рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме

Гагинян Вера Алексеевна

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_zadachi_s_modulyami_i_parametrami_.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на  заседании МО

Протокол №___

от______ ________2009г.

Согласовано

на  заседании НМС

Протокол №____

от______ ________2009г.

                 

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №46

 _____________Н.Ф.Иванисов

от______ ________2009г.

Рабочая программа элективного курса

«Задачи с  модулями и  параметрами»

Ф. И. О. учителя: Гагинян Веры Алексеевны

Класс: 11-е

Количество часов: 34 час

Пояснительная записка.

Основная функция курсов по выбору в системе профильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после11-го класса сделает осознанный и успешный выбор вуза, связанного с математикой.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.

Курс «Задачи с модулями и параметрами» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

 Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов  оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту  вуз, особенно вуз высокого уровня.

Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с параметрами и модулями.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике, позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.

Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Основная цель данного курса – подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.

Воспитательное назначение  курса.

Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Основные задачи данного курса:

  1. углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  2. выявить и развить их математические способности;
  3. расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
  4. повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;
  5. развитие навыков исследовательской деятельности,
  6. обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
  7. обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Работа элективного курса строится на принципах:   -  научности;

          -  доступности;

          -  опережающей сложности;

          -  вариативности;

          -  самоконтроля.

Формы контроля:

  1. Рейтинг – таблица
  2. Уроки самооценки и оценки товарищей
  3. Презентация учебных проектов

О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности.

Для того чтобы  урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.

Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
  2. точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  3. правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
  4. применять рациональные приемы тождественных преобразований;
  5. использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

-понятие параметра

-прочно усвоить понятие модуль числа;

-алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;

-зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;

-свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

-свойства функций в задачах с параметрами.

должны уметь:

  1. уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
  2. уметь решать линейные, квадратные неравенства с  модулем;
  3. строить графики уравнений, содержащие модули;
  4. уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
  5. уметь решать неравенства с параметром;
  6. находить корни квадратичной функции;
  7. строить графики квадратичных функций;
  8. исследовать квадратный трехчлен;
  9. знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Содержание обучения.

  1. Решение задач с модулем. (12 часов).

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

2.Решение задач с параметрами. (12 часов).

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,

неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов).

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

Список литературы.

Литература для учащихся

  1. Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
  2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.

Литература для учителя

  1. Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
  2. Ястрибинецкий Г.А  Задачи с параметрами.
  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.

      Задачи с параметрами.

      «Необходимые условия в задачах с параметрами».

  1. Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы.
  2. Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
  3. Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
  4. Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
  5. Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
  6. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».

Учебно-тематический план.


№п/п

Тема занятия

Беседа, лекция

Сообщения

учащихся

Практикум

Творческое  исследование

Конкурсы

Викторины

Тренажер



Формы

контроля

Решение задач с модулем 12ч.

1-2

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

1 ч.

1 ч.

3-4

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

1 ч.

1 ч.

5-8

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.

9-12

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Сам. работа

1 ч.

Решение задач с параметрами 12ч.

13

Понятие параметра.

1 ч.

14-15

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

1 ч.

1 ч.

16-17

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

1 ч.

1 ч.

18-19

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

1 ч.

1 ч.

20-22

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

1 ч.

1 ч.

1 ч

23-24

Количество корней в зависимости от значений  параметров.

1 ч.

1 ч.

Сам. работа

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры 10ч.

25-28

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

1

1

1

1

29-31

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

1

1

1

32-34

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"

Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...

Рабочая программа элективного курса "Алгебра модуля", 9 класс

Данный элективный курс для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. На изучение этого курса по математике «Алгебра модуля»  в учебном плане отводится  8 часов.   Курс напра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Модуль и параметры в ЕГЭ»

Данная программа разработана с целью расширения и углубления знаний учащихся по математике, формирования навыков поиска и исследовательской деятельности. Курс строится по принципу дополнения действующ...

Рабочая программа элективного предмета "модули и параметры " 10 класс

Курс построен как углубленное изучение вопроса и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующи...

рабочая программа элективного курса "Решение задач с параметрами"

рабочая программа элективного курса по математике для обучающихся 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач с параметрами" для учащихся 10 класса

Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Решение задач с параметрами вызывает у учащихся значительные затруднения. Эти зада...