместно ставить запятые при междометиях. | ||
18. | Запятые после утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение утвердительного слова да, отрицательного слова нет и вопросительного слова что в предложениях, запятые при утвердительных, отрицательных и вопросительных слов. продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, с утвердительными, от-рицательными и во-просительными словами. | Знать: о интонационном и пунктуационном выделении утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов. понимать: значения междометий в художественных произведениях; уметь: использовать утвердительные, от-рицательные и во-просительные слова в собственной речи, уместно ставить запятые при утвердительных, от-рицательных и во-просительных словах. | ||
19-20. | Двоеточие. Правила постановки двоеточия. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с обобщающими словами перед однородными членами, постановка двоеточия после обобщающего слова, конструирование бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения, постановка доеточия в БСП. продуктивная творческая: графический диктант, тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: что такое обобщающее слово,условия постановки двоеточия между частями БСП понимать: случаи постановки двоеточия, смысловые отношения (причины,пояснения,дополнения) уметь: расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородными членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения в БСП, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. | ||
21-22. | Тире. Правила постановки тире. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже, тире в неполном предложении, тире для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, тире в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. продуктивная творческая: взаимодиктант, составить и записать тезисный план теоретического материала, проиллюстрировать своими примерами. тренировочный тест в формате ЕГЭ | Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения(противопоставления, времени, условия и следствия) понимать: случаи постановки тире, смысловые отношения в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. уметь: опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым, конструировать предложения со значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. | ||
23. | Знак вопросительный. Правила постановки Вопросительного знака. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с вопросительным знаком. продуктивная творческая: графический диктант. | Знать: правила постановки вопросительного знака понимать: случаи постановки вопросительного знака уметь: конструировать предложения с вопросительным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. | ||
24. | Знак восклицательный. Правила постановки восклицательного знака. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с восклицательным знаком. продуктивная творческая: графический диктант. | Знать: правила постановки восклицательного знака понимать: случаи постановки восклицательного знака уметь: конструировать предложения с восклицательным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. | ||
25. | Многоточие. Правила постановки Многоточия. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конструирование предложений с многоточием. продуктивная творческая: графический диктант. | Знать: правила постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах). понимать: случаи постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах). уметь: конструировать предложения с многоточием, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи. | ||
26. | Скобки. Правила постановки скобок. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: разбор предложений со скобками, конструирование предложений. продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. | Знать: в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний. понимать: роль скобок в предложениях. уметь: правильно ставить скобки в предложениях. | ||
27. | Кавычки. Правила Постановки кавычек. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.. репродуктивная: : разбор предложений с кавычками, конструирование предложений. продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. Составить предложения, используя слова, употребляемые в кавычках | Знать: что кавычками выделяются цитаты, выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные. понимать: условия постановки кавычек уметь: правильно выделять кавычками цитаты, слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные | ||
28-29-30. | Знаки при прямой речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: разбор предложений с прямой речью, анализирование и конструирование предложений с прямой речью, замена прямой речи косвенной и наоборот, постановка знаков препинания при цитатах. продуктивная творческая: графический диктант,из высказываний сделать предложения с прямой речью( 1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-вариант: прямая речь после слов автора),замена прямой речи на косвенную и наоборот, цитирование. тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: что такое прямая речь, косвенная речь. понимать: понятие о прямой и косвенной речи, условия постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи, цитировании. уметь: правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания при прямой речи, находить предложения с прямой речью, анализировать и конструировать предложения с прямой речью, составлять их схемы, правильно и выразительно читать их, употреблять вежливые формы обращения, заменять прямую речь косвенной и наоборот, анализировать и конструировать предложения с цитатами. | ||
31. | Авторские знаки препинания. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок. репродуктивная: конспектирование текста на лингвистическую тему, аналитическая работа с прозаическими поэтическими текстами. продуктивная творческая: работа по карточкам, анализ заданий предложенных в карточке, исследовать тексты М.И.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выписать примеры использования в них авторских знаков. | Знать: что знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими, роль авторских знаков препинания в текстах. понимать: авторский знак привлекает внимание читателей: – выражает особую авторскую интонацию; уметь: выявлять в текстах авторские знаки препинания, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова. Знать: | ||
32-33. | О сочетаниях знаков препинания. | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.. репродуктивная: разбор предложений, анализирование и конструирование предложений, когда сочетаются несколько знаков препинания. продуктивная творческая: выборочный диктант, анализ текста. | Знать: что при встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек. понимать: что перед закрывающими кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки. уметь: правильно расставлять знаки препинания при сочетании знаков препинания. | ||
34. | Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ». | Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.. репродуктивная: выполнение тренировочных упражнений продуктивная творческая: тренировочный тест в формате ЕГЭ. | Знать: принципы русской пунктуации, функции знаков препинания понимать: условия выбора определенных знаков препинания уметь: определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении, правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложения. | ||
35. | Зачетная тестовая работа. | Рецептивная: объяснение учителя. репродуктивная: самостоятельный разбор заданий. продуктивная творческая: выполнение контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ. | Знать: правила постановки всех знаков препинания в русском языке понимать: условия выбора различных знаков препинания уметь: правильно решать пунктуационные задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Рабочая программа практикума по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...
Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"
Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...
Рабочая программа элективного курса по математике, 9 класс «Решение задач. Подготовка к ОГЭ.»
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами; знание и понимание ключевых элементов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Подготовка к ОГЭ»
Рабочая программа факультатива по русскому языку для учащихся 9 класса...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...