Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
рабочая программа
Индивидуальная рабочая программа
Предмет: окружающий природный мир
Класс:0- 1В
Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_prirodnyy_mir_0-1.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
1.Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
2.Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 58 часов, 2 часа в неделю, 29 учебные недели). Из них 29 часа (1 ч в неделю) обязательная нагрузка и 29 часа отводится на самостоятельную работу.
В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы.
- Формирование уважительного отношения к миру природы.
- Овладение навыками адаптации в развивающемся мире.
- Формирование личностного смысла учения
- Развитие самостоятельности и личной ответственности
Предметные:
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям
- Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека
- Элементарные представления о течении времени
5. Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).
6. Описание материально – технического обеспечения учебного предмета
«Окружающий природный мир»
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
8.Календарно-тематическое планирование. Обязательная нагрузка.
Раздел | Дата (план) | Коррекция даты | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Временные представления | Что нам осень принесла? Ягоды | 1 | Формировать элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Учить следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства, последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу | Сформированы элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Способен замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями Называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | ||
Что нам осень принесла? Грибы | 1 | |||||
Одежда и обувь человека осенью. | 1 | |||||
«Что нам осень принесла?» Овощи. | 1 | |||||
«Что нам осень принесла?» Фрукты. | 1 | |||||
«Что нам осень принесла?» Ягоды. | 1 | |||||
«Что нам осень принесла?» Грибы. | 1 | |||||
Растительный мир | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 1 | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | Сформированы элементарные представления о растительном мире; обучающийся выделяет существенные признаки. | ||
Объекты природы | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | наблюдать изменения в природе | Обучающийся способен наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Осознает необходимость бережного отношения к природе. | ||
Животный мир | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | Формирование представлений о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | Сформированы элементарные представления о птицах, их значении. | ||
Временные представления | Занятия и труд людей осенью | 1 | Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий | Сформированы представления о труде людей в зависимости от времени года; Умеет по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | ||
Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | |||||
Растительный мир | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Формировать представления о лесе; о правилах поведения в лесу | Сформированы представления о лесе; о правилах поведения в лесу | ||
Животный мир | В мире животных | 1 | Обучение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | ||
Сравнение зверей и птиц | 1 | |||||
Временные представления | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | проводить несложные наблюдения в окружающей среде Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём проводить несложные наблюдения в окружающей среде | Способен замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Сформированы представления о зимней одежде, ее назначении Умеет наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Умеет узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей | ||
Одежда и обувь человека зимой | 1 | |||||
Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | |||||
Зимние забавы | 1 | |||||
Что делают растения зимой? Елка | 1 | |||||
Новый год Изготовление украшений на елку. | 1 | |||||
Животный мир | Животные и птицы зимой | 1 | Формировать представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Сформировано представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
Животный мир | Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | ||||
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | |||||
Растительный мир | Комнатные растения. Уход. | 1 | Учить распознавать комнатные растения. Практически учить правильно за ними ухаживать. | Умеет распознавать комнатные растения. Умеет правильно за ними ухаживать. | ||
Временные представления | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий | Изображает погодные явления по подражанию с помощью имитационных действий | ||
Растительный мир | Природа и рукотворный мир | 1 | Учить классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | Умеет классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | ||
Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 1 | |||||
Объекты природы | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | Учить узнавать и называть явления окружающей природы. проводить несложные наблюдения в окружающей среде; | узнает и называет явления окружающей природы. Знает, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. |
Тематическое планирование самостоятельной работы
Раздел | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Временные представления | Одежда и обувь человека осенью. Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку) | 1 | Формировать элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Учить следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства, последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу | Сформированы элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Способен замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями Называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы |
«Что нам осень принесла?» Овощи. | 1 | |||
«Что нам осень принесла?» Фрукты.
| 1 | |||
Растительный мир | Какие бывают растения? Части дерева (лист) (рисование, аппликации) | 1 | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | Сформированы элементарные представления о растительном мире; обучающийся выделяет существенные признаки. |
Объекты природы | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | наблюдать изменения в природе | Обучающийся способен наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Осознает необходимость бережного отношения к природе. |
Животный мир | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | Формирование представлений о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | Сформированы элементарные представления о птицах, их значении. |
Временные представления | Одежда и обувь человека зимой | 1 | проводить несложные наблюдения в окружающей среде Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём проводить несложные наблюдения в окружающей среде | Способен замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Сформированы представления о зимней одежде, ее назначении Умеет наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Умеет узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей |
Зимние забавы | 1 | |||
Новый год Изготовление украшений на елку. | 1 | |||
Животный мир | Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | Формировать представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Сформировано представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | |||
Растительный мир | Природа и рукотворный мир | 1 | Учить классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
| Умеет классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам |
Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 2 | |||
Животный мир | Жизнь птиц весной | 1 | Формировать представления о птицах, их образе жизни и повадках весной Формировать представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. | Имеются представления о птицах, их образе жизни и повадках весной Имеются представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. |
Животные весной | 2 | |||
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | |||
Временные представления | Труд людей весной | 1 | Формировать представления о занятиях людей весной; установление взаимосвязей | Сформированы представления о занятиях людей весной; |
Растительный мир | В саду и в огороде | 1 | Формировать представления о том, что и как растет в саду и в огороде | Сформированы представления о том, что и как растет в саду и в огороде |
Временные представления | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Формировать элементарные представления о частях суток | Сформированы элементарные представления о частях суток |
Части суток. День-ночь | 1 | |||
Животный мир | Закрепление по теме "Животные" | 2 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Сформированы представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Закрепление по теме "Птицы" | 1 | |||
Растительный мир | Закрепление по теме "Растения" | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Сформированы элементарные представления о растениях; |
Объекты природы | Закрепление по теме "Явления природы" | 1 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Знает , что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. |
Временные представления | Скоро лето! | 1 | Учить замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Замечает весенние изменения в природе и умеет рассказывать о них; умеет работать с иллюстрациями |
Лист коррекции.
Дата | Внесенные изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Окружающий природный мир 6 класс. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью по окружающему природному миру в 6 классе (2020-2021 учебный год) содержит п...
Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для обучающихся 1 класса с ТМНР
Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Фрукты: внешний вид, запах, вкус" для 1 класса АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4) (в соответствии с ФГОС обучающихся...