Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"
методическая разработка по математике (5 класс)

Дюсимбаева Гульсара Миндваевна

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС и презентацию к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс – 5

Учитель математики – Дюсимбаева Г.М.

Авторы УМК – Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: изучить правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями

Задачи урока: 

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с       предложенным алгоритмом

Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений

Основные понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация “Сложение обыкновенных дробей”, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, мобилизация внимания детей. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульсара Миндваевна.

А вы знаете «Что ничего не стоит, но очень дорого ценится?». Конечно же, это улыбка. Давайте подарим друг другу этот бесценный подарок, улыбнёмся, пожелаем друг другу хорошего настроения и я надеюсь, оно сохранится у вас до конца урока.

Вы знаете, что мы с вами живем на Южном Урале, столицей Южного Урала является город Челябинск. Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие за знаниями по Южному Уралу.

Включаются в деловой ритм урока,

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует устную работу

Давайте, вспомним, в каком году основан г.Челябинск? А вы знаете в каком году основан г.Челябинск. А хотите узнать?

Для этого выполним следующие вычисления:

На проекторе выведены примеры (презентация слайд2-10), а на доске прикреплена таблица возможных ответов на примеры и соответствующая цифра даты основания города.

 Задания “Обыкновенные дроби” (приложение 1)

1. Выбери из данных чисел правильную дробь:

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4980.gif; http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4981.gif; http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4982.gif;  .

2. Замените дробь http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4984.gifравной ей дробью со знаменателем 35:

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4985.gif; http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4986.gif; http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4987.gif; http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641371/Image4988.gif.

3. Сократите дробь:

 

4.Найдите значение выражения

1

2

3

4

5

7

6

Молодцы, мы вспомнили, что г.Челябинск основан в 1736 году как крепость, Челябинск к XIX веку стал одним из крупнейших торговых центров Урала.

1. Отвечают на вопросы

 

 

2. Решают и выставляют результат работы на доску.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

А мы продолжим свой путь. Скажите, вы любите конфеты? А вы знаете, что у нас на Южном Урале производят конфеты, которые любят не только в России, но за границей. А производит их  ОАО Челябинская кондитерская фабрика «Южуралкондитер».

Давайте сейчас выполним необходимые расчеты и узнаем год основания фабрики ОАО «Южуралкондитер»

  1. Предлагаю пример:

Найдите значение выражения

Решают проблему.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения

Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

Личностные: осознание ответственности за общее дело

4. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такой пример?

Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? На какие действия данный пример?

Итак, тема нашего урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. (слайд №__).

А чему мы сегодня должны научиться? Как вы думаете какая цель сегодня у нас на уроке?

1.Дают ответ.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

2. Предлагают свои варианты.

3. Записывают образец в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

5. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для дальнейшей работы по новому материалу

Вернёмся к нашему примеру. Скажите, какие дроби вы умеете складывать? Молодцы! А как мы складываем дроби с одинаковыми знаменателями. А что мы можем сделать с нашим примером, чтобы применить наши уже имеющиеся знания. Правильно, привести к общему знаменателю.  

1. Отвечают на вопросы

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей

Давайте закрепим, наши знания на следующих примерах, а заодно и выясним год основания кондитерской фабрики:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Молодцы, итак, что год основания фабрики 1961г.

  1. Самостоятельное решение
  2. Выставляют результат работы на доску в виде даты.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

6.Динамическая пауза. (1 мин)

Физкультминутка.

Ребята, давайте, встанем, немного разомнемся и посмотрим на экран, стоим прямо, голову не поворачиваем, а следим только глазками. Молодцы, садитесь.

Встают немного разминаются и делают упражнения, для глаз следя за изображением на проекторе

7.Этап контроля и самоконтроля.

Мои ребята, такие же, как и вы, ученики 5 класса, когда узнали, что я собираюсь к вам. Они сказали мне, что хотят отправить вам видеоприветствие. Посмотрите:

Здравствуйте, мы ученики 5 класс БСОШ №4 приготовили для вас сюрприз. Наши любимые конфеты фабрики «Южуралкондитер».  Мы посчитали, их здесь 100, и разделили в две коробки: одну для вас, другую для гостей. В первую коробку мы положили  всех конфет, а во вторую на   меньше.  Сколько конфет в каждой коробке? Разделите их между собой быстро и честно, чтобы всем досталось поровну. Не забудьте угостить гостей. Удачи!!!

Парная

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей

Умение слушать

Умение рассуждать

Умение работать в группе

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

8. Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

Сейчас – за окном зима. Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в зимнем лесу, любуемся красотой зимнего леса

. Попытайтесь вспомнить наш урок, и ответить на 3 вопроса:

-Как я себя чувствовал на уроке, доволен ли собой?

-Легко ли мне было работать на уроке?

-Трудно ли было выполнять задания?

Откройте глаза, перед вами на доске прикреплены снежная ступенчатая гора

Верхняя ступень(вершина горы) означает: “ Я отлично работал на уроке и всё понимал. ”.

Средняя ступень (середина горы): “ Я хорошо работала на уроке, но что-то осталось мне еще не понятным”.

Нижняя ступень (подножие горы): “ Я не разобрался с темой, многое осталось не понятным”.

Возьмите снежинку, которая лежит у вас на парте, и выходя из класса, прикрепите её на ступень горы которая соответствует вашему состоянию на уроке.

1. Отвечают на вопросы

 

 

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Используемая литература. 

Учебник “Математика 5”. Авторы: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б.Суворова и другие. М.: Издательство “Просвещение”, 2012.

Рабочая тетрадь “Математика 5”, часть вторая. Авторы: Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова и другие. Издательство “Просвещение”, 2012.

Книга для учителя “Математика: поурочные разработки для 5 класса”. Авторы: С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова. Издательство “Просвещение”, 2009.

Стандарты второго поколения. “Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы”. Москва: “Просвещение”, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что ничего не стоит, но очень дорого ценится?

Слайд 2

1 2 + 1 3 = 1 2 - 1 5 =

Слайд 3

Цель урока: повторить правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Слайд 4

Задачи урока: Личностные: создать условия для развития мышления; Метапредметные : способствовать развитию, овладению работы с алгоритмом; Предметные: создать условия для развития навыков устных и письменных вычислений.

Слайд 5

Выберите из данных чисел правильную дробь 3 3 6 2 11 12 5 4 ; ; ; .

Слайд 7

Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35: 4 7 4 35 25 35 24 35 20 35 ; ; ; .

Слайд 9

Сократите дробь: 1 8 27 2 3 =

Слайд 11

Найдите значение выражения 1 8 + 2 8 = 3 8

Слайд 13

Найдите значение выражения 6 7 - 5 7 = 1 7

Слайд 15

Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Найти общий знаменатель; Найти дополнительные множители; Умножить числитель на дополнительный множитель; Выполнить действия. 15 10 1 2 + 1 3 - 1 5 = _____________ 30 1*15 + 1*10 - 1*6 6 = 19 30

Слайд 17

Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Найти общий знаменатель; Найти дополнительные множители; Умножить числитель на дополнительный множитель; Выполнить действия. 15 10 1 2 + 1 3 - 1 5 = _____________ 30 1*15 + 1*10 - 1*6 6 = 19 30

Слайд 19

Задача от учеников 5 класса МКОУ «БСОШ №4» Всего 100 конфет, которые разделили в две коробки. В первую коробку положили всех конфет, а во вторую на меньше. Сколько конфет в каждой коробке? 4 5 9 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в 5 классе. Тема "Вычитание обыкновенных дробей".

На данном уроке формируются умения выполнять вычитание обыкновенных дробей, Учащиеся решают поставленную проблему, опираясь на умения и навыки выполнения сложения обыкновенных дробей. Закрепляют навык...

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Данная методическая разработка может использоваться на уроке открытия новых знаний....

План - конспект урока на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

План-коспект открытого урока в 6 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок с презентацией для 6-го класса по математике на тему: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

разработка урока по математике 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Конспект и презентация к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

Открытый урок по математике в 7 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».

Цель урока:познакомить с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.Задачи урока:1. Коррекционно-обучающие:- Отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знам...