Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
рабочая программа
Индивидуальная рабочая программа
Предмет: математические представления и конструирование
Класс: 0- 1В
Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_0-1.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий
2. Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации,требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 58 часов, 2 часа в неделю, 29 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Социально – эмоциональное развитие в процессе обучения математическим представлениям
- Формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками на уроках по математическим представлениям.
- Овладение начальными навыками учебы в процессе изучения математическим представлениям
- Развитие учебной мотивации на уроках по математическим представлениям
- Воспитание желание к учению
- Воспитание желание выполнять задания, данные учителем
- Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на уроке
Предметные:
- Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
- Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных для обучающегося пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
5. Содержание учебного предмета
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один) с использованием плодов (орехи, шишки и др.), воды (наливаем в миски, стаканы), геометрических фигур, мелких игрушек (бирюлек).
Знакомство с цифрой 1. Выкладывание цифры 1 из палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифры 1 по трафарету. Запись цифры по точкам и попытки самостоятельной записи (индивидуально).
Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось кольцо»: много, мало, одно кольцо и т.п.
Обучение выбору без пересчета соответствующего количества предметов и проверке правильности выполнения задания способами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.
Игры и упражнения на объединение предметов в множества и разъединение множеств: однородные с отдельными признаками различия (например, по величине, цвету), разнородные с признаками сходства (например, по величине, цвету).
Знакомство с количеством в пределах двух. Цифра 2. Упражнения на выбор двух предметов (игрушки, картинки) из множества. Показ на пальцах: 1,2. Выкладывание цифры 2 из палочек, веревки, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифры 2 по трафарету и по точкам.
Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два).
Знакомство учащихся с некоторыми общими принципами счета: формирование действий присчитывания.
Представления о форме.
Знакомство с кругом, соотнесение его с шаром. Игры с различными настольными и напольными моделями и модулями типа горки, при этом уточняются особенности движения по горке округлых предметов, устанавливаются причинно-следственные связи (катится, потому что круглое).
Игры и игровые упражнения в сухом бассейне на закрепление представлений о красном и желтом цвете. Знакомство с зеленым цветом. Игры, в которых необходимо выбрать шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество.
Знакомство с кубом. Тактильные упражнения на выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других.
Знакомство с синим цветом.
Представления о величине.
Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.
Игры и игровые упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины (большой мяч далеко – маленький близко).
Пространственные представления.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).
Игровые упражнения (этюды, пантомимы) на уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках.
Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах.
Игры в народные игры.
6. Описание материально – технического обеспечения учебного предмета
«Математические представления»
Включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори - материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
8.Календарно-тематическое планирование
Обязательная нагрузка
Раздел | Дата (план) | Дата (факт) | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Формирование временных представлений | Ночной режим | 1 | Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима). Игровые упражнения (этюды, пантомимы) на уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Игры в народные игры. | Сформированы знания о частях суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей, взрослых, объективных условий природы) Сформированы представления о последовательности частей суток ,называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентируются во времени | ||
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делала днем, вечером» | 1 | |||||
«Покажи, что ты делала ночью» | 1 | |||||
Один и много | 1 | |||||
«Режим дня» | 1 | |||||
«Режим дня» | 1 | |||||
«Режим дня» | 1 | |||||
«Ночной режим» | 1 | |||||
«Ночной режим» | 1 | |||||
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» | 1 | |||||
Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью» | 1 | |||||
Формирование количественных представлений | «Один» и «много» | 1 | Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один) с использованием плодов (орехи, шишки и др.), воды (наливаем в миски, стаканы), геометрических фигур, мелких игрушек (бирюлек). Знакомство с цифрой 1. Выкладывание цифры 1 из палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифры 1 по трафарету. Запись цифры по точкам и попытки самостоятельной записи (индивидуально). Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полянку»: много, мало, один грибок, одна бабочка; выбор по цвету и количеству: один желтый грибок, много красных). | Умеет соотносить количество (один стул-сядет один мальчик. Много стульев-сядут много мальчиков) Соотносит отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем —пересчитав его количество. (Один зайчик, один мишка, одна белочка и т.д) Сформированы понятия «правая» и «левая» рука. Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик Умеет раскладывать по коробкам шишки с шишками, листья с листьями (классификация предметов) Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик | ||
«Знакомство с цифрой 1» | 1 | |||||
«Один-много» | 1 | |||||
«Цифра 1» | 1 | |||||
«Много» | 1 | |||||
«Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 1 | |||||
«Мои игрушки» | 1 | |||||
«Цифра 1» | 1 | |||||
«В гостях у лесовичка в лесу» | 1 | |||||
«Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1» | 1 | |||||
Формирование представлений о величине | «Большой-маленький» | 1 | Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины. Игры и игровые упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины (большой мяч далеко – маленький близко). | Умеет выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения умеет выделять и группировать предметы по величине длинный -короткий. Умеет показать жестом большие и маленькие предметы, длинный - короткий Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом Умеет видеть разницу в росте, сопровождает свою речь с жестами Умеет соотносить одежду с ростом Одевает на куклу кофту, штаны Умеет выбирать из общих кубиков большие кубики, жестом - разводит в разные стороны руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую с маленькой башней. | ||
«Длинный – короткий» | 1 | |||||
«Большие и маленькие игрушки» | 1 | |||||
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения». | 1 | |||||
«Я большая, а ты маленький» | 1 | |||||
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 1 | |||||
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» | 1 | |||||
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» | 1 | |||||
«Постройка башни» | 1 | |||||
«Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 1 | |||||
«Длинный мост,короткий мостик» | 1 | |||||
Формирование представлений о форме | «Круг» | 1 | Знакомство с кругом, соотнесение его с шаром. Игры с различными настольными и напольными моделями и модулями типа горки, при этом уточняются особенности движения по горке округлых предметов, устанавливаются причинно-следственные связи (катится, потому что круглое). Игры и игровые упражнения в сухом бассейне на закрепление представлений о красном и желтом цвете. | Умеет работать с деревянными пазлами, вставляет в отверстие формы из круга, квадрата Умеет дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку Умеет соотносить и дифференцировать квадрат методом наложения | ||
«Квадрат» | 1 | |||||
«Предметы похожие на круг,квадрат» | 1 | |||||
«Предметы похожие на круг,квадрат» | 1 | |||||
«Раскрашивание круга,квадрата» | 1 | |||||
«Раскрашивание круга,квадрата» | 1 | |||||
«Обведение квадрата по контуру» | 1 | |||||
«Обведение квадрата по контуру» | 1 | |||||
«Вверху- в середине -внизу» | 1 | Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями. | Сформированы понятия«вверху» «внизу Умеет раскладывать маленькие игрушки на верхнюю полку, большие игрушки на нижнюю полку Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). Складывает вещи по полкам. Показывает верх-низ Сформированы навыка ориентации на листе бумаги Выполняет последовательно организованные движения Умеет находить по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой учителя, где он находится) Умеет раскладывать предметы от себя далеко, близко Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора. | |||
«Вверху- в середине -внизу» | 1 | |||||
«Разложи игрушки по полкам» | 1 | |||||
«Разложи игрушки по полкам» | 1 | |||||
«Разложи одежду по полкам» | 1 | |||||
«Разложи одежду по полкам» | 1 | |||||
«Ориентация на листе бумаги» | 1 | |||||
«Ориентация на листе бумаги» | 1 | |||||
«Ориентация на листе бумаги» | 1 | |||||
«Поровну- больше» | 1 | |||||
«Поровну- больше» | 1 | |||||
«Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от» | 1 | |||||
«Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от» | 1 | |||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 1 | |||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 1 | |||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» | 1 | |||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» | 1 | |||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» | 1 |
Лист коррекции.
Дата | Внесенные изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по формированию математических представлений и конструированию 1й год обучения.
Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив....
Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР
Конспект открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе Тема: «Цифры 1-6.Повторение»...
Урок-закрепление по математическим представлениям: шар, куб. 2 класс. Программа для обучающихся с ТМНР
Методическая разработка урока....
Методическая разработка по математическим представлениям и конструированию для детей с ТМНР 8 класс
Методическая разработка по математическим представлениям и конструированию для детей с ТМНР 8 класс...
Методическая разработка по математическим представлениям и конструированию для детей с ТМНР 8 класс
Конспект урока по математике в 8 классе по теме:«Обвод геометрических фигур по опорным точкам»....
Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...
«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...