Умножение натуральных чисел
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Технологическая карта урока. Урок повторения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 147.52 КБ |
prilozheniya.docx | 402.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Учитель | Васильева Маргарита Николаевна |
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – 30-е изд., исп. – М.:Мнемозина, 2012 | |
Тема урока | Умножение натуральных чисел |
Тип урока | Повторение и закрепление материала |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме: «Умножение натуральных чисел». |
Задачи урока | Образовательные: совершенствовать навык умножения, использовать свойства при вычислениях |
Развивающие: развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. | |
Воспитательные: формирование математической аккуратности, умения высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. | |
Планируемые результаты | Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению учебного материала; формировать навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля. |
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, структурировать информацию в виде записей | |
Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; развитие способности к мобилизации сил; умение самостоятельно контролировать своё время и оценивать правильность выполнения действий. | |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | |
Основные понятия на уроке | Умножение, компоненты умножения, свойства умножения. |
Технологии | Группового обучения, поисково-исследовательская, мозговой штурм, здоровьесберегающая, игровая |
Формы работы обучающихся | Работа с текстом, работа в группах, самостоятельныя работа, фронтальная работа. |
Межпредметные связи | Работа с диаграммами (экономика), работа с текстом (история) |
Организация деятельности обучающихся на уроке | -самостоятельно определяют тему урока -работают с текстом -ведут диалог, отвечают на вопросы -выполняют задания -подводят итоги |
Учебное оборудование | Раздаточный материал, презентация, звуковое сопровождение |
Организационная структура урока
№ этапа | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Организационный | 1 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Здравствуйте ребята. Меня зовут Маргарита Николаевна. Рада вас видеть. Обратите внимание, чтобы фигура на вашей парте соответствовала фигуре на ваших бейджах. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя | Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
2. | Мотивация | 2 мин | (Звук) Давайте послушаем это письмо: (Аудиозапись) Привет, дорогой Друг! Недавно я навестил своего брата на родине. Это очень необычная страна. На обратном пути, когда я уже отправился на поезде, брат что-то крикнул мне вслед, но из-за гудка я ничего не услышал. Позже я получил от него письмо: «Знаю, тайна мучает тебя! Но ты не унывай! Чтобы новое узнать, предлагаю я тебе, мою фразу разгадать!» Мой брат решил надо мной пошутить и зашифровал фразу! Конечно, без ключа у нас ничего не получится. Тебе придется отправиться в эту страну, чтобы получить подсказки к шифру, за выполнение различных заданий. Чтобы купить билет на поезд отправляйся в справочное бюро, так как обычный билет тебе не подойдет. Поможем нашему герою? Отправляемся в справочное бюро. | Слушают. Начальное определение цели урока. Понимают, что им предстоит выполнять задания для расшифровки текста. | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
3 | Актаулизация знаний | 3 мин | Чтобы получить билет на поезд, нужно выполнить задание, присланное из этой страны. Правильно выполненные задания вы обменяете на посадочный билет. У вас на парте лежит конверт «Стоимость билета». Каждый из вас берет одно задание из конверта. На этих листочках вы можете делать необходимые вычисления. На выполнение задания у вас 1,5 минуты. Приступаем. Внимание! Время истекло. Вам необходимо проверить самих себя на наличие ошибок. На слайде представлены решения. На самопроверку у вас 0,5 минуты. Поднимите вверх листочек, кто выполнил задание без ошибок. Ого! Какие молодцы. Остальным мы простим ошибки на первый раз. За решение без ошибок, я дам вам подсказку, которая вам пригодится позже. Соберите листочки с примера в конверт, чтобы обменять их на посадочный билет. Хорошо! Билеты у всех есть, нужно поспешить на поезд! (Звук) | Слушают. Выполняют задание на карточках. Проверяют, исправляют ошибки. Каждая группа получает подсказку. Дополнительно получает подсказку группа, где хотя бы один ученик выполнил задание без ошибок. Производят «покупку» билета | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
4 | Определение темы и цели урока | 3 мин | «Уважаемы пассажиры, предъявляем билеты! В билете вам необходимо заполнить ФИ пассажира. Скажите, в какую страну вы едете на этом математическом поезде? (Доп: -какие задания вы выполняли, чтобы добраться сюда? Какая тема объединяла эти задания?) Запишите в билете страну прибытия. Какая цель нашего путешествия? Что мы будем делать во время нашего путешествия? Зная тему урока, давайте вспомним первое задание, которое мы выполняли, скажите, какое правило вы использовали, чтобы быстрее решить пример? Ребята, обратите внимание, в билете есть таблица, вы должны оценить вашу работу и настроение на уроке, после выполнения каждого задания. Как оценивать, вы поймете по таблице справа. Заполните таблицу ваших успехов и настроения. | Пишут ФИ Судя по заданиям, которые мы выполняли, это страна Умножения. (Тема урока) Выполнять задания по теме умножения, тренировать свои навыки. Получают подсказки за ответы. Заполняют первые две строки таблицы. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. | Работа с текстом (+ физкультминутка) | 9 мин | Встреча с Профессором: «Здравствуйте, ребята, сколько бы людей я не встречал, никто не может ответить на мои СЛОЖНЫЕ вопросы! Может, вы попробуете? На партах у вас лежат листочки (Приложение) с текстами, каждый из вас должен взять себе один листочек. Читаем текст (0,5 мин) Обсудите с товарищами в группе то, что вы прочитали. (1 мин) Сейчас я раздала вам таблицы с вопросами. Каждый должен записать ответы на вопросы, опираясь на текст. На это задание у вас 3 минуты. Время истекло. Возьмите в руки ваш посадочный билет и карточку с вопросами. Обратите внимание, какие у вас красивые разноцветные бейджики. На столах стоят фигуры. Пересядьте за стол с фигурой, соответствующей вашему цвету на бейдже. Пользуясь вашими ответами, обменяйтесь информацией с новой группой. Обсудите, какой один интересный факт расскажет ваша группа. На это задание у вас 1 минута. Все молодцы! И каждая группа получает свою подсказку. Оцените ваши успехи и настроение в проездном билете во время встречи с Профессором. | Слушают. Читают текст. Отвечают на вопросы, заполняя карточки. Перегруппировка. Работают в группе, делятся полученной информацией. Каждая группа рассказывает по 1 факту. Заполняют строку в таблице на проездном билете. | Познавательные: поиск и определение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные: формирование умений совместно с другими обучающимися в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
6 | Работа с диаграммами | 4 мин | Встреча с Ховрошечкой Привет, друзья! Мой папа очень важный человек в стране Умножения. Поезда в нашу страну ходят часто, и папа хочет вложить свои средства в производство важных деталей. Помогите моему папе преобразовать информацию, которую он нашел о фирмах в более наглядный вид, подскажи, в какую компанию выгоднее будет вложить средства. Перед вами таблица с данными за 2016 год. Какая диаграмма соответствует таблице. Листочки с диаграммами у вас на столе, вы можете делать на них необходимые записи. Объясните, почему другие диаграммы не верны? (1 и 3) Хорошо! Вот тебе за ответ подсказка. Какая диаграмма иллюстрирует 2018 год, если с компаниями произошли следующие изменения? Молодцы! И еще одна подсказка за выполненное задание. Заполните, пожалуйста, таблицу ваших успехов и настроения в билете. | Слушают. Узнают, что такое тормозная колодка. Выбирают из предложенных диаграмм ту, которая соответствует таблице. Объясняют, почему другие не подходят. Получают новые данные, используя текст. Выбирают диаграмму, соответствующую информации, объясняя выбор устным решением. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, учатся формулировать собственное мнение. |
7 | Решение задачи | 2 мин | Уважаемые пассажиры, поезд дальше ехать не может по техническим причинам. Вот те раз, колеса намертво встали. Нужно их починить. А для того, чтобы их починить, мы с вами решим задачу. У каждого вагона 8 колес. Для починки одного колеса требуется 3 человека. Сколько человек необходимо, чтобы максимально быстро исправить неполадки, если у поезда 4 вагона? Власти нашей страны прислали нам необходимое количество рабочих, мы можем ехать дальше. А в знак благодарности я дам вам фрагмент расшифровки Заполните, пожалуйста, таблицу ваших успехов и настроения в билете. | Решают задачу. Один ученик озвучивает решение и ответ. Заполняют строку в таблице. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
8. | Обработка полученных данных (расшифровка) | 3 мин | Уважаемые пассажиры! Поезд прибыл в страну умножения! Теперь, имея при себе подсказки, вы можете приступить к расшифровке фразы! Обращаю ваше внимания, что у каждой группы подсказки разные, поэтому необходимо будет обратиться за помощью к другой команде. На выполнение задания у вас 2 минуты. Кто-нибудь из вас знает, кто автор этой цитаты? Гай Петроний Арбитр (лат.Petronius Arbiter) – римский писатель, поэт. Родился предположительно в 14 году, а слова его актуальны до сих пор. Заполните, пожалуйста, таблицу ваших успехов и настроения в билете. | Работа в группе. Ученики расшифровывают фразу, общаясь с другими группами. Один ученик громко озвучивает цитату для всех. «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» Петроний Заполняют таблицу | Познавательные: формирование представления о кодировании как способе изменения формы передачи информации Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, умения представлять информацию различными способами , умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: развитие диалогической речи |
9 | Рефлексия | 3 мин | Вот и закончилось наше путешествие. Возьмите ваш посадочный билет. На слайде представлена система оценивания. Посмотрите на ваши успехи и поставьте себе соответствующую отметку. Тем, кто отметку не получил, не нужно расстраиваться, вы тоже хорошо поработали, но вам нужно обратиться за помощью к учителю. А теперь вспомним, какая тема урока у нас была? | Анализируют данные, оценивают себя. Отвечают на вопросы: Тема урока: Умножение | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
Задание №1. «Покупка» билета
Задание № 2. Проверка билета
Задание № 3. Встреча с профессором
Текст для 1 группы
Иногда изобретение таблицы умножения приписывают Пифагору, в честь которого она названа в различных языках, включая французский, итальянский и русский
В 493 году Викторий Аквитанский создал таблицу из 98 столбцов, которая представляла в римских числах результат перемножения чисел от 2 до 50
Впервые же в школьную программу таблица умножения была введена в Англии в конце Средних веков. Правда, это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят и по сей день.
Джон Лесли в книге The Philosophy of Arithmetic (1820) опубликовал таблицу умножения чисел до 99, позволявшую перемножать цифры парами. Он же рекомендовал ученикам заучивать таблицу умножения до 25.
В книге В.Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» (1941г.) изложено 27 способов умножения, причем автор отмечает; «весьма возможно, что есть и еще (способы), скрытые в тайниках, книгохранилищах, разбросанные в многочисленных, главным образом, рукописных сборниках».
Текст для 2 группы
Полимат Готфрид Вильгельм Лейбниц (1647–1716) использовал для обозначения умножения знак (∩) и точку ( ⋅ ). В то время как точка до сих пор иногда используется в умножении, знак (∩) сегодня чаще используется для обозначения пересечения в теории множеств.
Уильям Отред (1574–1660), священнослужитель, предлагавший бесплатные уроки математики, первым использовал символ «x» для обозначения умножения. Готфрид Вильгельм Лейбниц, однако, был против этого символа, так как считал, что он слишком напоминает переменную .
В 1980 году Шакунтала Деви из Индии попала в Книгу Рекордов Гиннеса, верно умножив два 13-значных числа за 28 секунд. Самарт Бхагеш Патель из Индии поставил рекорд, когда быстрее всех правильно решил 10 случайных задач на умножение за 1 минуту. Не момент рекорда ему было всего 7 лет.
Самым юным человеком, верно, решившим примеры на умножение, стал двухлетний Сиддху. Он правильно умножил разделы 2, 3 и 5 таблицы умножения. Также к своим двум годам он уже умел считать до 1000 и складывать любых два числа от 1 до 100.
Есть предположение, что таблицу умножения изобрели в Китае. Эту версию подтверждает находка, сделанная более двух лет назад китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.
Текст для 3 группы
Немецкий математик Готфрид Лейбниц был заядлым изобретателем механических калькуляторов и добавил действия умножения и деления для калькулятора Паскаля. В конце 17-го века он доработал двоичную систему счисления, что позволило построить цифровые компьютеры несколько веков спустя.
В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале 18 века.
В Европе долгое время произведение называли суммой умножения. Название «множитель» упоминается в работах 11 века, а «множимое» в 13 веке.
При умножении 6 на четное число произведение заканчивается на ту же цифру, что и это четное число. Например, 6x2=12, 6x4=24, 6x6=36 и т.д.
Свойства умножения:
Переместительное: от перестановки сомножителей местами произведение не меняется. Сочетательное: результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением. Распределительное: чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.
Текст для 4 группы
Переместительное свойство имеет второе название коммутативный закон умножения. Сочетательное свойство имеет второе название ассоциативный закон умножения. Распределительное свойство имеет второе название дистрибутивный закон умножения.
Итальянский писатель Андреа Камиллери однажды сказал: «В моменты кризиса все, что нужно сделать – это повторить в голове таблицу умножения, и кризис минует вас».
Вы не сможете выполнить умножения многозначных чисел - хотя бы даже двузначных - если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения. В старинной «Арифметике» Магницкого необходимость твердого знания таблицы умножения воспета в таких - надо сознаться, чуждых для современного слуха - стихах:
Аще кто не твердит
таблицы и гордит,
Не может познати
числом что множати
И во всей науки, несвобод от муки,
Колико не учиттуне ся удручит
И в пользу не будет аще ю забудет.
Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик.
Софья Ковалевская
Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Вопросы:
1 группа
Чье имя несет таблица умножения? | |
Кто создал таблицу умножения в римских числах? | |
В какой стране впервые таблица умножения появилась в школьной программе? | |
Кто опубликовал таблицу умножения чисел до 99? | |
Как называется книга, в которой изложены 27 способов умножения? |
2 группа
Какой необычный знак Лейбниц использовал для обозначения умножения? | |
Кто первый использовал символ х для обозначения умножения? | |
В какой стране поставили рекорд по умножению двух 13-значных чисел? | |
Сколько лет было самому юному человеку, который верно решал примеры на умножение? | |
В какой стране была обнаружена старинная дощечка возрастом в 3000 лет с фрагментом таблицы умножения? |
3 группа
Кого можно назвать основоположником современных компьютеров? | |
Кто в России впервые ввел понятия «множитель», «произведение»? | |
Как по-другому называется произведение? | |
Какую закономерность имеет умножение на 6? | |
Какие свойства умножения вы знаете? |
4 группа
За что по мнению Ломоносова нужно любить математику? | |
Назовите вторые названия каждого из свойств умножения. | |
Кто нас учит решать все проблемы с помощью таблицы умножения? | |
Кто из великих математиков, сопроводил свою таблицу умножения стихами? | |
С кем сравнивает математика Софья Ковалевская? |
Задание № 4. Встреча с Ховрошечкой
Изменения в 2018 году
Увеличение продаж:
Альпром в 4 раза
Индастри в 3 раза и на 23
ВикМет на 146
Новация в 5 раз
Задание № 5. Поломка.
У каждого вагона 8 колес. Для починки одного колеса требуется 3 человека. Сколько человек необходимо, чтобы максимально быстро исправить неполадки, если у поезда 4 вагона?
Задание №6. Расшифровка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства", 5 класс
Хочу поделиться с коллегами своими формами работы с учениками 5 класса, которые способствуют активизации деятельности каждого ученика в классе, предоставляя возможность учителю во время устного с...
Умножение натуральных чисел и его свойства
Тип урока: комбинированный урок; Средства обучения: презентация по теме урока, карточки для устного счета, тест, оценочные листы, учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я. и др....
Умножение натуральных чисел и его свойства
Поурочная разработка урока математики 5 класс....
Умножение натуральных чисел и его свойства
разработка урока по математике в 5 классе с использованием презентации...
Урок математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел".
Первый урок по данной теме с использованием презентации РР и маршрутного листа....
Умножение натуральных чисел и его свойства. Разработка урока математики в 5 классе.
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, математика 5. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме: «Умножение натуральных чисел». Скорректироват...
Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.
Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....