Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели:
Образовательная: формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающая: формирование универсальных учебных действий.
Данная технологическая карта представляеть собой методическую разработку урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока математики 5 класс | 355.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Оксана Сергеевна Плотникова,
учитель математики ГБОУ школа №413
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник:Математика 5 класс, Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин., – М.: Просвещение, 2013
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели:
Образовательная: формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающая: формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД;
Уметь:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,
- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,
- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,
- проводить объективную самооценку и взаимооценку.
Регулятивные УУД:
Уметь:
- определять цели учебной деятельности,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- составлять алгоритм действий на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- слышать, слушать и понимать партнера,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- договариваться, вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли,
- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
Уметь:
-добывать новые знания,
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,
- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | Формируемые УУД |
1-й этап. Организационный Цель этапа: настроить учащихся на сознательную учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | |||||
1 | Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. Задача. Мама купила торт. Сын съел 3/10 торта, бабушка– 1/10, дочь - 2/10. Какую часть торта съели? Достанется ли торт и маме и папе? На доске записывается тема урока | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Настраивает на сознательную учебную деятельность. Создает проблемную ситуацию. Задает вопросы: - Как узнать, останется ли еще хотя бы кусочек торта для папы? - Что для этого нужно сделать? - Применимы правила действий к обыкновенным дробям? Предлагает сформулировать тему урока и цели урока. Уточняет цель: Сформулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и научиться использовать их при решении задач Предлагает записать тему урока, дату урока | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. (-надо посчитать сколько кусочков торта осталось; -сложить дроби, вычесть) Формулируют тему и цели урока. Ставят перед собой свои цели на данный урок Записывают тему и дату урока | Ф | Л. Самоопределение, смыслообразование. Р. Планирование, целеполагание. П. Анализ, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. К. Планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся | |||||
2 | Выполнить устно Демонстрируется слайд Демонстрируется слайд Демонстрируется слайд | Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. | Ф | П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения. Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
3-й этап. Изучение нового материала Цель этапа: построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. | |||||
Задание 1. Демонстрируется слайд Мама купила торт. Сын съел 3/10 торта, бабушка– 1/10, дочь - 2/10. Какую часть торта съели? Достанется ли торт и маме и папе? Демонстрирует слайд Демонстрируется слайд | Демонстрирует слайд и Предлагает записать условие задачи в виде модели. Предлагает решить задачу. Предлагает открыть учебник на с.192-193, найти в тексте и прочитать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей. Предлагает сверить свое решение с образцом: 1)3/10+1/10+2/10=6/10 (торта)-съели 2)1-6/10=10/10-6/10=4/10(торта)-осталось Ответ:6/10 торта съели; достанется. Предлагает записать правила сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем в буквенном виде в тетрадь и запомнить их. | Читают текст задачи. Записывают условие задачи в виде модели: С.- 3/10 торта, Б.- 1/10 торта, ? торта Д.- 2/10 торта. Ост.- ? торта. Обсуждают задачу. Предлагают решение. Формулируют проблему: как сложить и вычесть обыкновенные дроби? Находят правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действия в тетради. Комментируют выполнение задания. Пишут ответ к задаче. Записывают правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в буквенном виде. Запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. | Ф И П | П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | |
4-й этап. Первичное закрепление изученного материала. Цель этапа: формирование практических навыков решения заданий. | |||||
№746(а,в,д), №747(а,в,д), №748. | Предлагает решить задание у доски с комментированием решения и в тетрадях. | Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. | Ф | Л. Сознание ответственности за общее дело П. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. | |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомляемости учащихся. | |||||
5 –й этап. Закрепление изученного и применение знаний в новой ситуации Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение изученного материала в новой ситуации | |||||
Работа в парах. Взаимопроверка. Критерии оценивания: 1 ошибка-«4», 2 ошибки –«3», 3 ошибки – «2», без ошибок –«5». | Предлагает выполнить задания в парах и проверить себя, насколько понят алгоритм сложения и вычитания и может его применить. - Кто закончит задание, поднимите руку. Предлагает ключи для выполнения взаимопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? Предлагает осуществить взаимооценку Кто правильно выполнил задание? | Выполняют задания, обсуждают решение с соседом по парте. Осуществляют взаимопроверку:проверяют ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют взаимооценку. | П | П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником. Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный. Восприятие, осмысление, запоминания материала. | |
6-й этап. Информация о домашнем задании с комментированием Цель: обсудить и записать домашнее задание | |||||
Домашнее задание. Глава 9. П.9.1. –читать до примера 4. Знать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем и уметь записывать с помощью букв. №746(б,г,е), №747(б,г,е). Подготовить для соседа по парте красочно оформленную карточку с задачей на 2 действия. | Предлагает записать задание и даёт комментарии к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. | Ф | ||
8-й этап. Итоговый Цель : провести рефлексию и оценивание учащимися учебной деятельности на уроке | |||||
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников: - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? Чему научились на уроке? - Проанализируйте свою работу. Предлагает заполнить индивидуальные листы контроля | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями об уроке: что узнали нового, чему научились, какие сложности испытали во время урока, что удалось, что не удалось? Делятся планами на следующий урок. Осуществляют самооценивание и взаимооценивание | Ф | П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов. Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка. Л. Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):
П – познавательные
Л – личностные
К- коммуникативные
Р - регулятивные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)
Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содерж...
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)
Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...
Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР
Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....
Методическая разработка к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, представлен технологической картой урока с УУД....
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Предствлены материалы к уроку математики 6 класса по теме "Сравнение дробей с разными знаменателями": технологическая карта, презентация, лист самооценки и карточка....
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Презентация урока...
Методическая разработка урока математики по теме: "Сравнение дробей с разными знаменателями", 6 класс
Лист самооценки ученика...