Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Огородникова Людмила Николаевна

 

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических  умений.Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой. Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_ogorodnikova_l.n.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

«Согласовано»

Руководитель МО

_________/А.Н.Самонина/__________

Протокол      №____________ от «_____» _______________ 2013года

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 6» Бавлинского муниципального района РТ

_____________/_Г.Р.Залеева

 «31» августа 2013 года

«Утверждено»

директор  МБОУ СОШ №6 города Бавлы

_____________/Т.А.Малахова/

Приказ № 181от «02» 09. 2013 г.

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Огородниковой Людмилы Николаевны

учителя русского языка и литературы первой   квалификационной категории

по русскому языку  в 10  классе «Решение пунктуационных задач.

Подготовка к ЕГЭ»

                                       2013-2014 учебный год

Авторская программа факультативного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ»

Программа  факультативного курса  по русскому языку в 10 классе

«Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю,

итого- 35 часов.

                                            1. Пояснительная записка

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.

Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических  умений.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Цель курса:обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, пунктуационной зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

Задачи курса:

-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по  синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;

-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

-обеспечить практическое использование знаний и умений  по культуре речи на уроках  по другим предметам;

-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся. 

Задачи решаются при использовании таких форм работы:
- общеклассная
- групповая
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- дифференцированная 
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,
- работа с обобщающими схемами и таблицами по  пунктуации; 
- работа с разнообразными лингвистическими словарями.

В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны  уметь:

- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;

-  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с  темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма  пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными  пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

 Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ:

1.Обобщающие:

- репродуктивные

- творческие

- подготовительные

- поисковые

Итоговый контроль:

- проверочные работы

Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Теоретической основой данной программы являются:

- система языковых понятий;

- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся

Принципы, на которых базируется программа:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний

- активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

- технология проблемного обучения.

- личностно-ориентированное обучение

- тест-технологии

- ИКТ

- технология разноуровневого обучения

- технология поэтапного формирования умственных действий

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик

- овладевает глубокими систематизированными знаниями;

- способен работать с разнообразной информацией;

- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

- способен аргументировано доказать собственную точку зрения

- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила  пунктуации;

- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;

- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;

- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.  

                           

                                                Литература для учащихся

1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых

2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007

3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985

4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2001.

6.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. - М..2002.

 7.Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 -11 классы. - М., 2001.

8.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб., 2001.

9.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.

10.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2000.

11.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2001.

12.Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. – М., 1995.

13.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах.- М., 2009

14.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)

15.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999

16.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984

17.Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация. Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.

18.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 1995.

19. Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

20. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы:  – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

                                                   Литература для учителя

1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.

Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М.,Просвещение,2007

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990

3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999

4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-М.,2004

5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970

6.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

7.Безымянная О. М.  Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2003.

8.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2000.

9.Валгина И.С.  Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2001.

10.Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.11.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.11

11.Гольцова Н.Г.  Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2006.

12. Солганик Г.Я.  Стилистика текста: Учебное пособие. - М., 2002.

13. Ткаченко Н.Г.  Тесты по грамматике русского языка часть. - М., 2002.

14.Ткаченко Н Г. Тесты по грамматике русского языка: Контрольные работы. - М., 2003.

15.Чеснокова Л.Д.  Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. - М., 1991.

Электронные и цифровые пособия.

http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

http://www.svetozar.ru/

Единая коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/

Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

Информационная система «Ура! Учим русский язык!» http://lpm.org.ru/russian/static/

Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

Мир слова русского   http://www.rusword.org

Портал видеоуроковhttp://interneturok.ru/.

Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

Справочно-информационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru   

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Функциональный стили речи (презентации) CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд. «Первое сентября» № 22/2010 г.)

Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

Электронный тренажер по орфографии CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд.«Первое сентября» № 22/2010 г.)

7.3. Список мультимедийных презентаций и интерактивных плакатов.

  1. Пунктуационный практикум №1 (Тире в простом предложении)
  2. . Пунктуационный практикум №2 (Знаки препинания в предложениях  с однородными членами)
  3. . Пунктуационный практикум №3 (Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях)
  4. . Пунктуационный практикум №4 (Обособленные определения)
  5. . Пунктуационный практикум №5(Обособленные обстоятельства)
  6. . Пунктуационный практикум №6(Знаки препинания при слове как)
  7. . Пунктуационный практикум №7 (Принципы русской пунктуации)

Календарно- тематическое  планирование по русскому языку в 10 классе

Кол-во часов

Тема урока

Виды и характеристика учебной деятельности

Планируемые результаты

Сроки проведения

Примечания

1.

О пунктуации. Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация?

Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.

репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; 

продуктивная творческая: составление связного ответа «Что такое пунктуация?»

Знать: что такое пунктуация, для чего служит пунктуация, что она способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей; понимать: что пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, уметь: объяснить ,что такое  и зачем нужна пунктуация.

2.

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.

Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.

репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера; 

продуктивная творческая: составление связного ответа «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания»

Знать: принципы русской пунктуации, основные знаки препинания

понимать: что принципы русской пунктуации- это основы современных пунктуационных правил.

уметь: с помощью знаков препинания отражать смысловое и структурное членение речи.

3.

Точка. Правила постановки точки.

Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.

репродуктивная: анализ текстов Д.Лихачева о языке.

продуктивная творческая: составление текстов.

Знать: Правила постановки точки

понимать: что точка ставится в конце простого повествовательного предложения, перед союзами и,а,но,однако, если они начинают новое предложение.

уметь: различать повествовательные предложения.

4.

Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой.

Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, презентация, видеоурок.

репродуктивная: конструирование предложений по схемам, составление таблицы «Вот она какая-точка с запятой»

продуктивная творческая: Подготовить устное сообщение «Какое место точка с запятой занимает в системе знаков препинания?»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: правила постановки точки с запятой,

понимать: что точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное без союзов,если они распространены и имеют внутри себя знаки препинания.

уметь: правильно определять сложные предложения, в которых ставится точка с запятой.

5.

Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, видеоурок.

репродуктивная: объяснительный диктант

продуктивная творческая: синтаксический, пунктуационный разбор предложений. тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.

Знать: правила постановки  запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному, в каких случаях запятая не ставится.

понимать: что запятая ставится внутри простых, в ССП,СПП,БСП.

уметь: правильно  ставить запятые в простых и сложных предложениях.

6.

Запятая между главными и придаточными предложениями.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением.

продуктивная творческая: составить схемы предложений, тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: группы СПП по значению и строению, понимать:

уметь:  определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять.

7.

Запятая между однородными членами предложения.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: дополнение предложений однородными членами, составление схем предложений

продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя». тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.

Знать: признаки однородных членов

понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания.

8.

Запятая между повторяющимися словами.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: дополнение предложений повторяющимися словами, составление схем предложений

продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверь себя»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать:  признаки одинаковых слов, повторяющихся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.

понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.

уметь: находить в предложении одинаковые слова, повторяющиеся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.

ть, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с повторяющимися словами , обосновывать постановку знаков препинания.

9.

Запятая при сравнительных оборотах.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: отсутствие или наличие запятой перед союзом как, сравнительный оборот.

продуктивная творческая: синтаксический и пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.

Знать: правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.

понимать: постановку знаков препинания при сравнительных оборотах.

уметь: опознавать синтаксические конструкции с как,правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов.

10-11.

Запятая при определительных оборотах.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота,прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, приложение как разновидность определения

продуктивная творческая: объяснительный, распределительный диктанты, составить план к теоретическому материалу, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами, тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: определение причастного оборота и понятия одиночного причастия, условия выделения запятыми, правила постановки  запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.

понимать: понимать отличие зависимого слова от определяемого, постановку запятой  при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.

уметь: устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми, согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом; распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении.

12-13.

Запятая при обстоятельственных оборотах.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, выделение одиночного деепричастия запятыми.

продуктивная творческая: комментированный диктант, тренировочные  упражнения в формате ЕГЭ.

Знать: определение «деепричастный оборот»

понимать: добавочное действие производится тем же лицом (предметом),что и основное.

уметь: разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям.

14.

Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

продуктивная творческая: выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений, синтаксический разбор.

Знать: иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов.

понимать: правильно расставлять запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.

уметь: опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания.

15.

Запятые при вводных предложениях и вводных словах.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: запись вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения),распределение на группы вводных конструкций по значению- вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них.

продуктивная творческая: Заполнить таблицу «Значения вводных слов»своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо, тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: группы вводных конструкций по значению;

понимать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания;

уметь: выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения, употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

16.

Запятые при обращении.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: обращение, знаки препинания при нем, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением, наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

продуктивная творческая: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няня».Объяснить постановку знаков препинания при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращения можно выразить свое отношение. Какие еще языковые средства(лексические, грамматические)могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. Написать письмо маме, бабушке. Использовать разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку.

Знать: иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи(звательная, оценочная и изобразительная функция обращения);

понимать: интонационно правильно произносить предложения;

уметь: характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

17.

Запятые при междометии.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях, запятые при междометиях.

продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, где междометия выражали бы разные чувства.

Знать: о интонационном и пунктуационном выделении междометий;

понимать: значения междометий в художественных произведениях;

уметь: использовать междометия в собственной речи, уместно ставить запятые при междометиях.

18.

Запятые после утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение утвердительного слова да, отрицательного слова нет и вопросительного слова что в предложениях, запятые при утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, с

утвердительными, от-рицательными и во-просительными словами.

Знать:  о интонационном и пунктуационном выделении утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов.

понимать: значения междометий в художественных произведениях;

уметь: использовать утвердительные, от-рицательные и во-просительные слова в собственной речи, уместно ставить запятые при утвердительных, от-рицательных и во-просительных словах.

19-20.

Двоеточие. Правила постановки двоеточия.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: конструирование предложений с обобщающими словами перед однородными членами, постановка двоеточия после обобщающего слова, конструирование бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения, постановка доеточия в БСП.

продуктивная творческая: графический диктант, тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: что такое обобщающее слово,условия постановки двоеточия между частями  БСП

понимать: случаи постановки двоеточия, смысловые отношения (причины,пояснения,дополнения)

уметь: расставлять знаки препинания  в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородными членами, самостоятельно подбирать  примеры на изученные пунктуационные правила, конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения в БСП, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

21-22.

Тире. Правила постановки тире.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже, тире в неполном предложении, тире для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, тире в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

продуктивная творческая: взаимодиктант, составить и записать тезисный план теоретического материала, проиллюстрировать своими примерами. тренировочный тест в формате ЕГЭ

Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, для обозначения  пространственных, временных и количественных пределов, условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения(противопоставления,  времени, условия и следствия)

понимать: случаи постановки тире, смысловые отношения в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

уметь: опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между  подлежащим и сказуемым, конструировать предложения со  значениями противопоставления, времени, условия и следствия,

интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.        

23.

Знак вопросительный.

Правила постановки

Вопросительного знака.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: конструирование предложений с вопросительным знаком.

продуктивная творческая: графический диктант.

Знать: правила постановки вопросительного знака

понимать: случаи постановки вопросительного знака

уметь: конструировать предложения с вопросительным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.

24.

Знак восклицательный.

Правила постановки

восклицательного знака.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: конструирование предложений с восклицательным знаком.

продуктивная творческая: графический диктант.

Знать: правила постановки восклицательного знака

понимать: случаи постановки восклицательного знака

уметь: конструировать предложения с восклицательным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.

25.

Многоточие.

Правила постановки

Многоточия.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: конструирование предложений с многоточием.

продуктивная творческая: графический диктант.

Знать: правила постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).

понимать: случаи постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).

уметь: конструировать предложения с многоточием, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.

26.

Скобки. Правила

постановки скобок.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: разбор предложений со скобками, конструирование предложений.

продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста.

Знать: в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний.

понимать: роль скобок в предложениях.

уметь: правильно ставить скобки в предложениях.

27.

Кавычки. Правила

Постановки кавычек.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..

репродуктивная: : разбор предложений с кавычками, конструирование предложений.

продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. Составить предложения, используя слова, употребляемые  в кавычках

Знать: что кавычками выделяются цитаты, выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные.

понимать: условия постановки кавычек

уметь: правильно выделять кавычками цитаты, слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные

28-29-30.

Знаки при прямой

речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции,  видеоурок.

репродуктивная: разбор предложений с прямой речью, анализирование и конструирование предложений с прямой речью, замена прямой речи косвенной и наоборот, постановка знаков препинания при цитатах.

продуктивная творческая: графический диктант,из высказываний сделать предложения с прямой речью( 1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-вариант: прямая речь после слов автора),замена прямой речи на косвенную и наоборот, цитирование. тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: что такое прямая речь, косвенная речь.

понимать: понятие о прямой и косвенной речи, условия постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи, цитировании.

уметь: правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания при прямой речи, находить предложения с прямой речью, анализировать и конструировать предложения с прямой речью, составлять их схемы, правильно и выразительно читать их, употреблять вежливые формы обращения, заменять прямую речь косвенной и наоборот, анализировать и конструировать предложения с цитатами.

31.

Авторские знаки препинания.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.

репродуктивная: конспектирование текста на лингвистическую тему, аналитическая работа с прозаическими поэтическими текстами.

продуктивная творческая: работа по карточкам, анализ заданий предложенных в карточке, исследовать тексты М.И.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выписать примеры использования в них авторских знаков.

Знать: что знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими, роль авторских знаков препинания в текстах.

понимать: авторский знак привлекает внимание читателей:

– выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания

уметь: выявлять в текстах  авторские знаки препинания, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова.        Знать:

32-33.

О сочетаниях знаков препинания.

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..

репродуктивная: разбор предложений, анализирование и конструирование предложений, когда сочетаются несколько знаков препинания.

продуктивная творческая: выборочный диктант, анализ текста.

Знать: что при встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек.

понимать: что  перед закрывающими кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки.

уметь: правильно расставлять знаки препинания при сочетании знаков препинания.

34.

Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ».

Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..

репродуктивная: выполнение тренировочных упражнений

продуктивная творческая: тренировочный тест в формате ЕГЭ.

Знать: принципы русской пунктуации, функции знаков препинания

понимать: условия выбора определенных знаков препинания

уметь: определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении, правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложения.

35.

Зачетная тестовая  работа.

Рецептивная: объяснение учителя.

репродуктивная: самостоятельный разбор заданий.

продуктивная творческая: выполнение контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Знать: правила постановки всех знаков препинания в русском языке

понимать: условия выбора различных знаков препинания

уметь: правильно решать пунктуационные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

Рабочая программа практикума  по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...

Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"

Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...

Рабочая программа элективного курса по математике, 9 класс «Решение задач. Подготовка к ОГЭ.»

При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны  продемонстрировать: владение  основными  алгоритмами; знание  и понимание  ключевых  элементов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Подготовка к ОГЭ»

Рабочая программа факультатива по русскому языку  для учащихся 9 класса...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ

рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...